2 декабря '09
ГКРЧ отложила слушания по результатам тестирования мобильного телевидения
ГКРЧ рассмотрит слушания по результатам тестирования мобильного телевидения стандарта DVB-H в Москве не в конце 2009 г., как ожидалось, а в феврале 2010 года. Летом текущего года «ЦТВ» (структура АФК «Система»), «Доминанта» (ОАО «Вымпелком»), «Кентавр» (как предполагают в некоторых СМИ предприятие аффилировано с оператором мобильного WiMAX «Скартел») развернули в столице опытные зоны цифрового мобильного ТВ стандарта DVB-H. В конце 2009 года все три компании должны были представить регулятору рекомендации по внедрению мобильного ТВ в России к концу года.
В экспертном сообществе отложенные слушания ГКРЧ по результатам тестирования мобильного ТВ сочли доказательством неподготовленности российского бизнеса и регулятора к полноценному запуску цифрового телевидения. Аналитики сравнивают масштабы и уровень развития данной отрасли с Европой, где эту услугу компании предоставляют с 2005 года и приходят к неутешительному выводу, что в России использование цифрового ТВ серьезно ограничит высокая стоимость услуги. К тому же старт некоторых проектов в каком-то смысле находится на пересечении с мобильным ТВ, что ставит под сомнение актуальность сервиса.
Операторы еще не успевшие изучить спрос на эту услугу, тем не менее, заинтересованы в ее необходимости, так как она может помочь поднять ARPU их абонентов. Комментаторы считают, что в сложившейся ситуации большую роль играют последствия финансового кризиса и неготовность операторов вкладывать в данную отрасль. Поэтому говорить о повсеместном развертывании мобильного ТВ в РФ пока нет смысла, к тому же еще не решены вопросы, связанные с контентом. В качестве заинтересованных игроков, готовых к старту, аналитики видят две компании: «Мегафон» и «Скартел».
Эксклюзивные комментарии:
Владислав Кочетков, президент-председатель правления
ИК «Финам»
«По большому счету, речь идет о нишевой услуге, с введением которой операторы вряд ли будут торопиться. Например, в Европе мобильным телевидением DVB-H пользуются всего около 10% абонентов, хотя многие компании развивают услугу с 2005 года, да и уровень жизни европейцев выше, чем в России. У нас потенциал этого сервиса будет ограничен достаточно высокой стоимостью - абонентская плата сопоставима с месячным ARPU абонента и фактическим отсутствием мобильных устройств с поддержкой DVB-H. Есть еще и вопрос контента, который не так просто решить. В итоге, можно предположить, что мобильным телевидением этого формата будут пользоваться не более 3-5% всех абонентов. При вероятной стоимости услуги на уровне 200-300 рублей и реальном проникновении сотовой связи на уровне примерно 70%, общий доход рынка составит 7-18 млрд рублей, а, скорее, около 10-12 млрд рублей. В масштабах тех же сотовых операторов - очень небольшая сумма. Несмотря на это практически все игроки рынка сотовой связи, а также операторы, развивающие мобильный WiMAX, постараются получить соответствующие частоты. Во-первых, чтобы не позволить конкурентам забрать под себя этот рынок, во-вторых, чтобы попытаться нарастить ARPU за счет дополнительной услуги».
Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»
«Мобильное телевидение остается проектом с наиболее неопределенной судьбой в рамках профильного рынка. Вероятно, рассмотрение вопроса регулятором будет отложено на период, не превышающий два квартала. Российское мобильное телевидение пересекается со многими проектами, которые уже активно реализуются, и в то же время обладает весьма туманными перспективами в части спроса. В то время, как работа по внедрению нового стандарта находится на ранних этапах, уже получают распространение устройства, ориентированные на прием сигнала действующих в данный момент систем трансляции. Мобильное ТВ в РФ имеет право на существование, но лишь в случае качественной проработки позиционирования и разграничения с прочими проектами. «Вымпелком» обладает неплохими перспективами в данном проекте, однако потенциально проигрывает предприятиям, которые будут изначально сфокусированы на продвижение мобильного телевидения. Предложения услуг по данному направлению можно ожидать от «Скартела» и «Мегафона».
Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента
ИФК «Алемар»
«В области развертывания мобильного телевидения в России еще столько вопросов, что даже цену вопроса определить крайне сложно - диапазон получится достаточно большой, поскольку нет ясности ни с количеством оборудования, необходимого для обеспечения качественного сигнала и широкого покрытия (скажем, в московских условиях), ни со спросом и предпочтениями потребителей, которые определят затраты на техподдержку и контент. Исходя из этого, операторы пока относятся к мобильному ТВ сдержанно и осторожно, видя здесь много рисков, угрожающих рентабельности их бизнеса. В результате, компании оказываются как будто между молотом и наковальней - и нет уверенности, что все получится удачно, и отказаться от этого рынка нельзя, так как стоит одному из конкурентов закрепиться на нем, сокращать отставание остальным будет сложно. Мы пока не ожидаем повсеместного развертывания мобильного ТВ в России: сказываются и последствия кризиса - ограниченность финансовых ресурсов на капитальные вложения в новое оборудование. Учитывая, что изучение потребительских предпочтений на этом рынке начнется лишь в декабре, сомнительно, что к февралю операторы будут иметь репрезентативные результаты. Мы не исключаем, что результаты тестирования DVB-H могут быть рассмотрены еще позже, чем планируется - примерно во втором квартале следующего года».