6 ноября '09

№29 В ФОКУСЕ: Абонентский опыт МТС

 

Пространство телекоммуникаций для современного человека начинается с мобильного телефона. Сегодня мобильный телефон – это не только голосовая связь, но и органайзер, точка доступа в Интернет, мобильные развлечения, фотоаппарат и многое другое. В общем, устройство, которое, как и сама сотовая связь, прочно вошло в обиход современных потребителей. Журнал «Современные телекоммуникации России» решил поговорить о рынке продаж телефонов, стратегиях продавцов и предпочтениях потребителей с Михаилом Герчуком, вице-президентом МТС по коммерческим вопросам, представителем мобильного оператора, который сегодня весьма успешно развивает собственную розничную сеть, а недавно вывел на рынок линейку брендированных телефонов.
 
- Михаил, этим летом компания МТС активно занялась сотовым ритейлом и, как результат, запустила собственную линейку брендированных телефонов. Почему Вы думаете, что этот опыт «пойдет», ведь уже были неудачные старты?
 
- Мы считаем, что у нас отличные перспективы. Это понятно уже по первым шагам МТС - в сентябре стартовала первая модель брендированного телефона МТС за 890 рублей, и уже через месяц она заняла 6,5% в общих продажах нашей собственной сети, что вдвое превысило прогнозы компании. Сегодня рынок в России готов к продажам брендированных аппаратов. Исследования показывают, что пользовательский опыт абонента сотовой связи связан не только с услугами оператора, но и с возможностями самого телефона. Причем вопрос выбора марки телефона для абонента первичен, уже после этого абонент выбирает оператора. Мы хотим быть с абонентом уже в момент этого первого выбора, предоставляя ему полный набор качественных возможностей и положительный пользовательский опыт уже на первом этапе. Как часть этого опыта, МТС и развивает собственную розничную сеть, где абонент получает полный спектр услуг: выбор аппарата, подключение к сети, выбор и настройка требующихся сервисов. Важный аспект, почему мы уверены в успехе – возможность использования ресурсов и технологических наработок нашего стратегического партнера - крупнейшего мирового оператора Vodafone.
Развитие линейки брендированных телефонов играет в данном случае очень важную роль. Во-первых, для потребителя - это оптимальное соотношение цены-качества и настроенный аппарат для пользования дополнительными услугами оператора. Во-вторых, гарантия лучшего сервиса. Исследования показывают, что люди положительно относятся к нашей брендированной продукции, имеющей трехлетнюю гарантию. Из опыта зарубежных коллег отмечу тенденцию, что чем успешнее операторы, тем больше телефонов под собственным брендом они предлагают. Например, уровень продаж брендированных телефонов у Vodafone достигает порядка 20% от общего объема продаж аппаратов всех марок в салонах оператора. Это ориентир и для МТС.
 
- А каков уровень цены?
 
Сейчас, пожалуй, самым дешевым предложением на рынке является наш аппарат  «МТС 236» за 890 рублей с базовым набором функций. Есть еще две более продвинутых модели «МТС 736» и «МТС 835», которые способны работать в инновационных сетях связи третьего поколения. На рынке мало телефонов с поддержкой сетей 3G стоимостью ниже $300, а наши аппараты стоят 4990 и 6990 рублей соответственно. Согласитесь, это серьезное конкурентное преимущество.
 
- Зачем абоненту вообще покупать брендированный телефон? В чем преимущества по сравнению с мировыми брендами?
 
Покупая брендированный телефон, абонент получает три весомых преимущества. Первое – уверенность в качестве аппарата. МТС имеет репутацию качественного бренда, и мы просто не можем допустить появления некачественной продукции под собственной маркой. Второе преимущество – обеспечение первоклассного абонентского опыта. Телефоны, которые мы продаем, разработаны с учетом последних тенденций и новинок: удобный интерфейс, предустановленные настройки для качественного использование всех услуг МТС: mms, sms, дополнительных сервисов. Например, в модели «МТС 835» при простом нажатии одной из клавиш абонент сразу попадает на мультимедийный развлекательный интернет-портал Omlet.ru. В телефонах других марок для этого потребуется открывать интернет-браузер, вводить адрес сайта и так далее. Третье важнейшее преимущество брендированного телефона – низкая цена. Телефон, обладающий функционалом и дизайном, подобным нашей модели «МТС 835» за 6990 рублей, на рынке будет стоить минимум 10 тысяч рублей. Красивый металлический корпус, стильный дизайн, отличная функциональность и все это на 20% дешевле, чем аналогичные телефоны. Так что брендированные аппараты - мощная комбинация высокого качества, самого лучшего пользовательского опыта и самой низкой на рынке цены.
 
- Пока выбор брендированных телефонов невелик. Вы собираетесь расширять линейку?
 
Конечно. Мы внимательно анализируем динамику потребительского спроса на аппараты, и формируем собственный портфель предложений для различных групп пользователей с различной стоимостью, функционалом и так далее. Разным людям нужны разные телефоны. Кому-то нужен телефон подешевле, но при этом надежный, простой и понятный. Кто-то выбирает продвинутые телефоны с множеством функций для пользования Интернетом и удобного общения с помощью инновационных сервисов – MMS, SMS, мобильных чатов. Кто-то предпочтет статусную модель, и обращает внимание в первую очередь на дизайн аппарата. К формированию линейки аппаратов следует подходить последовательно и разумно. Важно правильно понять потребности абонента и привести на рынок востребованные продукты. У МТС есть свое представление, сколько нужно различных моделей телефонов, чтобы удовлетворить основные потребности всех групп населения на российском рынке. Есть и возможность выбирать уникальные модели аппаратов и запускать их в России по привлекательным ценам, благодаря партнерским отношениям с мировым оператором Vodafone, уже давно успешно развивающим собственную брендированную линейку аппаратов.
 
- Трудно не согласиться. А в чем состоят преимущества МТС в отношении других игроков «большой тройки» в данном направлении?
 
Важным направлением нашей сотовой розницы является сотрудничество с ведущими мировыми производителями телефонов для того, что обеспечить возможность появления их флагманских моделей в наших салонах на эксклюзивных условиях и раньше конкурентов. Так, в течение этого года в салонах МТС были эксклюзивно представлены первый мобильный компьютер от Nokia  - N97, музыкальный телефон Samsung BEATDJ и другие аппараты. Партнерство с вендорами позволяет нам предоставить потребителям в наших салонах возможность широкого выбора оборудования и соответствует общей стратегии компании по созданию уникальных преимуществ для посетителей салонов-магазинов МТС.
 
- Какой процент рынка мобильных телефонов Вы занимаете, какова доля брендированных телефонов в ваших продажах?
 
Доля розничной сети МТС на рынке мобильных телефонов в России сегодня составляет порядка 10%. Мы ожидаем, что к концу года телефоны под брендом МТС займут 15% в продажах собственной розницы.
Надо понимать, что хотя мы ставим целью то, чтобы наше розничное подразделение оставалось рентабельным — для нас это не отдельный бизнес, а важный канал продвижения наших услуг и сервисов, поэтому у нас нет прямой задачи стать первыми по объемам продаж. Собственная розница для МТС — в первую очередь инструмент привлечения и удержания абонентов, и это наше серьезное преимущество.
 
- Какие, помимо брендированных телефонов, продукты планируются?
 
Не только планируются, а уже продаются. Мы уже два года выпускаем брендированные интернет-модемы, и сегодня уровень их продаж по России достигает порядка ста тысяч аппаратов ежемесячно. Причем мы постоянно развиваем модельный ряд и снижаем стоимость этого оборудования, ориентируясь на клиентов с различными потребностями и возможностями. В сентябре этого года в продаже появились брендированные роутеры МТС – выгодная альтернатива традиционным провайдерам фиксированного широкополосного доступа в Интернет для офисов небольших компаний со сравнительно небольшим ежемесячным объемом трафика, которые по различным причинам не имеют возможности подключить проводной Интернет, либо используют морально устаревшее и неэффективное оборудование. Все это – часть нашей стратегии по стимулированию проникновения мобильного Интернета. Россия - одна из немногих стран мира, где сегодня мобильный Интернет дешевле, чем проводной, во многом это объясняется высоким уровнем конкуренции меду операторами, которые ищут новые драйверы для роста и развития бизнеса и выходят на смежные рынки. Так что, для нас это направление, прежде всего, возможность предоставлять абонентам дополнительные сервисы, хотя, конечно, мы не продаем оборудование себе в убыток.
 
- Хотелось бы затронуть и тему Интернета. Недавно вы запустили портал OMLET.ru. Зачем это мобильному оператору?
 
Действительно, долгосрочная стратегия развития компании предполагает активное освоение Интернета. МТС - за создание интегрированного абонентского опыта в сфере коммуникаций. Нашей целью является предоставление абонентам всего комплекса услуг: переход от модели технического провайдера к модели провайдера всего комплекса услуг для конечного пользователя, основанных на мобильной связи, начиная от продаж мобильных телефонов, заканчивая контентом для наполнения этих телефонов. С этой точки зрения, запуск Omlet.ru, первого в своем роде цифрового интерактивного супермаркета в Рунете, где удобно выбирать и приобретать самый разнообразный контент: музыку, видео, кино, игры, а также общаться, выглядит логичным шагом в направлении реализации стратегии МТС. Omlet.ru - это инновационный проект для российского рынка, уникальным преимуществом которого стало единство веб и мобильного интерфейсов. То есть, мы обеспечили пользователю комфортное посещение ресурса с любого удобного ему носителя – мобильного телефона или персонального компьютера, при этом портал сам распознает устройство и автоматически представляет пользователю максимально подходящий для этого устройства интерфейс. Это удобно, просто и понятно для абонента, порталом приятно пользоваться, туда хочется возвращаться. Omlet.ru только начинает развиваться, но уже сейчас можно говорить о том, что мы правильно поняли ожидания потребителей и выбрали актуальную нишу для сервиса, объединяющего развлечения различных форматов. Недавно Omlet.ru вошел в число победителей авторитетной премии Russian Entertainment Awards, опередив по популярности многие крупнейшие развлекательные сайты Рунета и пропустив вперед только крупнейшую социальную сеть в России – Вконтакте.ру.
 
- Как Вы собираетесь развивать портал Omlet.ru, будут ли добавлены новые функции?
 
Omlet.ru - это первая в российском Интернете серьезная история по продаже лицензионного контента, и, разумеется, мы накапливаем опыт. Сегодня главная наша задача - увеличение каталогов портала, причем этот процесс происходит достаточно интенсивно - еженедельно поступает несколько тысяч новых музыкальных композиций и сотни фильмов. Большая работа происходит и в области развития функционала портала, причем как в области развития сервисов для общения, так и в области покупки контента. Например, сегодня контент Omlet.ru можно оплачивать, используя абонентский счет, согласитесь, это гораздо удобнее, чем использовать другие варианты.
 
- Какие проекты запланированы совместно с Omlet.ru?
 
Мы видим МТС как интегратора телекоммуникационных сервисов всех возможных направлений, поэтому среди наших приоритетов развитие фиксированного ШПД, контентных услуг, мобильного телевидения и многое другое. Мы считаем, что на данном этапе качественная интеграция важнее, чем создание новых вещей - развитие уже действующих сервисов и технологий способно привнести по-настоящему уникальное новое качество и инновационные возможности в повседневную жизнь каждого человека.

 

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов