11 ноября '09

№29 В ФОКУСЕ: Профессор К.Колин: ШПД как критическая технология развития информационного общества в России


Константин Колин

Институт проблем информатики РАН, главный научный сотрудник,доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

 

Считаю, что процесс развития информационного общества России напрямую зависит от решения проблемы широкополосного доступа в Интернет. Ее актуальность непосредственно связана с проблемами инновационного развития страны, повышения качества жизни населения и обеспечения национальной безопасности. В этой статье я хочу познакомить читателей журнала с проблемами приоритетного развития технологий широкополосного доступа и необходимости включения их в состав перечня критических технологий России на ближайшие годы.

 

 Болевые точки

Обеспечение возможности широкополосного доступа в сеть Интернет для каждого гражданина России на всей ее территории является сегодня одной из приоритетных задач развития информационного общества и необходимым условием успешной реализации стратегии перехода нашей страны к инновационной экономике.
По данным Всемирного банка, в условиях современного глобального финансово-экономического кризиса многие страны мира (Австралия, Индия, Ирландия, Сингапур, Южная Корея, Япония) увеличивают свои вложения в развитие технологий широкополосного доступа массовых пользователей в Интернет и рассматривают это как важную антикризисную меру в национальной экономике. В условиях России, с ее огромной территорией, без приоритетного развития таких технологий основные цели Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2015 года не смогут быть достигнуты. В то же время развитие информационного общества позволяет существенно повысить эффективность использования интеллектуального потенциала страны и поэтому является необходимым условием успешного перехода России от сырьевой модели экономики на путь ее инновационного развития.
Именно поэтому участники Международного форума «Наука и общество. Информационные технологии», состоявшегося в Санкт-Петербурге в сентябре 2009 г. с участием пяти нобелевских лауреатов, рассматривали проблемы информационных технологий в непосредственной связи с проблемами инновационного развития общества. При этом была подчеркнута особая значимость приоритетного развития современных массовых информационных коммуникаций и, прежде всего, повышения доступности информационных ресурсов общества для всех его членов через сеть Интернет.

Международный рейтинг России в области информационного развития

В последние годы количество пользователей сети Интернет в России быстро возрастает. Уже в середине текущего года был зафиксирован показатель 47-50 млн пользователей. При этом подавляющее большинство абонентов (около 85%) имеют узкополосный доступ со скоростью передачи данных не более 128 Кбит/с. Такие условия президент России Д.А. Медведев в одном из своих последних выступлений весьма образно назвал «издевательством». И с этой оценкой нельзя не согласиться. Для сравнения: в современном Китае из 338 млн пользователей около 320 млн (95%) имеют широкополосный доступ. Поэтому не стоит удивляться, что в международном рейтинге информационного развития стран мирового сообщества Китай уже в 2008 году обошел Россию и занял в этом рейтинге 56-е место среди 70 стран мира. Россия же по данным исследования заняла 59-е место, уступая не только Индии, Филиппинам и Китаю, но также Египту и Колумбии. Рейтинговые оценки 2009 года свидетельствуют о том, что отставание России от многих других стран мира в области информационного развития продолжает увеличиваться, и эта тенденция представляет серьезную угрозу для национальной безопасности нашей страны. Мириться с этим и далее просто опасно.

Что сделано?

Рассмотрим сложившуюся ситуацию несколько более подробно. В последние годы Президентом и Правительством России принят ряд важных решений системного характера, которые выводят процесс развития информационного общества в нашей стране на новый уровень организации:
• Утверждена Стратегия развития информационного общества в России, в которой определены не только основные направления, но и контрольные показатели этого развития на период до 2015 года;
• Создан Совет при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации, который возглавил лично Президент России Д.А. Медведев;
• В Общественной палате России создана Рабочая группа по проблемам развития информационного общества;
• Подготовлен и находится на заключительной стадии согласования План мероприятий по развитию информационного общества в Российской Федерации на 2009-2011 годы.
Кроме того, в период 2006-2008 гг. происходило весьма интенсивное развитие отрасли ИКТ и формирование новой информационной инфраструктуры страны. В частности, в 2008 году практически во всех населенных пунктах страны установлены средства стационарной телефонной связи, а все российские школы получили средства доступа в сеть Интернет. На очереди подключение к этой сети медицинских учреждений и сельских библиотек. Развертываются работы по реализации в России концепции «электронного правительства».
Казалось бы, определенные успехи налицо. Так почему же международный рейтинг России в области информационного развития не только не соответствует ее современному интеллектуальному потенциалу, но и продолжает снижаться? Анализ показывает, что причин здесь несколько. Главная из них состоит в том, что развитие информационного общества еще не рассматривается в нашей стране как необходимое условие инновационного развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности России. Именно поэтому, многие мероприятия по практической реализации «Стратегии развития информационного общества в России» выполняются с большим опозданием, а то и просто саботируются их исполнителями, как на федеральном, так и на региональном уровне. Достаточно указать, что План мероприятий по реализации» этой программы разрабатывается уже полтора года (!) и до сих пор еще не утвержден. А ведь информационная сфера мирового сообщества, несмотря на глобальный финансово-экономический кризис, продолжает развиваться исключительно динамично, и те страны, которые сделали ставку на свое приоритетное информационное развитие, получают значительные преимущества перед другими. Характерными примерами могут послужить Финляндия, Норвегия Швеция и Ирландия в Европе, а также Сингапур, Южная Корея и Япония среди азиатских стран.
Таким образом, речь сегодня идет не столько о рейтинге информационного развития той или иной страны, а о том, как она использует информационный потенциал для целей своего социально-экономического развития. А потенциал этот в России имеется, и сегодня он используется еще явно в недостаточной мере, в том числе, по причине слабо развитых в нашей стране технологий доступа к мировым и национальным информационным ресурсам.

Значение развития информационно-коммуникационных технологий для российского общества и экономики

Приоритетное развитие и широкое практическое использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах жизнедеятельности общества является для нас сегодня необходимым условием инновационного развития экономики, обеспечения конкурентоспособности. Отсутствие внимания к этой проблеме ставит под угрозу национальную безопасности страны, понижает уровень и качество жизни наших сограждан.
Современные ИКТ могут сэкономить массу социального времени, помочь создать новые рабочие места. Благодаря этому будет, наконец-то, снят барьер доступа к информационным ресурсам, будет развиваться интеллектуальный потенциал общества. Кроме того, ИКТ повышают эффективность других видов технологий (технических, энергетических и социальных), служат катализаторами многих процессов развития современного общества. Эти принципиально важные свойства ИКТ дают основание считать их развитие и широкое практическое использование одним из приоритетных направлений развития современной цивилизации и квалифицировать их в качестве критических технологий научно-технического прогресса.

Создание новых рабочих мест и проблема занятости населения

В условиях глобального финансово-экономического кризиса, который сегодня охватил практически все страны мира, в том числе и Россию, социальное значение информационного развития общества существенным образом возрастает. Кризис обострил такие проблемы, как занятость населения и переподготовка специалистов с целью получения ими новых профессий и специальностей, которые являются сегодня более востребованными на рынке труда. По данным официальной статистики, количество безработных в России уже превысило 2,1 млн человек и продолжает расти. Это серьезная социальная проблема, над решением которой сейчас работают органы государственной власти в центре и на местах, а также руководители структур бизнеса. Однако возможности новых информационных технологий при этом практически не используются. А ведь такие возможности есть, и их использование может дать весьма существенный социально-экономический эффект достаточно быстро. Прежде всего, здесь следовало бы подумать об увеличении занятости в информационной сфере общества, развитие которой является для современной России исключительно важной и актуальной проблемой.

Телеработа – новая форма занятости населения

По данным социологических исследований, в России насчитывается более 9 млн инвалидов, многие из которых имеют ограниченную мобильность, но вполне могли бы работать на дому. Современные информационные технологии предоставляют для этого хорошие возможности, которые пока еще очень мало используются. Персональный компьютер с выходом в Интернет, лазерный принтер и, возможно, сканер – вот и весь тот минимальный набор средств информатики, который может дать работу нескольким миллионам наших инвалидов. Для многих из них это единственная возможность почувствовать себя полезными для общества и заработать необходимые средства для своего существования. К сожалению, наши социальные службы этой возможности не видят и никаких действий для ее практического использования не предпринимают. И здесь мы вновь сталкиваемся с проблемой ментальности наших чиновников, сознание которых находится еще на уровне прошлого века!
Развитие системы «информационного надомничества» могло бы дать работу не только инвалидам, но также и пенсионерам, которые, по мере своих возможностей, могли бы участвовать в трудовой деятельности. Для многих из них это не только дополнительный заработок, но также и весьма важный морально-психологический фактор. Ведь многие пенсионеры имеют большой производственный, научный и педагогический опыт, который они могли бы передавать молодому поколению, повышая тем самым интеллектуальный уровень российского общества.
Информационное надомничество (телеработа) является перспективным занятием и для тех женщин, которые вынуждены прервать свою трудовую деятельность в связи с беременностью или же необходимостью воспитывать дома маленьких детей. Их квалификация, знания и опыт также могли бы использоваться более эффективно.

Широкополосный доступ в Интернет – национальная проблема России

Особое место в области развития ИКТ занимают технологии, обеспечивающие доступ пользователей в сеть Интернет, которая сегодня представляет собой одновременно и глобальную систему информационных коммуникаций, и достаточно мощную многоаспектную информационную систему. Возможности того или иного абонента этой сети по практическому использованию ее информационных ресурсов в значительной степени определяются скоростью передачи данных на конечном участке тракта информационного обмена, т.е. в точке доступа пользователя. Минимально необходимая скорость передачи данных, которая позволяет пользователю производить поиск текстовой и графической информации в сети Интернет, составляет сегодня порядка 1-2 Мбит/c. Работа на меньшей скорости создает у пользователя существенный психологический дискомфорт, а при скоростях менее 128 Кбит/c она становится практически бесполезной.
Для практической реализации тех новых возможностей, которые создаются в информационном обществе для повышения уровня занятости населения, в стране должна быть создана современная информационная инфраструктура. Прежде всего, здесь необходимо решить проблему широкополосного доступа пользователей к сети Интернет на всей территории России. Сегодня такой доступ обеспечивается только в крупных городах, да и то его стоимость является еще слишком высокой для массового пользователя.
Кардинальное решение этой проблемы видится на пути развития системы космической связи и создания новых технологий широкополосного доступа в Интернет с использованием возможностей уже существующих проводных радиотрансляционных сетей и сетей электроснабжения производственных и жилых помещений. Экспериментальные разработки таких технологий уже существуют, нужно лишь решить организационно-технические проблемы их промышленной разработки и массового внедрения в практику. Дело это непростое, но, с инженерной точки зрения, вполне осуществимое в течение нескольких ближайших лет. Затраты на создание и внедрение таких технологий многократно окупятся, так как социально-экономический эффект от их использования будет колоссальным. Именно тогда и можно будет говорить о создании в России информационного общества.

Меры для выхода из кризиса

Основными путями по выходу из кризиса я вижу ряд решений, которые нужно реализовывать на государственном уровне. Самый важный касается принципиального пересмотра Правительством РФ существующего подхода к решению проблемы развития широкополосного доступа в сеть Интернет для массовых пользователей. Она должна стать одной из приоритетных задач для построения информационного общества в России.
Очень важно поддержать распространение и реализацию социального информационно-технологического проекта «Социальная розетка» на федеральном уровне в крупных и средних городах России. Инициатором этого проекта является ФГУП «Московская городская радиотрансляционная сеть», которое уже приступило к его реализации с 1 июля 2009 г. Постановление московского правительства по этому поводу было подписано в мае 2009 г. Таким образом, проблема «социального доступа» в сеть Интернет может быть решена в Москве уже в самые ближайшие годы. Это хороший пример для других городов России, где аналогичные проекты также могут быть реализованы при соответствующей поддержке муниципальных и региональных органов власти. Целесообразно сформировать и реализовать в период 2010-2012 гг. Федеральную целевую программу «Социальный интернет», целью которой должно быть обеспечение доступа в интернет всех граждан России по доступным ценам, а для отдельных категорий граждан (студентов, аспирантов, преподавателей, инвалидов, пенсионеров и др.) – бесплатно, за счет средств федерального и региональных бюджетов.
При развитии информационной инфраструктуры России нужно использовать различные способы и технологии широкополосного доступа в Интернет, в том числе - технологии доступа по проводным каналам радиосвязи и сетям электроснабжения производственных и жилых помещений (так называемые PLC – технологии).
Руководителям субъектов Российской Федерации необходимо пересмотреть содержание существующих программ информатизации регионов РФ с целью более эффективного использования в них технологий широкополосного доступа в Интернет массовых пользователей в интересах повышения уровня занятости населения, создания новых рабочих мест, в том числе, для людей с ограниченной мобильностью, а также для подготовки и переподготовки кадров. Крайне важно разработать и реализовать программы развития широкополосного доступа в Интернет для жителей сельской местности, а также для сельских библиотек, больниц, поликлиник и учреждений культуры в сельской местности.
В случае, если Минэкономразвития РФ примет дополнительные меры по обеспечению приоритетного развития технологий широкополосного доступа пользователей в Интернет, рассматривая их как важные и актуальные антикризисные меры в национальной экономике, ситуация в России в области развития информационного общества может радикально измениться уже в самое ближайшее время.
Я очень надеюсь, что новое послание Президента РФ станет той точкой опоры, которой сейчас так не хватает России. «Ресурс исторического времени», упоминаемый в некоторых СМИ, действительно, практически исчерпан, и залатать гигантскую зияющую дыру в экономике страны будет очень трудно. Слишком долго мы ждали, что все образуется, «реформируется», «капитализируется» и расцветет...
Настала пора государству услышать свой народ, вспомнить о нем. А пространство Интернета может стать связующим звеном между правительством и гражданами, восстанавливающими свое право на Будущее России, на наше Настоящее.

Слово и дело

Проект «Социальная розетка» в октябре 2009 г. был представлен на выставке средств телекоммуникации в Женеве. Однако в самой России об этом проекте сегодня мало кто знает. Ведь никакой рекламной кампании по этому проекту на нашем телевидении не ведется, а журналисты сейчас заняты куда более важной для них проблемой – с кем далее будет жить любимый сын Байсарова и Орбакайтэ. Да и сам проект развертывается пока очень медленно. В 2009 году на его реализацию выделено всего 25 млн руб. для создания опытного участка в Кунцевском районе Москвы. Полностью же завершить проект предполагается лишь в 2015 году. С такими темпами мы будем и далее увеличивать свое отставание от передовых стран мира. Ведь, например, Сингапур, государство-город с населением в 5 млн человек, еще в 2001 году полностью перешел на оптоволоконную технику передачи данных в своей национальной сети. Причем, осуществил этот переход в течение трех лет.

А поезд уходит…

Сегодня уже нет сомнения в том, что 21-й век будет веком высоких, в том числе цифровых технологий. И телекоммуникационные технологии играют здесь ключевую роль. Они являются мощным катализатором практически всех процессов развития современного общества. Поэтому всем нам сегодня нужно понять, что «поезд» мирового научно-технического прогресса стремительно набирает скорость, и тот, кто не успел занять место в одном из вагонов этого «поезда», тот опоздал. Опоздал навсегда.







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов