13 октября '09

В правительстве собираются переработать подписанную ФЦП «Электронная Россия»

В конце сентября глава аппарата правительства вице-премьер Сергей Собянин направил письмо премьер-министру Владимиру Путину, в котором он предлагает пересмотреть подписанную в начале месяца новую ФЦП «Электронная Россия». По его мнению, программа обладает серьезными недостатками, не позволяющими обеспечить эффективное решение задач создания электронного правительства. Вице-премьер предлагает яснее прописать мероприятия, которые в рамках ФЦП будут осуществлять органы государственной власти и коммерческие структуры, указать планируемый объем финансирования по каждому мероприятию, описать конечные и промежуточные результаты реализации каждого мероприятия, а также скорректировать состав мероприятий ФЦП и четче обозначить «направления расходования средств».
Напомним, что ФЦП «Электронная Россия» была утверждена Правительством РФ в январе 2002 года. С учетом подписанной программы «Электронной России» от 10 сентября 2009 года итоговая стоимость подготовки и запуска обойдется государству в 21,2 млрд рублей за период с 2002 по 2010 гг., из нее 19,9 млрд рублей составляют бюджетные деньги. В 2009 году на ФЦП выделено 2,77 млрд рублей, в 2010 году - 3,1 млрд рублей.
Основной объем денежных средств будет потрачен на создание функциональных элементов программы, что составит 834,59 млн рублей бюджетных средств в 2009 году, 1,09 млрд рублей - в 2010 году и «развитие внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия, обеспечение интеграции государственных информационных систем на базе технологической платформы инфраструктуры электронного правительства» - 1,35 млрд рублей в 2009 году, 1,34 млрд рублей - в 2010 году.
Эксперты предполагают, что на подпись премьеру программа поступила в недоработанном виде. Предположительно ее доработка может занять 2-3 месяца, и будет закончена до 2010 года. На незаконченность документа могли повлиять сжатые сроки и специфика работы внутренних ведомств. Аналитики считают, что опасения правительства оправданны, поскольку прошлый опыт попыток реализации проекта практически не дал никаких результатов. Предложение вице-премьера, по мнению некоторых комментаторов, направленно, прежде всего, на повышение эффективности реализации программы, поэтому пункты по изменению затрагивают прозрачность схемы распределения денежных средств.
Главной проблемой «Электронной России» эксперты считают широту программы и объем ее задач. В случае с «Электронным правительством», возможно, удастся избежать такого риска. Аналитики отмечают, что изменения в бюджете не повлияют на назначенного государством оператора, и «Ростелеком» в данном контракте денег не потеряет.


Эксклюзивные комментарии:

Алексей Бизин, ведущий аналитик
ОАО Банк «Петрокоммерц»

«Электронное правительство» было составляющей частью более широкой программы «Электронная Россия». В условиях урезания бюджетов на государственные программы правительство приняло решение сконцентрировать усилия на одном проекте – «Электронном правительстве». На мой взгляд, это является абсолютно правильным решением, так как электронный документооборот органов государственной власти - необходимое условие повышения эффективности их работы. Без внедрения «Электронного правительства» работа государственных органов так и будет оставаться на уровне конца 80-х гг. Проблема «Электронной России» (более широкой программы) заключается в том, что задач было поставлено множество, а фактически не структурирована ни одна. При проекте меньшего объема есть шансы, что появится конкретика, а деньги перестанут тратиться на побочные расходы. Таким образом, доработка программы - это не что иное как структурирование проблемы и обозначение совершенно определенных этапов ее реализации, чего до этого момента фактически не было. Что касается бюджета «Ростелекома», то я здесь значительных рисков не вижу. По последней информации, средства на реализацию и запуск программы «Электронное правительство» будут браться примерно в равных долях из бюджета ФЦП «Электронная Россия» и «Ростелекома». В дальнейшем услуги «Ростелекома» будут оплачиваться, скорее всего, по ценам, близким к рыночным, или даже выше за счет масштаба проекта. Российские компании на государственных контрактах, как правило, денег не теряют, «Ростелеком» тоже не станет исключением».
 



Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»

«Вероятность того, что проект документа был подан на подпись в «сыром» виде, присутствует. Это может быть обусловлено спецификой работы внутренних механизмов ведомств, разрабатывающих подобные документы. Обычно в качестве приоритетов такой работы выступают установки по защите объемов финансирования, либо их перераспределение между уже существующими проектами. Данная работа ведется в условиях ограниченного времени, что и приводит к снижению качества результирующего документа. Обычно страдают положения, содержащие «конкретику», - разделение ответственности, функциональные обязанности и определения. Вероятность того, что в данном случае имеет место политический фактор, несколько ниже, чем обычно, поскольку принципиальные вопросы уже решены. Опасения правительства справедливы, поскольку именно слабая проработка упомянутых выше аспектов зачастую приводила к неудовлетворительным результатам по эффективности использования выделяемых средств. В таких условиях корректура программы может быть произведена достаточно быстро. Для «Ростелекома» данные изменения могут обернуться ростом ответственности исполнителей и сложностями в освоении средств».



Алексей Курасов, аналитик
ИК «Финам»

«Никаких негласных причин, на наш взгляд, решение о пересмотре бюджета программы в себе не несет. Позиция Сергея Собянина о необходимости корректировки программы и более четком прописывании ее источников финансирования обусловлена необходимостью повышения эффективности ФЦП, что в условиях кризиса является одним их основных моментов. Кроме того, доработка программы, очевидно, требуется для повышения прозрачности схемы ее финансирования и исключения риска коррупционной составляющей. Что касается сроков доработки программы, то они могут составить порядка 2-3 месяцев в зависимости от оперативности взаимодействия в данном направлении профильных структур. Таким образом, очевидно, доработанный вариант ФЦП мы увидим до 2010 года. Об очередном разорении бюджета РФ речи не было, говорилось лишь о необходимости повышения эффективности освоения денежных ресурсов. Российский бюджет является дефицитным, и, несмотря на постепенное улучшение макроэкономической конъюнктуры, государство в лице правительства не может себе позволить непрозрачные расходы. По нашим оценкам, на бизнесе «Ростелекома» изменение бюджета не отразится существенным образом».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов