25 ноября '09
«Большой тройке» мало частот под LTE
Представители «большой тройки» предупредили регулятор, что частот, ранее занятых военными и аналоговым телевидением и высвобожденных в ходе расчистки спектра, не хватит для массового внедрения 4G-сетей. Представители МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» попросили предоставить им частоты, ранее выделенные под WiMAX, но пока не использующиеся по назначению. Это касается частот 2,3-2,4 ГГц и 2,5-2,7 ГГц.
Об этом было сказано вице-премьеру Сергею Собянину на совещании с участием представителей Минкомсвязи, Минобороны и операторов «большой тройки» по внедрению связи третьего и четвертого поколения в России. До 30 ноября Министерство связи и массовых коммуникаций и Министерство обороны должны подготовить отчет для Президента Дмитрия Медведева о радиочастотных ресурсах для развития сетей 3G и 4G.
Изначально частоты в диапазоне 2,5-2,7 ГГц на строительство WiMAX-сетей выдавали операторам по заявкам после их его решили распределять через тендеры: оставшиеся частоты 2,3-2,4 ГГц должны быть выставлены на конкурс в начале 2010 года.
Аналитики рынка отмечают, что окончательно переходить на LTE было бы невыгодно ряду операторов: скажем, «Скартел» вложил в развитие WiMAX немалые средства. При этом многие считают, что формат не уйдет со сцены, но и развитие его будет ограниченным. В таком случае LTE получит массовое распространение, но не в ближайшей перспективе. Развитие сразу 4G вместо 3G – тоже «прыжок через голову», который невыгоден операторам, вложившимся в развитие второй технологии. Теоретически это могло бы произойти в регионах, но потребует дальнейшей конверсии частот.
Для внедрения LTE вместо WiMAX не так много предпосылок. Хотя технологию признают более совершенной, но пока что она находится в тестовом режиме, тогда как WiMAX уже прошел все нужные испытания и постепенно запускается во всем мире. Регулятор на такие риски вряд ли пойдет. Переход на цифровое телевидение мог бы помочь решить проблему частот – впрочем, именно за счет сокращения цифровых каналов.
Эксклюзивные комментарии:
Сергей Васин, аналитик
ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
«Война форматов периодически возникает. WiMAX – активно развивающийся формат, у которого уже есть абоненты, поддерживающие устройства. Использование LTE пока не пошло дальше опытной зоны. Какой именно формат предпочтут – пока неясно. Но оба они сосуществовать не будут точно. Слова о развитии в самой ближайшей перспективе LTE – это скорее выдача желаемого за действительное. Это все же технология будущего, не сегодняшнего дня. Срок работы базовых станций – около 15-17 лет, и сейчас очень большое их количество изношено. Операторы не будут пользоваться этими станциями для развития LTE только из-за моды. Думаю, году к 2020 ситуация изменится. WiMAX, по моему мнению, так и останется нишевым вариантом, который не способен эволюционировать и совместить в себе сотовую связь и мобильную передачу данных».
Виталий Солонин, ведущий аналитик
J'son & Partners
«Вероятность того, что частоты, отданные под WiMAX, перейдут на развитие LTE, мала: регулятор уже принял решение о развитии WiMAX. Что-то может измениться, если только лично вмешается Президент. Условия конкурса на частоты 2,3-2,4 ГГц уже известны, хотя в документах не говорится, что они будут отданы именно под мобильный WiMAX – таким образом, регулятор может переиграть что-то, но это скорее теоретическая возможность. Не думаю, что так получится на практике. Пока активности властей по расчистке частотного спектра под LTE не наблюдается, вряд ли регулятор захочет вступать в очередные баталии с Минобороны, брать на себя риски, связанные с внедрением LTE - технологии, которая еще не апробирована нигде в мире. Хотя LTE, безусловно, тоже нужно развивать наряду с WiMAX. В этом плане больше возможностей у сотовых операторов, которые обладают большими финансовыми ресурсами и постепенно могут обеспечить покрытие больших территорий. Перескочить ступеньку 3G в Москве и сразу развернуть сети LTE не получится, поскольку сети третьего поколения фактически уже развернуты. У представителей «большой тройки» в столице инсталлировано по несколько сотен базовых станций, деньги в развитие уже инвестированы. Еще не все моменты с 3G в столице согласованы, но достаточно «отмашки» - и базовые станции начнут функционировать в коммерческом режиме. Региональные операторы теоретически могли бы сразу начать развитие 4G (например, Tele2), но под технологию должны быть выделены частоты, созданы специальные лицензии. Если, конечно, не будет выработан технологический нейтралитет со стороны регулятора, как в Европе. В перспективе частотный спектр для LTE можно получить при переходе на цифровое телевидение, правда, для этого придется, скорее всего, ограничить количество частот под цифровые телеканалы»
Владислав Исаев, аналитик
ИК «Финам»
«Вероятность перехода частот к «большой тройке» сейчас кажется небольшой. Во-первых, регулятор только подходит к формированию своего видения по LTE, в то время как сети WiMAX уже строятся и оказывают услуги. Во-вторых, наличие неиспользуемых частот вполне может носить временный характер, так как многие компании подтвердили свои инвестиционные планы в сегменте 4G. Как результат, чиновникам придется более активно работать над конверсией частот, чтобы LTE-сети могли работать в двух диапазонах - это действительно необходимо для предоставления качественных услуг. Что касается планов «большой тройки» сразу строить сети LTE, то их можно оценить исключительно как риторику. Думаю, менеджмент операторов понимает, что в такие проекты в условиях отсутствия на рынке абонентских устройств просто не имеет смысла инвестировать, в то время как 3G, пусть даже и в несколько урезанном качестве, в Москве будет востребован миллионами абонентов. Речь, скорее всего, идет о давлении на WiMAX-операторов, которые рассматриваются как конкуренты сотовиков в сегменте беспроводного ШПД».
Юрий Домбровский, президент
Ассоциация региональных операторов связи
«Успешное применение технологии LTE (4G) действительно требует значительного частотного ресурса. Однако огромное достоинство этого стандарта состоит в его частотной гибкости. Он позволяет комбинировать полосы в нескольких различных диапазонах спектра в единой сети. При этом для России очень кстати придется тот факт, что у экономного LTE минимальная ширина полосы всего 1,25 МГц (в отличии от 5 МГц полос WiMAX и UMTS). В некоторых странах Европы лицензии LTE уже выданы. Вот пример: в Швеции победители конкурсов операторы TeliaSonera, TELE2 и Telenor (двое последних разворачивают общую сеть совместного использования) будут использовать для LTE как частоты 2,6 ГГц, полученные на конкурсах, так и частоты 900 МГц. Всего лицензии LTE получили в Швеции 6 операторов. Диапазон 790-862 МГц будет конкурсно распределен в Европе в 2010, 2011 гг. Поскольку диапазон 790-862 МГц как более «дальнобойный» будет использоваться для покрытия больших территорий с несравнимо меньшей плотностью населения и трафика, чем в городах, то его и потребуется заметно меньше. Основная «емкостная» нагрузка в городах ляжет на диапазоны выше 2 ГГц. Конечно же, для обслуживания городов-миллионников сетям LTE не обойтись без диапазона 2500-2690 МГц, который в Европе предназначен для развития LTE и UMTS. В России часть этого диапазона, увы, распределена. Безусловно, требуется ревизия всех выданных полос за предыдущие годы для выявления неиспользуемого ресурса. Увеличение числа базовых станций и, соответственно, уменьшение каждой сотовой ячейки позволяет покрыть одним и тем же частотным ресурсом большую площадь – такой подход является сутью сотовой связи. Поэтому, к примеру, использование в Москве 3000 БС потребует для покрытия города значительно меньше частотного ресурса, чем использование 600 БС. Вторым по важности после конверсии вопросом обеспечения России современной связью является организация будущих конкурсов, в том числе и на региональной основе. Так, на американском аукционе 2008 году на аналогичный диапазон 700 МГц (разыгрывались в основном лоты 2 x 6 МГц) было более 100 победителей-лицензиатов, успешно разворачивающих сейчас свои сети. Частот хватит всем. Необходима последовательная конверсия и последующее конкурсное, конкурентное распределение спектра. Технология LTE дает России уникальный шанс обеспечить регионы скоростным Интернетом, преодолеть «цифровой разрыв» - как разрыв «Россия-Европа», так и разрыв «Москва-регионы».