18 декабря '09
Россвязь просит снизить тарифы на УУ
Тарифы на доступ в Интернет в пунктах коллективного доступа (ПКД) «Почты России» должны быть снижены более чем в 10 раз. С таким предложением к Минкомсвязи обратились представители Федерального агентства связи, подчеркнув, что на данный момент тарифы на Интернет в рамках универсальной услуги (УУ) связи в несколько раз превышают среднерыночные. А это делает для многих услугу недоступной. В пользу этого говорит и статистика, озвученная Россвязью: за первые 9 месяцев 2009 года на каждый ПКД приходилось около 300 Мб трафика.
Количество самих ПКД ведомство предлагает увеличить до 4 на 10 тыс. жителей. Это потребует установки 42–43 тыс. абонентских терминалов в отделениях почтовой связи и общественных и культурных центрах. Планируется, что услуги будут осуществляться с использованием Ка-диапазона новых космических аппаратов связи на базе существующих линий.
Также предлагается развивать сеть распространения карт оплаты для таксофонов. Именно малое количество таковых Россвязь называет главной причиной того, что УУ, предоставляемые через таксофоны, невостребованы. По данным Федерального агентства связи, примерно с 17% установленных таксофонов в течение полугода не было сделано ни одного звонка.
Универсальные услуги – низкодоходный сегмент, отмечают аналитики. Довольно мал процент населения, у которого подобные услуги пользуются спросом. Поэтому для «Почты России» снижение цен на тарифы может оказаться серьезной проблемой, особенно если учитывать, что доходы от других услуг у почтового оператора также уменьшаются. К тому же, «Почта России» тратит средства и на пользование сетями компаний-операторов, не имея собственных. Хотя спрос на УУ при снижении цены, безусловно, вырастет.
Большинство специалистов скептически относятся к идее развития таксофонной связи. Эксперты подчеркивают, что ее фактически вытеснила сотовая связь, и подобные проекты актуальны лишь для российской глубинки – тех мест, куда иные виды связи еще не проникли. Что до увеличения количества ПКД – то оно должно быть напрямую связано с востребованностью общедоступных интернет-услуг в том или ином регионе. Речь также идет об отдаленных уголках страны, где еще недостаточно развиты частные интернет-услуги. При этом необходимо повышать и качество предоставляемых услуг.
Эксклюзивные комментарии:
Ирина Скворцова, аналитик
ИК «Атон»
«Сами по себе универсальные услуги низкомаржинальны. Фактически любые большие суммы на установление терминалов или таксофонов говорят о желании освоить как можно больше денег из бюджета. Сколько нужно денег зависит даже не от потребностей, а от того, сколько требуется конкретному региону. Сейчас должно повышаться, прежде всего, качество услуг в уже существующих ПКД. Насчет таксофонов - также не очень ясно, насколько нужно вообще развитие этого сектора. Намного более актуален, скажем, бесплатный Интернет в школах, но областные власти, как правило, не хотят брать на себя ответственность за их информатизацию».
Сергей Васин, аналитик
ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
«При снижении стоимости интернет-тарифов, естественно, увеличивается и спрос. Вопрос, насколько целесообразно понижать тариф в 10 раз. У «Почты России» нет собственной сети, поэтому ей приходится платить сторонним операторам. Но если от оказания интернет-услуг «Почта России» все же оказывается в прибыли, она может добрать за счет объемов трафика. В любом случае, не стоит ждать бурного роста: это низкодоходный бизнес. Интересуется такими услугами 2 сегмента граждан: те, у кого нет Интернета в принципе, и те, кто не имеет возможности получить доступ иными путями. Таким образом, получается достаточно узкая направленность. Количество точек доступа, мне кажется, должно соответствовать количеству почтовых отделений в населенных пунктах, этого вполне хватило бы. Если где-то отделения нет – тогда, конечно, его нужно достраивать. Качество услуг, впрочем, часто сомнительное, техника просто не всегда работает. И это качество надо повышать. Насчет того, насколько важно увеличить количество точек продаж таксофонных карт, не соглашусь: спрос на таксофонную связь падает из-за удобства сотовой связи, которой обеспечено уже 80% населения. Если бы таксофоны могли расширить линейку предоставляемых услуг, то интерес возрос бы. В качестве примера можно вспомнить, что современные телефоны осуществляют доступ в Интернет. Любая борьба за жизнь таксофонов сегодня – это только оттягивание их смерти. Хотя нельзя отрицать и того, что в других странах они тоже все еще существуют».
Маргарита Зобнина, доцент
НИУ-ВШЭ
«В России действительно высокие тарифы на общественный интернет-доступ, выше, чем, например, в Китае. При этом существуют государственные программы информатизации страны, приобщения населения к высоким технологиям. Государство может влиять только на госкорпорации, в том числе и на «Почту России». Если рассматривать предоставление услуг как бизнес, то стоит признать, что «Почта России» во многих местах – монополист, и повышение цен вполне логично. Но почтовый оператор является ФГУП, а цель государственного предприятия – не бизнес, а выполнение социальных функций. Если рассматривать понижение цен с этой стороны, то для государства оно вполне естественно. Но для «Почты», при снижении и доходов от основных услуг, сложно будет еще и удешевлять трафик. Сегодня сложилась такая ситуация, когда «Почта России» занимается услугами, которые отмирают. Стоит учитывать, что количество людей, пользующихся почтой для пересылки писем, становится все меньше. Имеет смысл сосредоточиться на доставке посылок, сотрудничестве с интернет-магазинами, занять нишу доставки товаров по почте за счет собственной курьерской службы. История с таксофонами – это тоже, по сути дела, цепляние за нечто полумертвое. У большинства людей потребность в таксофоне сейчас может возникнуть, только когда нужно срочно позвонить, а телефон разрядился. Сотовая связь каннибализировала эту услугу, и надежд на ее реабилитацию нет. Она нужна только там, куда еще не прошла сотовая либо фиксированная связь. А увеличивать количество почтовых ПКД необходимо в тех регионах, где домашний либо рабочий доступ в Интернет находится на низком уровне. В Москве это неактуально».