26 октября '09
Tele2 увеличила финансовые показатели в России
Драйвером роста сотового оператора Tele2 за последнее время являются продажи в России и Швеции. В РФ за прошедшие 9 месяцев 2009 г. объем продаж составил 5,445 млрд шведских крон (около $784 млн), превысив на 11,7% показатели прошлого года. Показатель EBITDA вырос на 3%, достигнув 1,778 млрд шведских крон, причиной понижения маржы EBITDA эксперты считают запуск сетей в новых регионах.
Tele2 в III квартале 2009 г. запустил в коммерческую эксплуатацию сеть в шести новых регионах, работа в которых опережает бизнес-план компании. В начале прошлого года шведский оператор функционировал в 17 регионах РФ, спустя год число филиалов было увеличено до 28. В IV квартале 2009 г. компания планирует запустить сети еще в 5 регионах, а с первой половины 2010 г. Tele2 начнет оказывать услуги во всех новых регионах.
Данные на сентябрь 2009 г. превышают аналогичные показатели 2008 г., в частности это касается абонентской базы, возросшей на 33,9% и составившей 3 млн человек. Динамику успешного прироста абонентской базы шведского оператора составляют в основном регионы, в которых наблюдается политика активной экспансии и демпинг по тарифам на услуги Tele2.
Большинство аналитиков склонны оценивать осенние показатели шведского оператора Tele2 как перспективные, хотя в отношении попыток приблизиться к лидерам рынка в следующем году комментаторы сомневаются. Скорее всего, считают аналитики, что до конца года компания не отклонится от намеченных планов и продолжит успешный вектор развития, аналогичный прошедшим трем кварталам. Объем продаж оператора может превысить прошлогодний показатель на 6-8%. В следующем году оператор может начать концентрировать свои усилия на повышении рентабельности по EBITDA.
Абонентская база Tele2, по мнению комментаторов, сейчас сопоставима с уровнем числа абонентов компании МТС в 2003 году. Ее развитие происходит благодаря мощной экспансии шведского оператора в регионы. Аналитики полагают, что в следующем году темпы ее продвижения замедлятся, и Tele2 займется освоением завоеванных территорий.
Эксклюзивные комментарии:
Сергей Андрияшкин, PR-менеджер
«Tele2 Россия»
«В настоящее время Tele2 успешно развивается в России, и данные третьего квартала, в котором мы запустили 7 регионов за 3 месяца и набрали более 1,1 миллиона абонентов, отлично подтверждают эти тенденции. Мы строим сети в новых регионах: 14 новых регионов в течение 2009 года и еще 5 - в первые месяцы 2010 года, запускаем новые продукты и услуги. Но что еще важнее, Tele2 играет, действительно, важную роль на российском рынке: мы заставляем рынок развиваться, стимулируя конкуренцию, снижая цены, строя качественные сети и предлагая европейский уровень обслуживания. Tele2 делает качественную сотовую связь более доступной для жителей России. Задача №1 для нас на ближайшую перспективу - запустить в коммерческую эксплуатацию оставшиеся 8 сетей. Мы также продолжим разработку и запуск новых услуг, востребованных нашими абонентами. В будущем «Tele2 Россия» продолжит рассматривать возможности по расширению своего бизнеса в РФ путем получения новых лицензий или приобретений. Кроме того, компания заинтересована в том, чтобы перенести в Россию свой европейский опыт планирования, строительства и эксплуатации сетей сотовой связи стандартов 3G и 4G. Мы можем сообщить, что, согласно планам компании, к концу 2011 года, численность абонентской базы Tele2 в России должна составить порядка 18-19 миллионов человек».
Виталий Солонин, ведущий аналитик
J'son & Partners
«На текущий момент Tele2 занимает уверенную позицию четвертого оператора на рынке сотовой связи, однако в обозримом будущем догнать «большую тройку» по абонентской базе и особенно по доходам в России будет фактически невозможно - слишком большой разрыв между ними имеется на сегодняшний день. Сейчас абонентская база оператора сопоставима с количеством абонентов у МТС в 2003 году, однако в то время рынок еще не был таким насыщенным. По итогам 3 квартала 2009 г. доля Tele2 на рынке (по абонентской базе) составила 6,5%, тогда как по итогам 3 квартала 2008 года этот показатель был равен 5,6%. Увеличение рыночной доли оператора напрямую связано с его региональной экспансией - за последние полгода он вышел в 10 регионов России и на текущий момент работает в 28 регионах. В 2010 году Tele2 продолжит расширять географию своего присутствия, однако этот процесс вряд ли будет таким интенсивным, как в 2009 г. По итогам 2009 г. динамика выручки Tele2 в России в долларах США, в евро или в рублях, скорее всего, будет больше, чем у конкурентов, что напрямую связано с активным освоением оператором новых территорий. С другой стороны, нельзя исключать некоторого снижения ARPU и рентабельности по EBITDA по сравнению с 2008 годом».
Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»
«Перспективы рассматриваемого предприятия на российском рынке достаточно благоприятны, что обусловлено характером стратегии развития, одним из ключевых аспектов которой является гибкая ценовая политика. Очевидно, что предложение такого рода будет особенно востребовано на развивающихся рынках, и в частности, - в российских регионах. Подобный подход обеспечит Tele2 благоприятные перспективы для дальнейшего повышения ARPU. Таким образом, возможное снижение рентабельности по EBITDA следует рассматривать как ограниченное по времени явление, негативное влияние которого с высокой степенью вероятности будет сведено к минимуму в случае реализации проработанной стратегии по повышению доходности абонентов. Очевидно, что именно это направление и будет выступать в качестве ключевого в следующем году. До конца года будут актуальны те же тенденции, что и в первых трех кварталах, - рост абонентской базы и повышение общего объема продаж».