13 октября '09
«Ростелеком» накопил долг перед Россвязью
Глава Россвязи Валерий Бугаенко написал письмо министру связи и массовых коммуникаций Игорю Щеголеву, в котором пожаловался на непогашенную задолженность «Ростелекома», составляющую 1,53 млрд руб. Долг связан с финансированием оператора программы развития таксофонов РФ, которая несет социальную нагрузку, но является нерентабельной услугой. Со стороны оператора с 2006 года было перечислено всего 530 млн руб.
Учитывая закон «О связи» п. 4 ст. 60 оператор должен самостоятельно рассчитывать объем средств, подлежащих перечислению в резерв универсального обслуживания, опираясь на ставку 1,2% от полученных доходов. Средства должны перечисляться не позднее 30 дней со дня окончания квартала. К 14 ноября «Ростелеком» собирается предоставить «Россвязи» график погашения задолженности, возникшей за период с 2006-го до середины 2009 года.
Большинство аналитиков считает, что у «Ростелекома» есть возможность погасить задолженность перед Россвязью без ущерба своим интересам. В интересах компаний решить спорные вопросы без судебных разбирательств, полагают комментаторы. Некоторые аналитики указывают в плане причин затягивания выплат на некоторые пункты законодательства РФ, имевшие место быть в 2006 году, ведь именно с того периода начал расти и накапливаться долг «Ростелекома». Конституционный суд после проверки некоторых положений Закона «О связи» заявил, что полномочия по формированию фонда универсального обслуживания должны быть переданы от правительства к Госдуме, и хотя все изменения были внесены, может быть, именно это повлияло на затягивание выплат со стороны госоператора в учрежденный фонд.
Учитывая обострившийся конфликт между оператором и Россвязью, комментаторы называют в качестве возможной причины договоренность о непериодичности платежей, которая позволяла не соблюдать график, прописанный в законодательстве. Урегулирование конфликта может состояться при участии Минкомсвязи, считают эксперты.
Эксклюзивные комментарии:
Анастасия Крылова, аналитик
Парк.РУ
«Причина непостоянных отчислений «Ростелекома» проста - зачем платить, если можно не платить? Не исключено, что при прежнем руководстве компании Россвязь действительно закрывала глаза на нерегулярные платежи, но даже одно ухудшение экономической ситуации в стране является достаточной причиной для более внимательного отношения к подобным долгам. Полагаем, что до судебных процессов, тем не менее, не дойдет, «Ростелеком» и Россвязь вполне в состоянии уладить свои отношения, возможно в качестве посредника между компаниями выступит сам Игорь Щеголев».
Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента
ИФК «Алемар»
«Между Россвязью и «Ростелекомом», вероятно, было наличие особых договоренностей о непериодичности платежей. Их целью было ограждение оператора без особой необходимости от оттока денежных средств, нужных ему для обеспечения текущей деятельности и инвестиций. Вопрос этот неизбежно встал после смены руководства «Ростелекома», однако мы считаем, что до суда дело не дойдет. У компании достаточно средств на балансе, чтобы погасить эту задолженность без угрозы своему финансовому положению, операционной и инвестиционной деятельности».
Татьяна Толмачева, директор по стратегическому развитию бизнеса
CISCO
«Ситуация с «Ростелекомом» мне непонятна. Трудно объяснить неплатежи «Ростелекома» в фонд универсального обслуживания. Финансовое положение компании хоть и непростое, но достаточно стабильное. Возможно, это каким-то образом связано с тем, что в 2006 году Конституционный суд (КС) проверял на предмет соответствия Конституции России некоторые положения Закона «О связи», регламентирующие сбор с телекоммуникационных операторов в фонд универсального обслуживания. В результате этого рассмотрения КС признал, что полномочия по формированию фонда универсального обслуживания должны быть переданы от правительства к Госдуме, и обязал внести изменения в Закон «О связи» до конца 2006 года. В то же время, суд не признал незаконность универсальной услуги как таковой. Но в любом случае, все поправки уже были внесены в закон, все необходимые документы по универсальному обслуживанию были уже давно приняты. Я не верю, что существовали какие-либо договоренности между прежним руководством «Ростелекома» и Россвязью, который отвечает за реализацию программ универсального обслуживания в России. Закон един для всех, и все должны его соблюдать».