30 ноября '09

МТС и «Евросеть» пошли на мировую

МТС и «Евросеть» подписали соглашение об урегулировании всех споров и заключении мировых соглашений в судах. По итогам зачета встречных обязательств ритейлер обязуется выплатить остаток долга, составляющий 501 млн руб. Сумма будет возвращена равными ежемесячными траншами в течение 24 месяцев, начиная с декабря 2009 года. В сумму входят в том числе задолженность за смартфоны iPhone и авансовые платежи при подключении абонентов. «Евросеть» планирует провести переговоры о возвращении МТС в салоны ритейлера. МТС ждет окончательного погашения долга.
Напомним, что в ноябре 2008 года «Вымпелком» выкупил 49,9% акций «Евросети» (после того, как ранее Александр Мамут приобрел ритейлера у Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева). В марте 2009 года МТС обвинили «Евросеть» в том, что компания проводила политику переманивания клиентов к конкуренту. После этого «Мобильные Телесистемы» потребовали изменить условия сотрудничества по приему платежей, а в апреле сотрудничество между компаниями было прекращено.
Насколько обоснованны обвинения, предъявленные МТС «Евросети», сказать трудно, тем более, сейчас, когда с начала конфликта прошло немало времени. Ряд аналитиков отмечает, что эти обвинения, в любом случае, неоправданные: вполне естественно, что ритейлер в своих салонах мог отдавать преференции какой-либо компании, если это выгодно для его бизнеса. Некоторые предполагают, что для МТС это и был повод для ухода из сети и развития собственной розницы. Другие видят в этом чисто эмоциональный аспект.
Погасить долги, по всей видимости, предложила сама «Евросеть». Это логично, поскольку для ритейлера весьма желательно пребывание в его салонах одного из крупнейших сотовых игроков страны. Ради этого компания готова пойти на заведомо невыгодные условия при соглашении. МТС при этом разворачивают собственный монобрендовый розничный бизнес, притом вполне успешный. Вполне возможно, в итоге они не вернутся в «Евросеть». Тем не менее, отмечают эксперты, у мультибрендовых сетей, как правило, больше возможностей для успешного развития.


Эксклюзивные комментарии:

Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента
ИФК «Алемар»

«Мы полагаем, что, поскольку «Евросеть» согласилась на подобное мировое соглашение, не совсем ей выгодное (так как выплаты осуществит именно она), инициатива вполне могла исходить именно от ритейлера. Скажем так: «Евросеть» считает для себя более важным наличие в ассортименте продуктов крупнейшей компании рынка, МТС же не видят для себя в этом критической необходимости, полагая, что обладают достаточными возможностями для развития собственного сбыта. Подобное предположение подтверждается различающейся оценкой будущего развития ситуации с разных сторон: «Евросеть» говорит о возобновлении переговоров по новому сотрудничеству с МТС, в то время как оператор возвращаться в салоны «Евросети» не собирается. Говоря об обвинениях в сторону «Евросети», нужно оговориться, что дело в терминах: ритейлер вполне мог делать некие преференции для продукции «Вымпелкома» при ее предложении клиентам, непонятно, это ли МТС называют «переманиваем»? В любом случае, такие вещи труднодоказуемы. Есть также вероятность, что МТС воспользовались подобными заявлениями как поводом уйти из «Евросети» вследствие своего желания попробовать развивать ритейл самостоятельно. Не думаем, что раньше середины следующего года ситуация серьезно изменится. Вернется ли оператор в салоны - в дальнейшем будет зависеть от успеха собственного розничного проекта компании».



Максим Клягин, аналитик
ИК «Финам»

«Судя по всему, стороны смогли найти компромиссные решения в вопросе взаимных задолженностей, что позволило урегулировать конфликтную ситуацию с учетом соблюдения интересов обоих компаний. Насколько мы понимаем, на данном этапе вопрос о возможности возобновления партнерских отношений остается открытым. Теоретически обе компании могут быть заинтересованы в сотрудничестве».



Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily

«То, что тогда произошло в апреле, носило слишком эмоциональный характер, особенно учитывая, что в свое время МТС были первыми, кто хотел купить «Евросеть», но та отошла «Вымпелкому». Ни для кого не секрет, что любой дилер всегда работает с теми компаниями, кто платил больше вознаграждения, поэтому я считаю, что обвинения в адрес «Евросети» не полностью обоснованы. Это коммерческая структура, которая заботится о своей выручке. Что будет дальше? Возможно ли возвращение МТС на прилавки дилера? Для «Евросети» все понятно: для нее один дилер, к тому же - лидер, будет не лишним в сегменте продаж. МТС, как я понимаю, это уже и не нужно, тогда будет неясно, зачем они разворачивали свою сеть. Сейчас по числу салонов она сопоставима с «Евросетью» (3300 у МТС и 3700 у «Евросети» в России), и деньги нужно направлять не на вознаграждение другим структурам, а на переоборудование купленных салонов, приведение их под единый бренд и обучение персонала. Поэтому думаю, что каждый останется при своем. Но, при всевозможных вариантах ведения бизнеса, мне кажется, что у мультибрендовых салонов больше возможностей, чем у монобрендовых. Ведь кроме самих контрактов значимую долю в продажах имеет продажа оборудования».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов