10 ноября '09

Чистая прибыль СМАРТС снизилась в 17 раз

Некоторые эксперты предполагают, что абонентская база СМАРТС, которая пока не показывает серьезного роста, может со временем уменьшиться. Они подчеркивают, что возможностей для финансовых маневров у сотового оператора сейчас немного. Высказывается мнение, что самым логичным для СМАРТС было бы продать активы крупному игроку. Тут уместно вспомнить, что дочерняя компания «Связьинвеста», «Волгателеком», уже интересовалась поволжским предприятием и озвучивала возможность покупки СМАРТС до конца 2009 года. Впрочем, существует мнение, что наиболее выгодный вариант продажи СМАРТС уже упустил.
СМАРТС («Средневолжская межрегиональная ассоциации радиотелекоммуникационных систем») опубликовал данные за январь-сентябрь и третий квартал 2009 года. Согласно отчетам, за первые 9 месяцев года выручка ГК «СМАРТС» составила 3,9 млрд руб., а за квартал – 1,4 млрд руб. (на 5,8% больше, чем во втором квартале). Ежемесячная выручка в расчете на абонента (ARPU) за январь-сентябрь по группе составила 132 руб., (что на 3,2% ниже, чем в 2008 году). Затраты на привлечение одного абонента (SAC) за тот же период составили 171 руб. (на 51% ниже прошлогоднего показателя), что объясняется привлечением абонентов через собственные каналы продвижения. Абонбаза за указанный период увеличилась на 1,4% (38,604 тыс. абонентов) и на сентябрь составила 2,9 млн подписчиков.
Выручка ОАО «СМАРТС» за 9 месяцев составила 2 млрд руб., в прошлом году этот показатель был выше на 23,7% - 5,128 млрд руб. Чистая прибыль ОАО - 9,7 млн руб., для ГК этот показатель составил 82 млн руб. Первые 9 месяцев прошлого года принесли группе 902,2 млн руб., почти в 17 раз больше.
Не все эксперты согласны с объективностью показателей, представленных в отчете СМАРТС. Вопросы, в частности, вызывает смешение результатов ГК и ОАО. Тем не менее, многие не видят серьезных негативных тенденций в уменьшении чистой прибыли ОАО. Нужно помнить, что большая часть прошлого года была еще докризисным периодом. Учитывая сложную экономическую обстановку в регионе и, вместе с тем, сезонные процессы в сфере совой связи, СМАРТС, подчеркивает ряд аналитиков, сохраняет достойные позиции. К тому же, нельзя забывать и о скачках курсов валют, которые в начале года отразились на финансовых показателях оператора.


Эксклюзивные комментарии:

Максим Савватин, аналитик
iKS-Consulting

«Как и у всех операторов, у СМАРТС наблюдался сезонный рост в третьем квартале по сравнению со вторым. Это можно связать с летним отдыхом и активизацией абонентов. Некоторое снижение ARPU – это нормально. Для локального оператора, ориентированного на Поволжье, которое весьма остро переживает кризис, показатели весьма неплохи, они смогли удержать основные позиции. Думаю, финансовые колебания также стоит связывать с обменом активов внутри группы и списанием долгов».



Сергей Васин, аналитик
ИФК «МЕТРОПОЛЬ»

«У СМАРТС сейчас все весьма сложно. ARPU падает, что можно связать с давлением со стороны крупных игроков, абонентская база, по сути, не растет. Если сравнить сентябрь этого и прошлого года, то по части абонбазы все относительно стабильно, если же вспомнить показатель за август 2008 года – 4 млн абонентов – то налицо снижение. Единственный подходящий вариант для СМАРТС сейчас – продаться, скажем, «Связьинвесту» или кому-либо из «большой тройки». Перспектив роста у СМАРТС на данный момент нет. Нет и никакой гарантии, что через пару лет не уменьшится абонентская база. Оператор ограничен по тарифам, по роумингу, единственное поле, где он может что-то менять – внутрисетевые звонки, но и тут по ценам преимущество пока у «большой тройки». Если регионал Tele2 позиционирует себя как дискаунтер, то у СМАРТС ситуация иная».



Олег Леонов, коммерческий директор
компания «Сумма-телеком»

«На мой взгляд, данные, которые представляет СМАРТС, не совсем корректны. Имеет место мешанина из цифр ОАО «СМАРТС» (куда входят филиалы) и ГК «СМАРТС» (куда входят ЗАО). По-хорошему, их надо анализировать отдельно, однако пока выбираются лучшие показатели каждого из активов. Самое большое влияние на прибыль в СМАРТС всегда оказывали валютные долги, которые, естественно, дали негативный результат в начале 2009 года из-за роста курса. Возможно, также в прибыль девяти месяцев 2008 года вошла продажа «Ульяновск-GSM», и тогда понятна разница в показателях прошлого и нынешнего годов. В любом случае, я не вижу беспокойства по поводу размера прибыли, настораживает другой момент – то, что абонентская база увеличивается, а SAC снижается практически в 2 раза. Одновременно наблюдается рост MOU и падение ARPU. Это говорит о массовой раздаче бесплатных SIM-карт, которая всегда была отчаянным и неэффективным инструментом. Дальнейшие перспективы СМАРТС, на мой взгляд, туманны, так как уже упущен момент с выгодной продажей компании, и выплывать самостоятельно им будет все труднее и труднее».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов