12 октября '09
Рынок электронных денег консолидируется
Компании, специализирующиеся на операциях с электронными финансами, 8 октября заявили о создании Ассоциации «Электронные деньги» (АЭД). На данный момент в объединении состоят i-Free, WebMoney, «Яндекс. Деньги», Qiwi, Национальное партнерство участников микроэлектронного рынка (НАУМИР) и Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ). Ассоциация планирует сотрудничать с компаниями – представителями рынка универсальных транспортных, бонусных и подарочных карт, системами мобильных платежей и банками.
Сегодня примерно 6,67% населения России имеет электронный кошелек в какой-либо ннтернет- или мобильной системе платежей. Главными игроками на этом рынке, занимающими до 90% в его общей доле, признаны WebMoney и «Яндекс. Деньги». На октябрь 2009 года общее число аккаунтов российских граждан в сетях составило, по официальным данным, около 10 млн, а сумма денег, зачисленных на электронные кошельки, исчисляется 10 млрд руб. Это позволяет говорить о росте рынка.
Аналитики признают, что спрос на электронные деньги будет расти. Такие системы как «Яндекс. Деньги» уже соревнуются в востребованности с мобильными платежами. Переход денег в виртуальную форму, согласно мнению многих экспертов, - логическое развитие интернет-торговли, и потому он неизбежен. Тем не менее, цифру в 10 млн человек (количество пользователей электронных денег) специалисты называют завышенной и призывают учитывать не количество «кошельков», а количество людей, которые могут пользоваться несколькими электронными счетами одновременно.
Процесс популяризации электронных денег не будет быстрым, в частности, потому что это невыгодно крупным банковским структурам, которые будут лоббировать свои интересы. Сам рынок банковских карт, более традиционный, чем рынок виртуальных денег, будет вести себя активнее. Еще один важный момент – законодательное регулирование в этой сфере. Пока единственный документ, который касается этой сферы, – это закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», принятый в марте 2009 года. Закон затрагивает только банковских агентов (терминалы), тогда как системы моментальных платежей остаются в стороне от регулирования. Стоит упомянуть, что участники рынка не присутствуют при обсуждениях новых законов, которые связаны с регулированием электронных денег, – так, в закрытом режиме проходит подготовка закона «О национальной платежной системе».
Эксклюзивные комментарии:
Владимир Кудряшов, эксперт
J'son & Partners
«Идея о законодательном регулировании рынка электронных денег давно будоражит умы. Может быть, новая ассоциация сможет что-то изменить, но банковское лобби будет делать все возможное, чтобы сдерживать развитие рынка электронных денег. Электронные деньги очень удобны для того, чтобы уходить от налогов, ведь операции делаются анонимно. Таким образом, они могут способствовать реализации различных черных схем. Задача продвижения электронных денег – трудная, развитие будет медленным. У электронных денег есть перспективы, но сейчас они существуют на нелегальном положении. WebMoney, например, разработали очень сложную схему с покупками акций, чтобы осуществлять операции с этим видом финансов, там люди очень серьезно разработали вопрос. То же можно сказать и о «Яндекс.Деньги». В первую очередь, я думаю, нужно заниматься развитием мобильных платежей. Здесь прописан четкий механизм идентификации. В процессе передачи денег известны все лица, участвующие в операциях. Думаю, электронные деньги получат распространение, когда будет реализована идентификация плательщика. Как и когда это произойдет – пока что большой вопрос. Если говорить о рынке мобильных платежей и мобильной коммерции – да, он достаточно неплохо развивается. Но количество людей, пользующихся электронными деньгами, мне кажется, меньше официальных цифр: если человек один раз в жизни воспользовался электронным кошельком, нельзя считать его активным пользователем этого сервиса. «Яндекс. Деньги» - наверное, самый успешный проект на этом рынке сегодня. Не исключаю, что у «Яндекс.Денги» больше пользователей, чем у систем мобильных платежей. У сотрудничества с Ассоциацией, скажем, компаний, занимающихся бонусными картами, довольно размытые перспективы. Программ лояльности в России немного, и, скорее всего, сначала они будут консолидироваться, а уже потом начнется движение в сторону электронных денег. Тут позитивен тот факт, что программа лояльности может предполагать идентификацию личности. Но это, повторюсь, дело не ближайшего будущего».
Сергей Васин, аналитик
ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
«Перспективы развития у электронных денег есть, возможно, менее прозрачные, чем в Западной Европе. Интернет-коммуникации у нас развиты слабее, и существует предубеждение по отношению к самим электронным деньгам. Но все больше людей пользуются этой услугой, рынок становится привлекательным. Разумеется, ему необходимо правовое регулирование. Лобби со стороны участников рынка в этом отношении было бы очень полезно, хороший пример подобного влияния - Ассоциация телекоммуникационных компаний. Развитие электронных денег может быть невыгодно крупным банкам, но более мелким этот ресурс интересен – прежде всего, из-за доступности платежей».
Константин Ермоленко, начальник отдела инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»
«Несомненно, перспективы у рынка электронных денег в России есть. Быстрое расширение интернет-торговли - яркое тому свидетельство. Осуществление операций через электронный кошелек - логичное развитие данного рынка. Действительно, моментальные платежи являются одним из приоритетных направлений для расчетов через электронные кошельки. Тем не менее, нельзя утверждать в настоящий момент, что активными пользователями систем интернет-расчетов является 10 млн россиян. Сейчас рынок может быть оценен в 2-3 млн пользователей, причем количество кошельков, зарегистрированных на каждого из них, сильно варьируется. Кроме того, классические электронные деньги, такие как банковский пластик, тоже только лишь наращивают свой потенциал в РФ и в перспективе будут являться основным ограничивающим фактором для интернет-денег. Как и любой быстроразвивающийся рынок, рынок электронных денег нуждается в стабильном законодательном регулировании. Контроль должен быть установлен лишь за надежностью (в том числе и финансовой) операторов рынка, а также должен быть ограничен характер платежей лишь в той мере, в коей они ограничены для банковской системы. Естественно, участие ЦБ РФ в регулировании рынка электронных денег вполне логично».