30 декабря '09
Дмитрий Медведев выступил за «ненасильственную модернизацию»
Президент России Дмитрий Медведев, подводя итоги 2009 года и говоря о техническом развитии страны, первым делом отметил, что модернизация насильственным путем на сегодняшний день неприемлема. Изменения, по словам Президента, должны основываться «на эффективности и внутреннем желании самих людей меняться».
При этом Медведев в последних интервью года напоминал о том, что основные пункты стратегии развития информационного общества России рассчитаны на реализацию до 2015 года. К ней относится, в частности, перевод документооборота в госорганах, а также в сфере общения граждан с властью, в полностью электронный вид. Это касается, прежде всего, программы «Электронная Россия», которая будет развиваться до следующего года включительно, затем уступив место программе «Информационное общество (2011-2018 годы)». При этом Президент отметил, что темпы развития цифровизации документооборота в секторе госуслуг еще не соответствуют требуемым. Он подчеркнул, что количество таких услуг в России превышает 1,5 тысячи, а сроки их предоставления могут затягиваться на годы. Среди проектов, на которых сосредоточено внимание Президента, - также портал www.gosuslugi.ru, который, к недовольству Медведева, был открыт с задержкой и пока что работает только как информационный справочник.
Эксперты уверены, что количество регулятивных мер в сфере ИКТ в ближайшее время будет расти, поскольку государство заинтересовано в развитии этого сектора, что уже доказано на деле. Условия и сроки, которые ставит Президент, довольно жесткие, но, при наличии правильной расстановки приоритетов, - вполне реальные. Прежде всего, относительно просто будет ввести систему электронного голосования, хотя реализация остальных проектов окажется куда более трудоемкой. Инвестиции же (в частности, на развитие программ цифровизации) могут вырасти по сравнению с ранее намеченными ввиду экономической конъюнктуры.
Аналитики подчеркивают, что особенно важный момент для внедрения новых технологий – подготовка персонала организаций, куда стремится привнести инновации власть. Бюрократический аппарат не привык работать с электронными документами, а население с настороженностью воспринимает нововведения. Также внимание должно уделяться и образовательным программам, начиная со школьных. При этом власть может снизить влияние информационных барьеров, по сути, до сих пор изолирующих Россию от глобального общества знаний.
Эксклюзивные комментарии:
Владислав Исаев, аналитик
ИК «Финам»
«Во многих отраслях регулятивные нормы только разрабатываются, их количество будет расти. Президент говорил о том, что государство не может заставлять бизнес и общество модернизироваться, они должны прийти к пониманию необходимости этого самостоятельно. Скажем, коллективизация в СССР - классическая форма насильственной модернизации. Понятно, что в современных условиях такой подход неприемлем. По части развития «электронного правительства» и систем для электронного голосования многое зависит от наличия воли со стороны государственного руководства. Соответствующие технологии уже наработаны другими странами, они могут быть внедрены и в России, но для этого нужно сломить сопротивление бюрократии и решить вопрос доступа населения к инфраструктуре. Общие инвестиции сейчас оценить сложно, но, скорее всего, они вырастут на 30-50% по сравнению с уже анонсированными бюджетами. В целом, 2015 год - вполне реалистичный срок, хотя, понятно, различные обстоятельства могут увеличить срок реализации проекта еще на несколько лет».
Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента
ИФК «Алемар»
«Медведев ставит достаточно жесткие условия. Стоит учитывать, что население трудно приучить к инновациям, оно характеризуется высокой степенью инертности, по природе своей консервативно. Довольно трудно убедить граждан в преимуществах новых подходов. Быстро сделать это не получится, все нужно внедрять постепенно. В подготовке нуждаются и госорганизации: часто персонал там оказывается неподготовлен к нововведениям. Особенно это касается регионов, где низкий уровень информатизации. Нужно учитывать человеческий фактор, направляя основные усилия на образование (обучение на начальном этапе) и переподготовку. Многие бумажные документы до сих пор имеют больший вес, чем цифровые. 2015 год – вполне реальный срок, если грамотно расставить приоритеты».
Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»
«Заявление Дмитрия Медведева о недопустимости «насильственной» модернизации заслуживает положительной оценки. Эта позиция соответствует мировой практике и способствует более гармоничному и эффективному развитию рынка. Роль государства в идеальных условиях сводится к обеспечению благоприятного правового и налогового климата для ведения бизнеса. В контексте ИКТ данный список пополняется содействием в части преодоления негативного влияния наследства СССР. Речь идет о высвобождении частот. Также государство должно снижать влияние информационных барьеров, ограничивающих получение россиянами информации об актуальных на международном рынке услугах, что позволит более эффективно формировать спрос на инновационные технологии и сервисы. На практике последствия данной декларации, скорее всего, выразятся в снижении законодательной активности в данном отношении. Например, может не получить своего развития планируемый закон об энергоэффективности. Перспективы «электронного правительства» пока неопределенные. Есть основания для предположений о том, что серьезных изменений в отношении данной инициативы пока не произошло. В таком случае ждать полной информатизации государственных услуг к обозначенному сроку не приходится. Решение данной проблемы лежит не только в сфере ИКТ. В первую очередь качество государственных услуг необходимо улучшать посредством модернизации бюрократической системы РФ. И лишь затем целесообразно создание цифрового «интерфейса» для доступа к государственным услугам. Что касается системы электронного голосования, то развернуть ее будет проще по сравнению с созданием «электронного правительства». Эта система может обойтись без синхронизации с какими-либо многоуровневыми решениями. Соответственно, шансы на успешную реализацию данного проекта выше».