17 ноября '09

РСПП хочет контролировать IP-телефонию

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил Минкомсвязи разработать нормативно-правовую базу для сферы IP-телефонии. С таким предложением РСПП выступил после того, как соответствующая рабочая группа Союза провела исследование зарубежного опыта регулирования этой сферы и ситуации на отечественном телекоммуникационном рынке. Документ не предлагает каких-либо конкретных решений, но говорит о том, что сферу IP-телефонии следует не запрещать, а регулировать.
Предполагается, что данный вид связи будет контролироваться по тем же принципам, что и традиционная МГ/МН-телефония. Представители рабочей группы, проводившей анализ, говорят о том, что отсутствие соответствующего законодательства тормозит развитие отрасли, а сам рынок не контролируется государством. При этом в случае, если будет введено госрегулирование, потребуется и соблюдение стандартов качества связи, соответственно – их оценка. Также будет необходимо согласовывать российское и зарубежное законодательства.
И представители РСПП, и аналитики рынка уверены, что контроль IP-телефонии – весьма непростая задача. Интернет – сфера, которая вообще трудно поддается правовому регулированию. Недавние попытки запретить ее не увенчались успехом, но МГ/МН-операторы с недоверием относятся к новым услугам, как правило, не вводя их в линейку своих сервисов из-за боязни падения спроса на свои же традиционные виды связи. Впрочем, это не помешало услуге распространиться весьма широко, в частности, в «серых» схемах передачи голосового трафика.
IP-телефония уже набирает обороты и постепенно обгоняет МГ/МН-связь. Впрочем, о профессиональном развитии IP-телефонии речь чаще всего не идет. Как корпоративные, так и индивидуальные пользователи сервисов типа Skype весьма многочисленны, но даже те, кто работал в этой сфере профессионально еще не так давно, сейчас поспешили «откреститься» от услуги, виной тому – с одной стороны, прессинг сверху (недавние попытки отменить VoIP), а с другой – недостаточно высокое качество услуг. Сколько займет развитие законодательного регулирования сервиса в масштабах страны, зависит, прежде всего, от того, заинтересуются ли им серьезно бизнес и регулятор.


Эксклюзивные комментарии:

Маргарита Зобнина, доцент
НИУ-ВШЭ

«Эту сферу регулировать крайне сложно, как и все, что относится к Интернету. Долгое время IP-телефонию пытались запретить, поскольку это было невыгодно существующим игрокам. Стало понятно, что запретить сервис не получится, даже когда были попытки это сделать, IP-телефонией пользовались и частные абоненты, и серьезные компании. Но и следить за исполнением регулирующего закона невозможно. В любом случае, то, что об этом виде связи заговорили, пусть и с желанием его контролировать, – это уже лучше, чем ввод запретов или просто отрицание факта его существования. Срок разработки законодательства и развитие сферы зависит от того, сколько компаний в этом заинтересованы. Тут все может затянуться на годы (как в случае с 3G) либо, при соответствующей поддержке, развиться намного быстрее. IP-телефония многим мешает, снижает доходы МГ/МН-компаний, хотя даже бизнес-структуры используют эту услугу. Все также зависит от качества связи. Пока оно оставляет желать лучшего, но если ситуация изменится, то переход на IP-телефонию с традиционной будет только вопросом времени».



Владислав Исаев, аналитик
ИК «Финам»

«IP-телефония - это следующий этап развития рынка. С учетом активного развития этого сервиса во всем мире он неизбежно должен попасть в сферу регулирования, хотя бы на уровне формирования стандартов качества. Однако наиболее популярные провайдеры услуги работают в глобальном масштабе, их трудно ввести в сферу национального законодательства хотя бы потому, что физически и юридически они могут не присутствовать в стране. При этом с похожими проблемами сталкиваются и многие другие государства. Наиболее эффективным, хотя и сложным решением, стала бы глобальная кооперация и разработка общей регулятивной модели сразу для нескольких стран. Конечно, решение этих вопросов займет несколько лет, но других вариантов пока просто нет. При этом VoIP уже является значимой альтернативой традиционным провайдерам МГ/МН-связи. Например, как известно, на Skype приходится 8% мирового международного трафика, то есть. Это фактически крупнейший игрок сегмента. Скорее всего, в ближайшие годы на VoIP будет приходиться уже не менее 30% трафика. С некоторым отставанием эта тенденция проявится и в России».



Станислав Стариков, консультант-аналитик по фиксированной связи
J'son & Partners

«Вопрос о регулировании IP-телефонии возник сразу же после принятия решения о регулировании рынка дальней связи, то есть еще в 2006 году, и даже раньше было известно о так называемых «серых» схемах пропуска голосового трафика. Эти схемы продолжают работать и по сей день, оттягивая часть голосового трафика традиционных операторов. Но если в 2006 году IP-трафик занимал незначительную долю в общем объеме голосового трафика в России, то в 2009 это доля стала значительно увеличиваться, в связи с чем крупные операторы сами выступили с инициативой регулирования данного сегмента рынка. Подготовка законодательных инициатив может занять значительное время, поскольку министерству сначала предстоит изучить переданные рабочей группой материалы исследования, а уже потом вносить изменения в существующий закон о связи. IP-телефонию уже можно считать конкурентом традиционной МГ/МН-связи, поскольку на первую половину 2009 года рынок МГ/МН-связи сократился на 6-7% по отношению к показателю предыдущего года, и это может быть связано не только с сокращением затрат конечными потребителями на МГ/МН-связь, но и частично уходом от традиционной телефонии в IP сервисы».
 








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов