25 сентября '09
Генпрокуратура хочет привлечь к ответственности провайдеров за запрещенный контент
Большинство аналитиков отнеслись к претензиям Генпрокуратуры с большой долей скептицизма. Минкомсвязи осознает последствия такого рода действий, а поэтому поддерживает игроков рынка и объясняет к чему это может привести. Некоторые комментаторы сочли, что Генпрокуратура попросту перекладывает обязанности работников охраны правопорядка на операторов, и что данные инициативы разрушают законодательство. Генпрокуратура выдвинула инициативу привлекать к ответственности провайдеров за доступ их пользователей к сайтам с запрещенным законодательством контентом. В ведомстве ссылаются на опыт зарубежных стран и эффективность таких способов, как установление ответственности в отношении провайдеров, предоставляющих доступ к информации, вредной для несовершеннолетних. В Минкомсвязи не согласны с подобной постановкой вопроса и считают, что у провайдеров нет технических возможностей для регулирования контента в сети и юридических прав на осуществление таких действий.
В пресс-службе министерства считают, что в Интернете цензуры быть не должно, и что в сети действуют те же законы Российской Федерации, что и в других сферах, а вопросами правонарушений в Интернете занимается управление К в МВД. Также представители пресс-службы указывают на тот факт, что за полгода работы горячих линий было зарегистрировано свыше 3 тыс. сообщений о противоправной информации и удален контент более чем с 1 тыс. ресурсов.
По мнению экспертов в области права, подобные претензии противоречат законодательству РФ, являются абсурдными и необоснованными. Требовать с операторов связи ответственности за оказываемые услуги все равно, что обвинять производителей топоров, которыми могут воспользоваться для того, чтобы рубить дрова, а могут рубить головы, считают некоторые комментаторы. В РФ нет законодательной базы, позволившей бы операторам связи контролировать запрещенный контент. В случае привлечения к ответственности провайдеров, которые по ряду причин могут существенно и необоснованно ограничить возможности подключения к различным ресурсам, пострадают конечные пользователи.
Большинство аналитиков отнеслись к претензиям Генпрокуратуры с большой долей скептицизма. Минкомсвязи осознает последствия такого рода действий, а поэтому поддерживает игроков рынка и объясняет к чему это может привести. Некоторые комментаторы сочли, что Генпрокуратура попросту перекладывает обязанности работников охраны правопорядка на операторов, и что данные инициативы разрушают законодательство.
Эксклюзивные комментарии:
Денис Быков, руководитель практики по разрешению споров
«Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
«На наш взгляд, попытка установления ответственности провайдеров за обращение их пользователей к запрещенному контенту приведет лишь к тому, что провайдеры жесточайшим образом проведут фильтрацию сайтов, доступ к которым они предоставляют, и ограничат возможности подключения к иным сайтам, в содержании которых они не уверены. Это неизбежно вызовет недовольство как пользователей, так и организаций, представляющих услуги доступа к своим ресурсам. Все это, очевидно, понимают и в Минкомсвязи, поэтому такого рода попытка Генпрокуратуры, скорее всего, обречена на провал».
Антон Богатов, юрисконсульт
TeliaSonera
«Совершенно очевидно, что претензии Генпрокуратуры не соответствуют законодательству РФ. Оператор связи не несет ответственности за использование предоставляемых услуг. По закону операторы не вправе контролировать Интернет. С юридической точки зрения – это абсурдное требование. Приведу пример. В России происходит большое количество ДТП, но почему-то никто не привлекает производителей автомобилей к ответственности за каждый случай дорожно-транспортного происшествия. Нет вины операторов связи, соответственно нет ответственности. В данном случае поймать преступников в интернет-пространстве не всегда легко, а обвинить оператора, который предоставляет услуги, значительно легче. Я считаю, что подобного рода инициативы разрушают законодательство РФ».