Тексаунд отзыв На звукоизоляционный материал не влияют низкие и высокие температуры, что даёт возможность монтировать Tecsound, например, в помещениях, куда ещё не подведено тепло и делает данный материал наиболее пригодным к использованию в России. Тексаунд позволяет подобрать оптимальное решение по монтажу системы звукоизоляции в каждом индивидуальном случае. Материал не впитывает влагу, обладает высокой устойчивостью к образованию плесени и гниению.

17 декабря '09

№30 ПРОГНОЗ: Частотная амнистия


Игорь Чесноков

ИА «Интегрум», руководитель отдела маркетинга и аналитики

 

На текущий момент позиция Минкомсвязи в отношении конверсии и высвобождения спектра под будущие технологии достаточно ясна и структурирована. Есть существенные основания для выводов, в соответствии с которыми ситуация в данном отношении имеет предпосылки для улучшения. В частности, внимания заслуживают усилия сотовых операторов в части лоббирования. Данный случай можно рассматривать с точки зрения положительного влияния интересов рынка на позицию государства и ее эволюцию. В частности, по сообщениям Наума Мардера представители отрасли очень активно сейчас лоббируют выделение частот под технологии широкополочного доступа.

Лоббирование приводит к соответствующим результатам. В частности, уже сейчас государство через Роскомнадзор выделило частоты диапазона 2,3-2,4 ГГц в 40 регионах Российской Федерации. Высвобожденные частоты послужат развитию технологии WiMAX. Более сложная ситуация складывается в отношении диапазона 790 МГц-862 МГц, который на текущий момент используется Министерством обороны и авиационными диспетчерами. По официальной информации для высвобождения данного диапазона требуются инвестиции в объеме $2 млрд. Источник данных средств не определен, но ситуация располагает к развитию частно-государственного партнерства по этому направлению. Также не решены сложности инфраструктурного характера, - используемое на данный момент радиооборудование немобильно и требует продолжительного времени для вывода из диапазона. Впрочем, на ситуацию положительно влияет внимание Президента - деятельность ведется достаточно интенсивно. В том числе и в отношении вышеупомянутого оборудования.  
Действия Роскомнадзора, руководство которого отчитывается перед премьер-министром, носят таргетированный характер. В частности, внимания заслуживают мероприятия по «санации частот». Таким образом, политика рассматриваемых ведомств в отношении обеспечения ресурса развития отрасли постепенно приобретает системный характер. Будучи подкрепленной усилиями лоббистов, эта работа позволит расширить границы развития рынка. Но лишь в условиях сохраняющегося влияния сотовых операторов, которые, в силу своего рыночного положения хорошо осознают направления развития и необходимые для них ресурсы.
В данном контексте внимания заслуживает и прямое регулирование развития отрасли, а именно – закон «Об использовании радиочастотного спектра в РФ». В целом, данная инициатива имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, консолидация полномочий по распределению частот и ведению федеральной базы данных по ним в России целесообразна. С другой, - очередная реорганизация может перемешать карты и разрушить складывающийся баланс развития отрасли, к которому участники рынка и представители регуляторов приходят ценой более чем серьезных усилий, а также многочисленных проб и ошибок. В то же время, новая концепция позволит сделать процесс выдачи частот более прозрачным. Инициатива прорабатывалась при активном участии представителей НИИР, Инфокоммуникационного Союза, Россвязьнадзора. Выжидательная позиция лидеров рынка также свидетельствует о наличии определенного положительного потенциала.
Введение рыночной платы за пользование спектром в целом соответствует тенденциям развития рынка, и может оказать существенное влияние на операторов, побуждая их рационально использовать данные активы. Положительное влияние на рынок будет ощутимым, но лишь в случае качественной проработки данного предложения.
Система сроков перевода спектра в гражданское назначение выглядит оправданной. На текущий момент в Российской Федерации для гражданского использования выделено всего 2% радиочастотного спектра, в то время как совокупная доля государства достигает 27%. Данная ситуация кардинальным образом отличается от положения дел в США и Европе. В первом регионе гражданскому использованию принадлежит 30% спектра, для государства предназначено всего 11%. Еще более благоприятные условия в Европе, где гражданские сети занимают 75% диапазона, а обеспечение деятельности государственных служб требует лишь 8%.
Данные Минкомсвязи подтверждают складывающуюся ситуацию. Силовики в Российской Федерации занимают 22% спектра, гражданское использование – 3%. Совместному использованию подлежит 75% частот. Рассматриваемый законопроект предполагает, что к 2014 году гражданским станет не менее 25% спектра, а к 2016 году — не менее 50%. Учитывая достаточно сжатые сроки и сложности инфраструктурного характера, основная задача, как и было сказано выше, ложится на частно-государственное сотрудничество. Военные используют преимущественно устаревшее оборудование, для работы которого требуются широкие диапазоны. В таких условиях именно рынок может помочь данной структуре произвести динамичные изменения. Вопрос лишь в консолидации позиций его участников. В противном случае реализация законодательной инициативы может существенно замедлиться. Если это произойдет, можно будет говорить об ослабевании интереса рынка к данному направлению развития. Учитывая текущее положение вещей, такое развития ситуации маловероятно, поскольку позиция государства в целом носит достаточно лояльный характер, а предпосылок для радикальных изменений по данному вопросу не создано.
3G в Москве
Несмотря на все трудности, связь 3G в Московском регионе постепенно развивается. В частности, стало известно, что операторы «большой тройки» - МТС, «Билайн» и «Мегафон» вплотную подошли к развертыванию данных сетей, и первые результаты этого можно будет увидеть уже до конца 2009 года.
Внимания заслуживают условия, выдвинутые Министерством обороны Российской Федерации. Предельное количество станций, разрешенных для размещения в регионе, установлено на уровне 2 тыс. единиц, и к ним предъявлены жесткие технические требования: лимитирована максимальная высота расположения передатчиков, их мощность. Следующим шагом будет согласование с Минобороны, после которого документы о предоставлении частот для связи 3G должны быть рассмотрены Госкомиссией по радиочастотам. Затем точку в данном процессе должны поставить чиновники Роскомнадзора. Законодательство страны устанавливает максимально допустимые сроки на завершение данного процесса, - не более 120 дней.
Ограничения, исходящие от представителей военных ведомств, в перспективе могут оказать влияние на развитие рынка. В целом, можно сказать, что переговоры в данном отношении были достаточно результативными. Изначально выдвинутые военными требования были существенно упрощены.
Ограничения по использованию диапазона 2,1 ГГц скажутся на рынке лишь в случае существенного спроса на продукты данной технологии. Пока предпосылок для взрывного интереса к 3G на территории столичного региона нет. Тем не менее, 3G можно развивать и в диапазоне 900 МГц.
Это потребует перераспределения частот между диапазонами 900 МГц, 1800 МГц, 2,1 ГГц, что приведет к существенному росту издержек операторов, которые целесообразны лишь в случае высокоинтенсивного роста рынка. Дополнительной сложностью является потребность конверсионных частот даже в диапазоне 900 МГц. Именно на данном этапе закладываются предпосылки для нарушения равномерного развития рынка, поскольку МТС и «Вымпелком» обеспечены частотами в данном диапазоне, но не «Мегафон». Впрочем, учитывая опыт рыночной практики в данном отношении, можно предположить, что выработка сбалансированной стратегии возможна. 
К числу положительных аспектов в случае внедрения 3G в московском регионе можно будет отнести рост доходов операторов от мобильного Интернета, который составит 30-40%. Это обусловлено тем, что участники рынка активно внедряют новые технологии, в отношении которых на рынке присутствует существенный спрос. Прогноз по другим направлениям услуг, например по таким, как видеозвонки, не столь оптимистичен. Мировая практика показывает, что в целом потребители не испытывают в них значительной потребности.
Распределение долей рынка между операторами в перспективе 1-2 лет можно представить следующим образом, - за доминирующее положение будут бороться МТС и «Билайн», в то время как «Мегафон» будет испытывать трудности из-за дефицита частот в диапазоне 900 МГц. Если препятствия со стороны военных будут сняты, высока вероятность паритетного освоения рынка.  
 
WiMAX
Весьма вероятна возможность того, что российский рынок мобильного WiMAX в ближайшие один-два года ожидают достаточно благоприятные перспективы развития. В первую очередь это скажется на географии охвата. Акценты будут постепенно смещаться от Москвы и Санкт-Петербурга в сторону регионов, где в качестве флагманов развития будут выступать наиболее населенные города, промышленные и административные центры.
Достаточно лояльна в данном отношении и позиция регулятора: недавнее решение регулятора об открытии для таких сетей частотного диапазона 2,3−2,4 ГГц окажет существенно влияние на ход развития рынка. Коснется данный импульс и смежных отраслей. К примеру, можно ожидать реакции от отечественных производителей радиооборудования, которые на текущий момент существенно отстали от зарубежных коллег.
Располагает к развитию рынка и ситуация в области обеспеченности потребителей необходимыми устройствами. Российская Федерация на текущий момент является одним из мировых лидеров по количеству WiMAX-устройств на единицу населения.
Говоря о регулировании рынка на уровне первых лиц государства, можно также утверждать о том, что ситуация развивается благоприятно. Не так давно в своем послании Президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости организовать в следующие пять лет доступ к широкополосному Интернету, цифровому телевидению и мобильной связи четвертого поколения на всей территории Российской Федерации. Построить сеть в обозначенные сроки вполне возможно, но лишь  при условии содействия государства, в силах которого оказать поддержку в части финансирования и стимулирования интереса населения к данной технологии.
Таким образом, WiMAX на текущий момент является одной из наиболее перспективных технологий связи, развитие которой на территории Российской Федерации подкреплено рядом существенных предпосылок, среди которых присутствует заинтересованность рынка, обеспеченность населения клиентскими устройствами, а также поддержка со стороны первых лиц государства.
 
LTE
Развитие технологии LTE на территории РФ сопряжено с рядом серьезных сложностей. В частности, до сих пор не определены рабочие полосы радиочастот, не ясен порядок лицензирования, а у участников рынка отсутствует стратегия перехода к сетям LTE. Предпосылок для того, чтобы в ближайшее время осуществить быстрый старт данной технологии на территории России, пока нет. Более того, наличие такой задержки в развитии LTE дает дополнительные преимущества сетям WiMAX, которые развиваются уже сейчас, и данный процесс лишь ускорится в ожидаемой перспективе.
Решение проблемы частот для LTE является интересным вопросом. Для государств с развивающимся телекоммуникационным рынком есть возможность «перешагнуть» 3G и перейти сразу к LTE, запуск которой возможен как раз на тех частотах, за которые операторы сейчас борются с Министерством обороны. Это диапазоны 2,1 и 2,6 ГГц, а также 800 МГц.
Оптимальным вариантом изыскания ресурса для сетей LTE могло бы стать использование для «цифрового дивиденда», а именно - частот в диапазоне 700-800 МГц. У данного подхода есть существенные плюсы. Например, радиус действия базовой станции в этом диапазоне при прочих равных условиях - приблизительно в два раза больше, чем в диапазоне 2,1 ГГц. Это позволит операторам существенно сэкономить на покрытии территории за счет сокращения количества базовых станций.
Существенные вопросы вызывает процесс распределения «цифрового дивиденда» в России. По всей вероятности реализация данной инициативы будет долгой и не приведет к ощутимым результатам в ближайшее время. В то же время, в диапазонах 900 и 1800 МГц, а также 2,1 ГГц, которые также подходят для LTE, уже сейчас работают сети 2G и 3G. Операторы на текущий момент не готовы инвестировать в новое оборудование, и такая ситуация с высокой вероятностью сохранится и в ближайшие два-три года. Таковы сроки окупаемости вложений в сетях 2G и 3G. Мобильный WiMAX занимает частоты 2,3-2,4 ГГц.  
Учитывая нынешнее положение дел на рынке, вероятность решения вопроса обеспеченности LTE частоты в ближайшие 2-3 года маловероятна. Не следует забывать и о том, что сама технология лишь тестируется. В нынешних условиях отсутствие возможностей для запуска LTE можно считать и определенным плюсом. К моменту, когда участники российского рынка будут готовы к запуску данной технологии, будет возможно изучение международного опыта. Также, будут доступны более детальные данные о результатах ее рыночной адаптации и эффективности.
Позиция регулятора в целом лояльна, но конструктивных предпосылок для развития LTE значительно меньше по сравнению с WiMAX. Данная технология на текущий момент не представлена даже в наиболее развитых экономиках мира.
 
Прогноз
Российский телекоммуникационный рынок является одной из наиболее динамично развивающихся экономических структур. Это обусловлено тем, что данный рынок зародился в условиях рыночной экономики и преимущественно лишен давления советского наследия. Динамика развития рынка достаточно высока и зависит от комплекса факторов. Одно из доминирующих положений на рынке занимают международные тенденции развития отрасли и технологий. В таких условиях рассматриваемая структура стремится к расширению. При этом изменение количества игроков и смена лидеров является неотъемлемой составляющей развития рынка. К этому располагает и нестабильная макроэкономическая конъюнктура.
Российские телекоммуникации постепенно консолидируются, однако это не исключает возможности появления новых игроков и новых брендов. Тем не менее, среди главенствующих тенденций развития рынка в ближайшие 1-2 года можно выделить следующие. Рост динамики конкуренции в сетях 2G между актуальными лидерами рынка, - представителями «большой тройки». Потребители получат более широкий спектр услуг, подкрепленный гибкой ценовой политикой. Продуктовое направление будет развиваться по двум сегментам. Первый займут «простые» продукты для потребителей, находящихся под воздействием неблагоприятной экономической конъюнктуры. Второй сегмент - комбинированные решения, основной характеристикой которых будет являться индивидуализация.
Существенно развитие получат технологии мобильного Интернета на базе 3G и WiMAX. Через 1-2 года операторы постепенно выйдут на готовность конкурентной борьбы с рынком фиксированной связи в части стоимости услуг и охвата территории. Структура рынка фиксированного ШПД будет характеризоваться постепенной консолидацией вокруг формирующихся лидеров и их экспансией на региональном уровне. Вероятно, что развитие крупных структур на рынке WiMAX будет сопровождаться возникновением небольших игроков, которые затем послужат базой для формирования единых предприятий в масштабах страны.
В целом, рассматриваемые тенденции окажут благоприятное развитие на российский телекоммуникационный рынок. Более широкое распространение получат актуальные и перспективные технологии, международные бизнес-практики. Присутствует и определенная вероятность того, что данная тенденция окажет положительное влияние на те секторы российской промышленности, которые могли бы взять на себя обслуживание телекоммуникационной отрасли. В данном контексте подразумевается деятельность производств в области радиоэлектроники и смежных отраслей экономики.  
К такому развитию рынка располагает и внимание регуляторов, а также первых лиц страны. Несмотря на возникающие сложности и препятствия в ходе сотрудничества государства и компаний отрасли, пример телекоммуникационного рынка вполне мог бы стать показательным для других отраслей российской экономики. Например, для машиностроения.
Впрочем, сказывается и страновая специфика, - российская телекоммуникационная отрасль сохранит высокую степень консолидации, при этом высвобождая определенное пространство для развития молодых компаний и брендов. В определенных отношениях именно на них и следует возлагать надежды в части настоящих инновационных прорывов. Речь может идти о технологических новациях, ценовой политике и маркетинге. К сожалению, помимо внешних импульсов, для этого нужна соответствующая государственная политика. И самое главное, - создание правового климата, в условиях которого малые предприятия получили бы упрощенную систему регистрации и налогообложения. Политика в отношении субсидий и государственного финансирования должна носить сбалансированный характер. В противном случае развитие рынка может захлебнуться и превратиться в работу по освоению бюджетных денег. То же самое актуально и в отношении частот, получение которых должно быть максимально простым, но в то же время стимулировать участников рынка к эффективному использованию данного актива.
Таким образом, ожидать радикального передела рынка не следует. Роль государства в российской экономике чрезвычайно важна. Анализ рыночной практики показывает, что эффективное сотрудничество вполне возможно. Возможно, логичным развитием ситуации был бы постепенный переход от формирования политики регулирования отрасли за счет усилий лобби к работе на упреждение потребностей. Т.е. их своевременное выявление и обеспечение благоприятных для рыночных инициатив правовых, налоговых и «ресурсных» условий.
Если благоприятные предпосылки, уже созданные на данный момент, будут качественно реализованы и перенесены в рыночные условия, можно ожидать от рынка одновременно интенсивного и экстенсивного роста. Развитие малого и среднего бизнеса в области телекоммуникаций гарантированно окажет влияние на отечественных вендоров, некоторые из которых «оживут». При этом появятся новые разработчики, нацеленные на удовлетворение потребностей развивающегося рынка в технологиях. Опыт, который приобретают небольшие предприятия, проходящие полный цикл развития, а не преобразованные из каких-либо советских заводов, позволит им эффективно конкурировать с зарубежными предприятиями. Впоследствии возможен и выход на внешние рынки.
В результате целесообразно рассмотреть два варианта развития отрасли. Первый подразумевает под собой сохранение высокой степени консолидации рынка и его формирование за счет усилий лобби нынешних лидеров. Этот вариант гарантированно принесет российскому потребителю новые технологии и повысит качество услуг и товаров. Однако российский телекоммуникационный сектор останется лишь импортером технологий, а компании будут достаточно ограничены в своем развитии.
Второй вариант предполагает сохранение лидерства крупных компаний параллельно с развитием малого и среднего бизнеса в данном сегменте. Это потребует от государства определенных усилий, при которых принцип «не навреди» должен гармонично сочетаться с политикой стимулирования участников рынка. Этот сценарий на текущий момент обеспечен предпосылками для развития, и его успешность зависит от качества проработки данной инициативы.
Говорить о вероятности того или иного варианта на данный момент с высокой степенью уверенности нельзя, но можно утверждать, что возможность частичного переноса акцентов развития на малый и средний бизнес несколько ниже, чем того бы хотелось. Поводом для оптимизма может стать позиция регуляторов и высшего руководства страны, которое демонстрирует достаточно лояльное отношение к рынку и активно участвует в решении проблем. Культура пользования услугами и продуктами телекоммуникационного рынка постепенно растет, и в том числе в среде органов власти. Это создает благоприятные предпосылки для развития отрасли. Также, к числу положительных аспектов можно отнести и распространение точки зрения, в соответствии с которой регулирование рынка должно носить такой характер, чтобы избежать давления на игроков. Анализ рыночной практики последних лет в России лишь подтверждает данный вывод. Развитие телекоммуникационной отрасли неизбежно носит рыночный характер, и укрепление позиций Российской Федерации в данном отношении возможно лишь в случае реализации сбалансированной политики взаимодействия государства и бизнеса.
 
1) Как будет в дальнейшем складываться работа регулятора в части освобождения частотного спектра и его распределения?
 
Работа будет направлена на содействие конверсии частот, а также в отношении их санации. Существенное внимание будет уделяться вопросам урегулирования сложных ситуация в части требований со стороны военных и прочих представителей государственных ведомств в части ограничений действий операторов.
 
2) Какие трудности будут стоять на пути внедрения 3G в Москве?
 
Те же, что и раньше. Низкая востребованность со стороны населения, противодействие военных. Отсутствие информационной поддержки со стороны местных властей. Внимания заслуживает конкуренция со стороны WiMAX. Потребители могут не понять, в чем заключается преимущество 3G по сравнению с представленным протоколом, тем более, что связь третьего поколения во многом направлена именно на обеспечение мобильного Интернета.
 
3) Как изменится положение дел на телекоммуникационном рынке? Появятся ли новые игроки, последует ли передел рынка в связи с распределением частотного спектра?
 
Передела рынка не будет. Операторы «большой тройки» располагают значительным административным ресурсом, и это в ожидаемой перспективе будет одним из основных конкурентных преимуществ. Тем не менее, созданы существенные предпосылки для появления значительного количества новых игроков. Это и государственная политика, международные тенденции в области развития технологий, а также внутренние предпосылки для развития рынка на региональном уровне.
 
4) Будет ли нынешняя деятельность регулятора способствовать переходу к стандарту LTE?
 
Позиция регулятора в отношении LTE нейтральна, несмотря на декларации высокопоставленных чиновников. Текущее положение дел более располагает к развитию WiMAX. Вероятно, что с точки зрения рынка такой подход наиболее оправдан. В данном контексте актуально утверждение о том, что чрезмерное регулирование рынка может нанести вред. Компании отрасли вправе самостоятельно выбирать необходимые технологии, которые в соответствии с рыночной логикой лучше адаптируются к российским реалиям.
 
5) Существует ли опасность для операторов «большой тройки» пройти стороной рынок 4G ввиду того, что они  не участвуют в конкурсе на WiMAX?
 
Маловероятно. Операторы «большой тройки» всегда имеют возможность купить того или иного успешного участника конкурса на распределение частот. Вероятно, что таким образом и будет развиваться ситуация, - косвенным образом создаются благоприятные предпосылки для развития и консолидации рынка в масштабах страны. Местные компании располагают частотами, клиентской базой, административным ресурсом и знанием местной специфики. Предприятия-лидеры привнесут инвестиции и современные подходы к ведению бизнеса, столь ценные на региональном уровне.
 
Денис Кусков, руководитель ИАА «Неделя сотовых технологий»
 
1) Как будет в дальнейшем складываться работа регулятора в части освобождения частотного спектра и его распределения?
 
Регулятор должен услышать мнение Президента РФ, обеспечить внедрение новых технологий и сделать это на конкурентной основе. Если в стандарте GSM были выданы десятки лицензий, то в 3G уже только 3. А ведь всем известно - чем меньше компаний, тем меньше уровень конкуренций и выше цены, а, значит, в проигрыше остается абонент.
 
2) Какие трудности будут стоять на пути внедрения 3G в Москве?
 
Сейчас операторы уже построили минимальные фрагменты сети в городе, около 100 базовых станций, однако для полноценного покрытия города нужно не менее 1500 БС, а в идеальном случае более 2000. Сейчас же первично решить вопрос с выдачей разрешений. Роскомнадзор должен сделать это в ускоренном порядке, надеюсь, до конца этого года.
 
3) Как изменится положение дел на телекоммуникационном рынке? Появятся ли новые игроки, последует ли передел рынка в связи с распределением частотного спектра?
 
Вряд ли возможно значительное изменение положения игроков на рынке. «Большая тройка» так и будет контролировать 80% рынка. Запуск новых регионов оператором Tele2 и их низкие цены позволят компании несколько увеличить свою долю – на 2-3% в трехлетней перспективе. Посмотрим, что можно будет ожидать от «Связьинвеста», который хочет стать четвертым федеральным оператором.
 
 
4) Будет ли нынешняя деятельность регулятора способствовать переходу к стандарту LTE?
Мы задержались с вводом 3G, и это сейчас вводит в некую грусть руководителей компаний. 3G станет лишь ступенькой перед LTE, но очень дорогой. Возможности LTE гораздо шире, но пока это еще теоретические изыскания, и нет ни одной построенной и работающей сети.
 
5) Существует ли опасность для операторов «большой тройки» пройти стороной рынок 4G ввиду того, что они не участвуют в конкурсе на WiMAX?
 
 
Операторам «большой тройки» нет необходимости участвовать в тендерах на WiMAX, это не их сегмент. Они прекрасно подождут конкурса на LTE, в рамках которого смогут реализовать все технологические возможности, которые позволяет иметь данный стандарт. В итоге рынок получит разные стандарты и высокий уровень конкуренции.
 
 
Алексей Бизин, ведущий аналитик отдела корпоративного анализа аналитического управления ОАО Банк «Петрокоммерц»
 
1) Как будет в дальнейшем складываться работа регулятора в части освобождения частотного спектра и его распределения?
 
 Пока военные не проведут экспертизу данного вопроса,  нет никаких шансов на его решение.
 
2) Какие трудности будут стоять на пути внедрения 3G в Москве?
 
Все основные трудности по высвобождению частот в нашей стране связаны с военным использованием ряда частот. Соответственно, первоочередная задача должна быть решена в рамках Министерства обороны по проведению экспертизы на предмет возможности работы существующего оборудования на более узких полосах или же совместно с гражданским оборудованием.
 
3) Как изменится положение дел на телекоммуникационном рынке? Появятся ли новые игроки, последует ли передел рынка в связи с распределением частотного спектра?
 

В скором времени вряд ли появится масса новых игроков. Скорее всего, борьба за частоты развернется среди крупнейших существующих игроков: «большая тройка» и «Связьинвест». Другое дело, что в самих этих компаниях возможна эволюция бизнес-модели в связи с возможностями, которые потенциально может предоставить 4G.
 
 
4) Будет ли нынешняя деятельность регулятора способствовать переходу к стандарту LTE?
 
Безусловно, для развития LTE необходима расчистка ресурса, и регулятор делает шаги в правильном направлении.
 
5) Существует ли опасность для операторов «большой тройки» пройти стороной рынок 4G ввиду того, что они не участвуют в конкурсе на WiMAX?
 
WiMAX с технологической точки зрения не является связью 4G, поэтому операторы  вполне могут сконцентрироваться на истинной 4G технологии - LTE Advanced.
 
 
Сергей Васин, аналитик ИФК «Метрополь»
 
1) Как будет в дальнейшем складываться работа регулятора в части освобождения частотного спектра и его распределения?
 
Я достаточно оптимистично смотрю на вопрос частот в России. Конечно, регулятор столкнется с большим количеством проблем, в первую очередь, с освобождением частотного спектра в связи с конфликтом с военными. Однако желание регулятора есть, более того, есть интерес финансирования конверсии со стороны игроков рынка. 
 
2) Какие трудности будут стоять на пути внедрения 3G в Москве?
 
Появление 3G в Москве и в России в целом это скорее маркетинговое или PR-упражнение. Экономические выгоды от внедрения сомнительны, но это должно повысить лояльность абонентов. Трудности в связи с конверсией частот в Москве это, на мой взгляд, вопрос времени и инвестиций со стороны операторов. Не думаю, что вопрос затянется надолго. 
 
3) Как изменится положение дел на телекоммуникационном рынке? Появятся ли новые игроки, последует ли передел рынка в связи с распределением частотного спектра?
 
Мы находимся на этапе укрупнения игроков на рынке. В будущем будет сформировано четыре крупных игрока (МТС, «Вымпелком», «Мегафон» и «Ростелеком»), которые сохранят за собой крупнейшую долю рынка, и, скорее всего, будут активно участвовать в распределении частот. Это не исключает появление других игроков, но их доля будет мала.
 
4) Будет ли нынешняя деятельность регулятора способствовать переходу к стандарту LTE?
 
Роль регулятора в судьбе LTE важна. Я ожидаю появления LTE в России на базе частот, используемых аналоговым телевидением. Если сотовикам удастся отстоять выделение им этих частот, то к 2020 г. мы можем иметь и цифровое телевидение, и современную сотовую связь. Отмечу, что до 2020 года переход к LTE не имеет экономического смысла.
 
5) Существует ли опасность для операторов «большой тройки» пройти стороной рынок 4G ввиду того, что они не участвуют в конкурсе на WiMAX?
 
Не думаю, что такая опасность существует. По настоящему 4G я бы  назвал LTE, но это технология будущего, думаю, что она может заработать в России лет через десять. WiMAX - это лишь нишевой продукт. Он конкурирует с двумя группами – сотовыми и фиксированными операторами. Основной рынок услуг, на мой взгляд, будет разделен между последними.
 
 
 
Илья Федотов, аналитик по телекоммуникациям ИК «Велес Капитал»
 
 
1) Как будет в дальнейшем складываться работа регулятора в части освобождения частотного спектра и его распределения?
Работа регулятора упирается в силовые ведомства. Минкомсвязи не всегда способно сдвинуть проблему с мертвой точки. Все зависит от более высокого уровня.
 
 
2) Какие трудности будут стоять на пути внедрения 3G в Москве?
Для Москвы стоят все те же проблемы. Силовые ведомства не отдают часть спектра, при этом выторговывают себе преференции (деньги на замену устаревшего оборудования). Все упирается в бюджетные средства. Для того, чтобы их выделить, бюджетный план должен быть согласован в парламенте. А на это уйдет много времени.
 
 
3) Как изменится положение дел на телекоммуникационном рынке? Появятся ли новые игроки, последует ли передел рынка в связи с распределением частотного спектра?
Думаю, что существенного передела рынка не последует. Что касается технологии WiMAX, то здесь возможно появление новых игроков, в частности, проект интересен «Связьинвесту». Рынок 3G существенных изменений не претерпит. 3G-лицензии уже распределены между «большой тройкой», и конкуренцию ей вряд ли смогут составить новые компании.
 
 
4) Будет ли нынешняя деятельность регулятора способствовать переходу к стандарту LTE?
Сети LTE могут работать на частотах 3G. Соответственно, все упирается в получении лицензии. Думаю, государство будет делать шаги в этом направлении. «Большая тройка» заинтересована в развитии новых технологий. «Связьинвест» ставит перед собой амбициозные задачи, он также может сделать ставку на LTE.
 
5) Существует ли опасность для операторов «большой тройки» пройти стороной рынок 4G ввиду того, что они не участвуют в конкурсе на WiMAX?
«Большая тройка» вряд ли многое потеряет, не участвуя в конкурсе на WiMAX-лицензии. Переход на 3G не требует больших средств для пользователей (многие телефоны поддерживают 3G), WiMAX – более затратная технология. Все будет зависеть от стоимости устройств. Пока 3G для регионов вполне хватает.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов