7 ноября '09

№29 В ФОКУСЕ: Actio – пионеры на рынке гипервидео в России

Недавно компания Actio представила игрокам рынка и пользователям новую технологию - технологию интерактивного видео. Она, по заявлениям представителей компании, позволит не только сэкономить средства на маркетинговых исследованиях, повысить уровень продаж, но  и сделать рекламу более интересной конечному пользователю. Большая часть экспертов прочит новинке небывалый спрос. Действительно, на российском рынке пока не появилось конкурирующих решений, да и западные аналоги отстают в своем технологическом развитии. Таким образом, Actio  стала пионером в части создания гипервидео. О возможностях интерактивного видео и о перспективах его развития мы поговорили с председателем совета директоров и со-основателем Actio Алексеем Бабиным.

 
- Алексей, какие возможности представляет новая технология для пользователей и  ключевых игроков рынка?
 
- Начну с описания технологии. Все мы знаем, что такое  видео в Интернете и на телевидении. Это просто поток видеоинформации, пользователь может только остановить его либо перемотать назад-вперед. Мы же представляем возможность сделать информацию в видеоряде интерактивной. Эта технология затрагивает каждый объект в видео, по нему можно получить дополнительную справку, можно его также купить из видео.
 
- Как это, купить из видео?
 
Например, если Вам понравились часы на руке главного героя, Вы можете узнать их стоимость и магазин, где часы можно приобрести.  Более того, можно создавать нелинейные сюжеты. Многие, наверное, задумываются, а чтобы произошло с Нео  в фильме «Матрица», если бы он выбрал вместо красной таблетки синюю? При помощи нашей технологии, это можно легко и быстро сделать. Пользователь может много раз смотреть один и тот же фильм, выбирая разные варианты сюжета, принимая за героя определенные решения. Дело в том, что сейчас видео в Интернете по большому счету все скопировано с телевидения. Но мы прекрасно знаем, что технология, которая работает на телевидении, плохо работает в Интернете, потому что Интернет основан на других принципах, Интернет – это обратная связь с пользователем, возможность давать выбор и так далее. До этого никто не мог сделать подобную технологию, которая бы позволила  использовать и управлять видео в плане контента, который находится внутри видео. Мы это сделали. Теперь пользователь может сам выбирать объекты внутри и получать по ним дополнительную информацию, выбирать разветвление сюжета и так далее.
 
- В этой связи, как можно применить гипервидео?
 
- Применение технологии очень обширно. Гипервидео предоставляет огромные рекламные возможности. Так, обычные интерактивные видеобанеры позволяют пользователю получить дополнительную информацию о продукте, который показывается в изображении. Например, мобильный телефон, который можно будет покрутить, понажимать на его кнопки, даже отправить с него смс. Кроме того, можно даже не заходя на сайт магазина, тут же заказать интересующий предмет. Для интернет-магазина это дает широчайшие возможности. Интернет-магазины – это витрины, которые размножаются по всему Интернету в большом количестве. Видеобанеры не просто ведут на сайт интернет-магазина, где надо пользователя еще убедить купить товар, а еще и убеждают сделать покупку и тут же  ее продают. Таким способом мы делаем фактически неимпульсные покупки импульсными.
 
- Что это означает?
 
- Импульсные покупки – это когда вы покупаете что-то незначительное – книгу, музыку, еще что-то -  когда можно не думая взять что-то и купить. Неимпульсная покупка – это осознанная покупка, для того, чтобы ее сделать, нужно выбрать разные варианты. Например, мобильный телефон. Чтобы приобрести его, предварительно нужно взять этот телефон, покрутить его, зайти на сайт – выбрать лучшего поставщика и только потом осуществить покупку. Предлагая услугу создания интерактивных видеобанеров, мы фактически даем покупателю посмотреть товар, покликать на него со всех сторон, выбрать лучшую цену и потом только купить его.
 
- Как может быть применена технология  для видеохостингов?
 
- Все мы знаем, что видеохостинги, например, Youtube, на сегодняшний день убыточные, потому что существующие механизмы работы скопированы с телевидения, а они плохо функционируют в Интернете. Это те же рекламные вставки внутри видео, которые пользователь либо прокручивает, либо, если не имеет возможности прокручивать, закрывает видео. Это баннерная реклама. Они  не обеспечивают тот денежный поток компаниям, который им необходим, мы предлагаем опять же возможность интерактивной баннерной контекстной рекламы. Система уже работает. Так, мы сотрудничаем  с компанией «Бегун» - одним из крупнейших игроков на рынке контекстной рекламы. Контекстная реклама ненавязчива. Если Вас интересует видео, где едет автомобиль, то Вы можете кликнуть по колесам этого авто, Вы можете посмотреть дополнительную информацию, что это за резина. А сверху Вам показывается контекстная реклама, привязанная именно к этому объекту. Пользователь получает полезную информацию, когда он кликал на объект, при этом еще видит контекстную рекламу. Она его не раздражает как сейчас, когда всплывает среди видео и мешает просмотру. Здесь только «приклейки», которые четко связаны с объектом на экране. Это первый механизм монетизации, не навязчивый и не раздражающий зрителя. Второй механизм – это активные рекламные вставки после самого видео. Например, в видео показывались разные объекты – часы, пиджаки на людях, и в конце видео можно будет прямо в интерактиве посмотреть эти товары и при желании тут же  купить их из видео. Для видеохостингов это позитивный опыт, потому что пользователь не ушел на другой сайт, кроме того,  этот хостинг получает процентные отчисления от магазина в партнерской программе и зарабатывает не маленькие деньги, а достаточно серьезные. Эти интерактивные товары могут быть как связаны с видео, так и нет. Если компания  платит за размещение рекламы, то  пользователям показывается оперативная вставка.
 
- Могли бы Вы привести пример?
 
- Мы делали рекламу для BMW-мини, которую можно посмотреть на нашем сайте. Так,  30 секундный видеоролик можно рассматривать в течение минуты, потому что он как игра, как квест. Надо найти, где спрятан BMW-мини, можно покликать по разным объектам, в итоге найти его. После этого в самом видео можно записаться на тест-драйв, посмотреть видео-карту дилера. Для производителя – человек, который записался на тест-драйв, фактически, почти готовый клиент. До этого можно было сделать только следующим образом: показать видеобаннер или видеоролик, при клике на который пользователь должен выйти на сайт производителя, там посмотреть информацию, может быть заполнить анкету. Этот путь очень длинный, и мало кто доходит до заполнения анкеты для записи на тест-драйв.
 
- Планируете ли Вы выйти на рынок IPTV?
 
- Разумеется. В дальнейшем мы предполагаем выйти на рынок IPTV таких систем,  как «Акадо-ТВ», «Стрим-ТВ».  Компании обладают  обратной связью  через интернет-серверы. Пользователь также будет обладать возможностью обеспечения интерактивного контента. Конечно, это потребует введения изменений в железном обеспечении. Необходимо будет  установить программное обеспечение, которое  будет обрабатывать эти сигналы. Так, зритель сможет не только  посмотреть, но  даже поучаствовать в каких-то телевикторинах, например,  «Кто хочет стать миллионером». Это на порядок более высокое взаимодействие со зрителем, потому что в итоге создается его профиль, максимальное вовлечение. Это пока перспективы, в следующем году мы уже подойдем к этому более плотно. Компания Actio планирует освоить и рынок мобильного видеоконтента. Рекламодатель будет понимать, что собой представляет этот человек. Обычное видео на тех же мобильных телефонах, коммуникаторах не очень привлекательно из-за того, что экран маленький, и  взаимодействия как такового нет. Однако очень удобно управлять интерактивным видео с экрана мобильного телефона или коммуникатора. Пока в наших планах расширение сферы применения технологии в своем базовом варианте.
 
- Какие задачи стоят перед компанией Actio сегодня? Есть ли проблемы?
 
- Проект существует почти год. За год мы прошли очень большой путь от идеи до выхода на рынок. Месяц назад мы вышли на рынок,  и первым нашим клиентом стала компания Твигл.ру – это достаточно известный профессиональный видеохостинг, который предоставляет полупрофессиональный контент. Самая важная задача для нас - стать стандартом на рынке оперативного видео, благо, других конкурентов на данный момент сейчас в России точно нет. На Западе есть, но они и технологически, и по бизнес-модели отстают от нас. Проблемы, с которыми компания сталкивается, стандартны для всех стартапов, и, прежде всего, это выработка бизнес-модели. Как только мы поняли, кто наши клиенты, какие у них потребности, мы приступили к активной разработке проекта. Были и технологические сложности, потому что никто до нас такого не делал. Российские компании пытались сделать что-то подобное. Однако для того, чтобы технология стала массовой, нам пришлось их решать. Мы стали первопроходцами.
 
- Трудности с финансированием возникали?
 
- Естественно,  как и для любого стартапа, для нас были актуальны проблемы с финансированием. На начальном этапе было включено английское финансирование. В дальнейшем венчурный фонд Softline Venture Partners выкупил небольшой пакет. В данный момент мы ищем инвестиции в развитие, для того чтобы более активно выходить на рынок, и ведем переговоры как с несколькими фондами,  так и с бизнес-ангелами. Я думаю, что в ближайшее время мы соберем инвестиции, которые позволят компании выйти на новые рынки, в том числе и на зарубежные.
 
- В чем состоит уникальность технологии?
- Специалисты нашей компании разработали уникальную вещь – наша технология является плагином для самого видеохостинга. Мы даем небольшой программный код. Хостинг за несколько часов инсталлирует его на свой сервер, так, кардинальных изменений не происходит. Мы сделали это на примере телевидения. Их пользователи, которые имеют флеш, могут  просматривать альтернативное видео на любых платформах, будь то мобильный телефон или компьютер.  Интеграция на сторону клиента занимает очень мало времени и не требует никаких затрат. Даже на Youtube его можно инсталлировать без особых проблем, было бы желание. Это бесплатно. Любая компания может скачать этот плагин с нашего сайта и начать вещать в интерактиве. Подобного типа технологий никто не предлагает, это делает ее востребованной. Второй момент – с нашего сайта можно скачать редактор, который позволяет легко и удобно для пользователя делать интерактивное видео, он тоже бесплатный. И третий продукт – это вэб-редактор, который в он-лайне позволяет создавать интерактивное видео. Онлайн-редактор является для нас коммерческим продуктом, инсталляцию которого мы продаем нашим клиентам. Если наш клиент хочет создавать интерактивное видео на своей площадке,  мы ему передаем коды этого вэб-редактора. Он устанавливает его у себя на системе, делает видео интерактивным и выкладывает на своем сайте.  Технология настолько открыта и доступна для всех, что в ближайшее время, мы не сомневаемся, она может стать стандартом. Этот плагин легко встраивается в любой плеер. Есть достаточно активные проекты, например с Linux, когда большое количество энтузиастов разрабатывает хороший продукт, флеш-плеер, который используют потом на многих сайтах. Для этих сообществ, разработчиков флеш-плееров мы  предлагаем наш плагин. Нас достаточно активно начинает поддерживать Microsoft, потому что наши технологии реализованы на серверлайт – аналог флэша. Пользователь может выбирать,  в каком формате он может получить эту технологию. Сочетание бесплатности в базовом варианте с легкой инсталируемостью технологии в любой флеш-плеер – уникальное решение. Так, любая компания за несколько часов может начать вещать в интерактиве. Любая домохозяйка может создавать интерактивное видео. Эта совокупность позволяет нам надеяться на то, что она станет стандартом.
 
- Сложно ли было создать подобный стандарт?
 
- Потребность в нем огромна, но как технологию создать очень сложно. Сложность заключается в том, что необходимо разработать инструмент, который не только проигрывал бы интерактивное видео, но и создавал бы его. Наш редактор, который позволяет создавать это интерактивное видео, очень простой. Легкость заключается в том, что есть автоматическое отслеживание объектов: мы на кадре выделили человека и сказали программе отследить его, и программа отслеживает его на протяжении всего видеоряда. Можно на него кликнуть и перейти на другой эпизод, можно кликнуть и перейти на сайт. Можно кликнуть и получить дополнительную информацию. Именно система автоматического отслеживания упрощает создание видеоконтентов. Видео становится контейнером, в котором находятся все другие медиа, соединяются вместе гипертекст, видео, аудио, текст, картинки.
 
- За счет чего будет обеспечена прибыльность проекта?
 
- Мы разработали несколько пакетов программ. Первый – технология бесплатна в базовом варианте. Любой желающий может скачать плагин, редактор, создать видео и тут же его выложить. В бесплатном варианте при клике на любой объект – наверху показывается контекстная реклама «Бегуна». Она маленькая, не мешает получать информацию, но она показывается. Соответственно, в бесплатном варианте мы получаем деньги от контекстовой рекламы «Бегун», Google. И компания монетизируется за то, что с каждым кликом получает деньги от рекламодателя. Это новый формат размещения. Кроме того, у нас есть определенные платные сервисы, так называемые виджеты. Если клиент, который использует в бесплатном варианте нашу технологию, будет платить небольшую абонентскую плату, например, $10 в месяц, в его видео реклама не показывается. Если он хочет продавать продукцию со своего видео, то в его видео должен появиться аналог корзины, как в интернет-магазинах. И для этого ему нужно при создании видео включить туда виджет. Это делается очень просто. Для того, чтобы это сделать, он может пойти к нам. Заплатив абонентскую плату, он может пользоваться расширенными возможностями: продажи из видео, комментарий внутри видео, форум, чаты и т.д. За каждый из этих продуктов клиент может заплатить отдельно или пользоваться абонентской платой, в которую они включены. Есть еще один механизм, который опять же завязан на этом сервисе. Когда кто-то из видео что-то продает, мы получаем по партнерской программе 3-4% стоимости проданного товара через интернет-магазины. Для нас это тоже стабильный поток. Третий вариант монетизации, это когда крупный клиент хочет, чтобы вся совокупность технологии работала на его стороне, и к нам отношения не имела, он, соответственно, платит абонентскую плату более серьезную от $5 000 в месяц и получает полностью всю технологию. Это получается франчайзинг.
 
- Некоторые эксперты говорят, что продажа интернет-магазинов сейчас падает. Является ли эта технология дополнительным маркетинговым потенциалом для  игроков?
 
- Безусловно. Чтобы что-то продать, компании нужно привести покупателя к себе на сайт. Компании используют рекламные возможности: размещают баннеры на разных сайтах, люди приходят в магазины и что-то покупают. А теперь представим ситуацию с нашей технологией. Продавец сам выбирает, какие товары ему продавать. Создаются интерактивные видеобанеры и размещаются на разных сайтах. Сотни, тысячи, миллионы показов этих видеобанеров. Этот видеобанер становится фактически филиалом магазина. Чтобы купить этот товар, пользователю не надо идти в магазин. Вы можете в этом видео купить то, что нужно. Даже обычный магазин не представляет таких возможностей, когда можно посмотреть модель телефона, покликать на кнопки, отправить самому себе смс. В интернет-магазине сотовой связи Вы увидите просто фотографию телефона. Мы делаем интернет-магазин  к пользователю намного ближе, даем ему новую технологию «попробовать» товар.
 
-Некоторые участники рынка считают,  что технология вызывает массу вопросов, в частности,  масштабирование решения. Как могли бы Вы прокомментировать данное мнение?
 
- Здесь можно выделить два момента. Первый технологический – сервисная часть, она использует те ресурсы, которые уже есть. Если есть налаженная система видеохостинга или интернет-магазина, она не меняется. Мы просто даем плагин, который добавляет ей новые функции. Причем сама система остается с теми же характеристиками по производительности, по накрутке. Здесь в масштабировании проблем никаких нет. Вопрос масштабирования контента существует в части вопроса, кто будет создавать этот видеоинтерактивный контент. Здесь несколько моментов. Первый  - это южен дженерейтед контент. Пользователи сами создают веселое интерактивное видео, к примеру, сейчас они создают видео и выкладывают его на Youtube. По такому же принципу они будут создавать интерактивное видео. Создать его очень легко, это не требует никаких специальных знаний. Для того, чтобы пользоваться редактором, достаточно 10 минут на ознакомление с ним. Именно простота создания интерактивного видео позволяет нам считать, что обычный пользователь, который создает собственное видео для развлечения, будет активно вовлечен в этот процесс. Второй момент – это полупрофессиональный контент. Это те люди, которые уже зарабатывают на этом деньги. Для них не менее важна простота и легкость создания, но при этом для них ценны богатые возможности, которые может предлагать видео. Так как наши сервисы будут расширяться, это позволит людям, которые зарабатывают на создании такого видео, ответственно использовать все богатство этих возможностей. Третий пласт – это профессионалы, которые профессионально создают видео и зарабатывают на нем. Это рекламные агентства, студии, компании, которые создают обучающее видео, презентационное. Дополнительные возможности для них – в виде того же вэб-редактора, который можно инсталлировать, это возможности расширенной статистики. Что касается статистики, то это  не просто сухой подсчет просмотревших баннер, а детальное описание аудитории: что пользователь делал внутри видео, какие кнопки нажимал, какие комментарии внутри видео оставил. Для рекламных агентств – это возможность предлагать своим клиентам готовых покупателей.
 
- Вы говорили, что сейчас на российском рынке нет конкурирующих технологий? А что касается западного? Какие преимущества у Вашей разработки есть перед зарубежными аналогами?
 
- Прежде всего, на Западе есть порядка 10-15 компаний, которые пытались делать рич-медиа, которые пытались делать видео более богатым, добавлять в него комментарии, информацию, но по совокупности технологических характеристик мы достаточно серьезно их обогнали, и, более того, у нас есть очень важное отличие не только в плане бизнес-модели, но и в плане распространения технологии. Все технологии, которые сейчас существуют на Западе, закрыты, за них надо платить. Наша технология не привязана ни к чему. Хотите – делайте интерактивное видео дома и выкладываете в свой Life Journal, никто Вам слова не скажет. У нас технология свободного распространения. Мы получаем деньги с клиента только за дополнительные функции, если он этого хочет.
 
- Каков Ваш прогноз по поводу развития технологии в ближайший год-два?
 
- Я думаю, что для нас очень важен российский рынок, в котором мы тестируем выход. В ближайшие полгода мы будем выходить на зарубежный рынок, прежде всего, американский. У нас уже есть там партнеры, с которыми мы начали переговоры. Они приближаются к стадии подписания лицензионных соглашений. Я думаю, что мы оттестируем технологию и разовьем ее для российского рынка. Технология  должна стать здесь стандартом, тем более конкурентов здесь нет. В дальнейшем выйдем на зарубежный рынок либо сами, либо в партнерстве с крупными компаниями, либо с видеохостингами, либо с крупным партнером за рубежом, который поможет продвинуть технологию и сделать ее стандартом. Опыт общения с клиентами показывает, что ни один из них не ушел недовольным нашим предложением. Не было случая, чтобы кто-то отказывался от технологии. На данный момент у нас проблема с тем, что мы не успеваем внедрять технологию. Сейчас сформировался список клиентов, которые стоят в очереди на внедрение по причине того, что многим надо еще помогать в освоении технологии. В какой-то момент система станет самообучающей. В дальнейшем мы планируем, что появится определенный пул специалистов, которые будут сами разрабатывать дополнительные функции для этой технологии.
 
 
 
Комментарии экспертов
Как Вы можете оценить перспективы интерактивного видео?
 
Игорь Чекун, руководитель Softline Venture Partners: «Мы оцениваем проект Actio как очень перспективный. Интересны и востребованы рынком как модели рекламы в видео, так и прочие возможности на базе созданной Actio технологии. Потенциал мирового распространения, востребованность рынком, перспективные схемы монетизации и наличие команды, которая может эффективно реализовать проект - способствовали нашему решению об инвестициях в Actio».
 
Юрий Амосов, венчурный предприниматель, общественный деятель (стоял у истоков создания Российской Венчурной Компании): «Онлайн-видео в настоящее время развилось уже настолько, что, по сути, перестало быть «он-лайн» и превратилось в самостоятельный класс видеоконтента. Уровень его популярности, однако, до сих пор отстает от уровня его монетизации – что для многочисленных поставщиков этого контента вопрос не праздный. Технологий монетизации разрабатывается достаточно много – одну из таких отрабатывает Actio. Окажется ли их подход верным или тупиковым, станет ясно только со временем, но в апсайде этой технологии то, что она масштабируема потенциально на весь мир – а это совсем иной размер и рекламных доходов и инвестиционного интереса. Этим, я думаю, работа Actio, прежде всего, и интересна».






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов