8 декабря '09

№30 В ФОКУСЕ: Из трех букв. Перспективы новых средств ШПД: взгляд регулятора и оценка экспертов

Идут оживленные споры о преимуществах технологий LTE и WiMAX, о том, относить ли WiMAX к четвертому поколению сетей связи или формально оставить ему «старшую» нишу 3G, а сектор 4G тем временем только развивается – динамично, хотя пока не в масштабах охвата целых стран. Еще не так давно о желании развернуть 4G-сети в 2011-2012 годах заявляли 20 игроков рынка в разных уголках мира. Прогнозы предрекали увеличение количества пользователей LTE до 22,4 млн к концу 2013 года. Россия также стремится развивать сети нового поколения, хотя заявления властей и заинтересованность операторов в данном случае не гарантируют радикального ускорения процесса. В качестве тормозящих факторов называют ограниченный выбор оборудования, трудности строительства сетей и, что немаловажно, недостаточную на данный момент заинтересованность населения. Есть основания полагать, что новые технологии широкополосного доступа выйдут более масштабно на рынок, но когда это произойдет – отдельный вопрос.

17 ноября 2009 года заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Наум Мардер, озвучивая свой доклад о состоянии сферы телекома, заявил о том, что телекоммуникационный рынок должен «развиваться естественным образом». Г-н Мардер напомнил, что недавно президент Медведев призвал Россию подняться с 63-й строчки мирового рейтинга по уровню развития инфраструктуры связи. Но при этом сам он предпочел говорить о достижениях – в частности, о развитии сети WiMAX в стране и о том, что занимающаяся WiMAX-услугами компания «Скартел» - один из мировых лидеров отрасли.
По словам заместителя главы Минкомсвязи, LTE (которому многие уже прочат более серьезные, чем у WiMAX и 3G перспективы) пока существует скорее в теории, нежели на практике, и, хотя Президент и говорил о запуске технологии до 2015 года, это будет осуществить непросто. Но ведомство постарается. Мардер заявил, что требуют уточнения как технологические моменты запуска сетей, так и размеры бюджетных вложений (подсчеты будут вести до 30 ноября нынешнего года, согласно поручению Медведева). Насчет развития 3G Мардер отметил: технология развиваться будет, и конверсии частот не избежать. О сроках исполнения всех планов замминистра связи и массовых коммуникаций говорил куда меньше.
«Современные телекоммуникации России» решили обратиться в министерство, чтобы уточнить отдельные моменты, и к аналитикам рынка – чтобы узнать их прогноз относительно развития отрасли. Мы спросили, как же расценивать слова о необходимости «естественного развития рынка», когда стоит ждать распространения LTE и что для этого предпринимается. И, если отвлечься от высоких технологических материй, - что вообще требуется для превращения Интернета в базовую услугу.

Елена Лашкина, пресс-секретарь министра связи и массовых коммуникаций РФ:
«Позицию регулятора надо рассматривать, как позицию «технологической нейтральности». Она заключается в том, что оператор сам вправе выбрать оборудование, которое с экономической и технологической точек зрения выгодно для него на данном этапе развития и которое отвечает необходимому набору требований. Развитие в России LTE-технологий пока не запущено. По разным причинам. В их числе - отсутствие производственной базы, фактически нет серийного производства конечного оборудования для этой технологии. На выставке в Женеве российской делегации продемонстрировали в действии LTE-технологии, однако результаты были неудовлетворительные. Но очевидно, что для масштабного запуска LTE-технологии потребуется пересмотр лицензионных требований в сторону мультисервисности. При этом лицензирование услуг, конечно, не самоцель, мы должны идти по пути улучшения качества предоставляемых услуг. Вообще, сложно говорить о развитии технологий, которые официально пока не существуют. Как показывает мировой опыт, к примеру, в Сингапуре, для развития новых технологий на 1 миллиард вложенных государством долларов, потребовалось 4 миллиарда от бизнеса. Для превращения Интернета в базовую услугу до 2015 года потребуется строительство двух легких спутников в Ка-диапазоне. Очевидно, что любой проект требует финансирования. На заседании комиссии по модернизации российской экономики и технологическому развитию при Президенте было решено, что государство будет участвовать в этом проекте достаточно активно, в том числе и финансово. В настоящее время прорабатывается вариант предоставления частот с наименьшими затратами, чтобы операторы могли более активно развивать сети. Кроме того, речь идет о создании условий для развития национального производства».

Андрей Касьяненко, заместитель генерального директора телекоммуникационной компании «Караван»:
«Слова господина Мардера о естественном развитии можно оценивать как призыв рассматривать лишь рыночные механизмы для развития телекоммуникационной отрасли, без попыток государственной монополизации. Рыночные механизмы развития подразумевают инвестирование средств и экономические расчеты по их возвратности. Независимо от того, кто выступит инвестором того или иного проекта, государство или частные компании-операторы связи, рентабельность проекта будет определять наличие платежеспособного покупательного спроса на предлагаемые услуги. Основными задачами государства является создание благоприятных условий для формирования спроса у населения, упрощение регулирования отрасли и продуманная налоговая политика по отношению к участникам телекоммуникационного рынка. В противном случае при жестком регулировании и монополизации отрасли она, напротив, может превратиться в полностью дотируемую бюджетом государства. По нашему мнению, если говорить о естественном развитии рынка, такой подход наиболее рационален и позволит в самые короткие сроки выполнить задачи, поставленные Президентом Медведевым перед российским телекомом. Технологии LTE не являются определяющими для развития телекоммуникационной отрасли в целом. Их развитие будет определяться как технологическим аспектом, так и растущим спросом на широкополосный доступ у потребителей, который будет, в свою очередь, зависеть от развития интернет-услуг и платежных сервисов, а также появления новых для России финансовых инструментов, позволяющих сделать Интернет неотъемлемым предметом быта для большей части населения страны».
Игорь Чесноков, руководитель отдела аналитики ИА «Интегрум»:
«Хотелось бы, чтобы слова г-на Мардера можно было расценивать как призыв отказаться от излишнего регулирования рынка. В противном случае база для предоставления услуг будет создаваться для населения, которое не имеет ни потребности, ни представления о подобных продуктах. Спрос на услуги такого уровня является следствием развития социально-экономической жизни государства. Решение данной проблемы лежит не только в сфере телекоммуникационных технологий, но и в области подходов к развитию российской государственности. Сначала средства нужно инвестировать в развитие человеческого капитала, а затем предоставлять возможности для связи. Развитие в России LTE-технологий стоит ожидать, в лучшем случае, не ранее 2011-2012 года. Следует учитывать опыт развертывания 3G плюс отсутствие данной технологии в мировой практике, отсутствие предварительного изучения потребностей рынка. Неизвестно, нужна ли потребителям такая технология. Необходимы масштабные вложения в развитие общества, привлечение зарубежных партнеров, которых можно заинтересовать РФ как государством, открытым для инновационных экспериментов и изысканий. Также подобные технологии могут развиваться только в контексте частно-государственного сотрудничества. Чтобы роль государства не была преобладающей, необходимо создать благоприятный правовой климат. Для превращения Интернета в базовую услугу до 2015 года требуется оптимизация эффективности реализуемых в данный момент профильных национальных проектов. Просветительская работа в среде населения и бизнеса на региональном уровне. Инвестиции в развитие спутниковой группировки и субсидирование соответствующих услуг».

Сергей Васин, аналитик ИФК «Метрополь»:
«Я полностью разделяю мнение Наума Семеновича по поводу долгосрочности планов появления в России технологии LTE и вообще эволюционного развития связи в России. Сейчас, по сути, не созданы предпосылки перехода к новой технологии в России. Я думаю логичным для российских компаний вернуться к вопросу перехода на LTE через 10 лет, когда сети GSM в России нужно будет менять. Как показал опыт 3G в западной Европе, революционные технологии не всегда идут на пользу экономике и не всегда востребованы обществом. Думаю, что идея превращения Интернета в базовую услугу достойна внимания, однако не стоит торопить события. Спрос должен рождать предложение, а не на оборот, иначе период окупаемости инвестиционных проектов может увеличиться в разы. Вообще, главная проблема нынешнего российского законодательства – в отрыве от современных реалий. IP-телефония, мультисервисность, возможность предоставлять множество различных услуг не укладываются в существующие законы. Компании приходится получать, условно говоря, лицензии на 25 видов деятельности вместо одной. Сейчас существует и универсальное оборудование, ориентированное на разные сервисы. Надеюсь, что Наум Мардер с новой командой будут двигаться в правильном направлении».

Одним из решающих факторов для развития новых технологий в сфере ШПД является создание со стороны властей благоприятного правового климата. Также не помешает развивающемуся сектору и финансовая помощь – естественно, если она при этом не чревата угрозой монополизации со стороны государства. Оглядываясь на опыт развития 3G, аналитики говорят о том, что не стоит торопить события (что полностью соответствует словам Наума Мардера) и ждать массового пришествия 4G уже в ближайшей перспективе. Такое отношение способствовало бы самостоятельному прогрессированию рынка, который пока что недостаточно развит даже в зарубежных странах. Но остается еще множество вопросов, и один из основных – как само население страны примет инновации. Ряд специалистов предостерегает от того, что инновации, такие как LTE, могут в итоге оказаться просто-напросто не востребованными населением. Впрочем, этот момент скорее зависит от информационной политики и грамотного маркетинга.
 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов