13 октября '09

Терминалы МТС стали соседями «Евросети»

5 тыс. новых точек приема платежей, которые обустроили МТС, располагаются на расстоянии не более 200 м от салонов «Евросети». На этих точках зачисление денег происходит без комиссии. Оператор организовал их там, где ранее невозможно было каким-либо другим образом оплатить услуги МТС без комиссии. После прекращения сотрудничества МТС с «Евросетью» это стало серьезной проблемой для многих абонентов. На данный момент оператор, судя по официальным заявлениям и экспертным оценкам, устранил негативные последствия от разрыва отношений с «Евросетью».
Партнерами МТС стали платежные системы и представители ритейла (в частности, супермаркеты). Бюджетные затраты сеть понесла минимальные, поскольку точки оплаты создавались в рамках партнерских отношений, тогда как для партнеров МТС это дополнительная возможность увеличить оборот. В среднем же установка одного платежного терминала оценивается в $2 - 4 тыс., а комиссия за организацию приема платежей ритейлерами составляет 3 - 5%.
Напомним, что прием платежей от абонентов МТС через салоны «Евросети» прекратился 4 апреля 2009 года. Тогда оператор объявил, что его клиенты страдают из-за того, что в сети ритейлера не может быть обеспечено своевременное поступление платежей. До 1 апреля МТС фактически кредитовали «Евросеть». Оператор предложил ритейлеру вернуться к стандартному договору, предусматривающему депозитное обеспечение своевременности прохождения платежей, и покрыть задолженность. Когда средства так и не были перечислены на счет МТС, компания заявила о прекращении сотрудничества.
Прекращение сотрудничества между МТС и «Евросетью» было более болезненно для оператора, склонны считать эксперты. Сохранить возможность оплаты услуг МТС было необходимо для поддержки абонентской базы в небольших городах, прежде всего, региональных. При оплате с помощью скретч-карты, которая фактически оставалась единственной возможностью пополнения счета в городах с населением менее 50 тыс. человек, абонентам приходилось платить немалую комиссию. При этом открытие новых точек оплаты для абонентов сотового оператора вряд ли существенно скажется на притоке клиентов в «Евросеть», отмечают аналитики - ведь оператор открыл новые терминалы, а не новые салоны.
В целом, количество новых точек оплаты не так велико по сравнению с общим числом платежных терминалов. Эксперты высказывают предположение, что большая часть новых точек оплаты была запланирована еще до того, как МТС заявили свои предложения партнерам – таким образом, адресная программа была только оптимизирована. Впрочем, для партнеров компании такой шаг может стать консолидирующим фактором под началом крупной компании, а для самих МТС это в том числе имиджевый ход.


Эксклюзивные комментарии:

Дмитрий Морозов, менеджер практики С&HT
A.T. Kearney

«Начнем с того, что 5 тыс. точек приема платежей на фоне общего изобилия терминалов оплаты (около полумиллиона по России) нельзя назвать сверхвыдающимся результатом. Скорее всего, основная доля из них была уже запланирована к установке в рамках программ развития платежных систем и адресная программа была всего лишь оптимизирована по «просьбе» МТС. Число в 5 тыс. точек, заметим, даже превышает количество салонов «Евросети». Видимо, для адекватной замены пропускной способности салона «Евросети» одного терминала оказалось недостаточно. С точки зрения затрат, $15-20 млн, вложенные партнерами в организацию терминалов в «нужных» местах, будут окупаться не намного дольше, если в них будет возможность проведения и других платежей. Что касается давления на бизнес «Евросети», то никакого существенного влияния этот шаг не окажет. Его основные эффекты - сохранение собственной абонентской базы и отражение хорошей работы PR-службы».



Сергей Савин, директор Департамента Сотовых телефонов и Цифровых устройств
J'son & Partners

«Разрыв отношений между МТС и «Евросетью» произошел достаточно давно, и в данном случае я склонен считать, что оператор сильнее пострадал от произошедших изменений, т.к. его абоненты лишились возможности комфортного пополнения лицевого счета. Таким образом, на текущий момент компания МТС смогла нивелировать последствия предыдущих событий. Поскольку речь идет только об организации приема платежей, а не об открытии фирменных салонов МТС, то я не думаю, что этот шаг окажет какое-то влияние на положение компании «Евросеть». На фоне насыщения рынка сотовой связи (согласно данным J&P Consulting на конец августа 2009 года, номинальный уровень проникновения сотовой связи превысил 142%) приоритетной задачей для операторов становится повышение лояльности абонентов. Удобство и доступность различных клиентских сервисов, включая платежи, являются одним из ключевых факторов, влияющих на данный параметр».



Алексей Курасов, аналитик
ИК «Финам»

«Не думаю, что 5 тыс. терминалов могут представлять какую-то серьезную конкуренцию для «Евросети». То же можно сказать и относительно других крупных ритейлеров. Это, скорее, может стать консолидирующей мерой для частных предприятий-партнеров МТС. В данном случае важно доверие к МТС как к бренду, которое будет выгодно и их партнерам. Терминалы строятся там, где больше всего людей, – именно так и поступила «Евросеть». И какие-то маркетинговые шаги для сохранения клиентов ей, думаю, не нужны».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов