9 октября '09
№28 В ФОКУСЕ: Свободное ПО в школах, миф или сказка?
Однажды обыкновенный директор сельской школы проснулся знаменитым на всю Россию. А знаменитым он стал не за новую методику преподавания или прорыв в области управления школы, а за то, что нанес ущерб компании Microsoft на сумму 254 035,31 рублей (в его школе были обнаружены компьютеры с нелицензионным ПО). Так стало понятно, что в российских школах существует огромная проблема с программным обеспечением, по большей части оно было приобретено нелегально, при этом дирекция школ могла об этом не догадываться. И дело директора Поносова стало первым звеном в цепочке последующих событий, очень сильно напоминающих театр абсурда.
21 Сентября 2007 года Д.А. Медведев провел встречу в Минкомсвязи, на которой присутствовали представители отечественных компаний-разработчиков программного обеспечения, где были произнесены следующие слова: «...Если мы сейчас подсядем полностью на иглу иностранного программного обеспечения и «заложимся» на долгие годы, то мы с нее не слезем. И будем развиваться вопреки мировым тенденциям. В то же время объявить, что мы завтра все компьютеры в школах (а потенциально это гораздо более серьезная сеть компьютеров) переведем на программы с открытым кодом, со свободной лицензией, тоже невозможно, потому что есть проблемы состыковок, есть технологические проблемы. То есть здесь готовности полной тоже нет. Что делать? Мы предлагаем пойти по компромиссному пути, и этот путь сейчас начал реализовываться. На три года приобрести лицензионный пакет из базовых программ (имеются в виду, прежде всего, операционные системы, архиваторы, офисы, редакторы, «фотошопы» – в общем, все, что обычно используется пользователями, в том числе и в школах), но в то же время не останавливаться, а работать над отечественным пакетом программ с открытым доступом, для того чтобы потом, в конечном счете через три года (если получится раньше – еще лучше), создать такую оптимальную модель, при которой школы и, потенциально, все государственные учреждения смогут выбирать, что им нужно: или продолжать пользоваться коммерческими продуктами за свой счет, а не за счет федеральных средств, или перейти на уже абсолютно адаптированную, приемлемую для них систему, основанную на открытом доступе, на открытом коде...».
Итогом встречи стало вполне логичное решение - выделить Минкомсвязи и Минобрнауки 2 миллиарда рублей на закупку лицензий наиболее популярных программ сроком на три года – этот проект получил название «Первая помощь». И 720 млн рублей на внедрение и разработку пакета свободного программного обеспечения. А сроки были следующими: в 2008 году провести апробацию в некоторых регионах, в 2009 году в каждой школе установить пакет СПО, а в 2011 году полностью перейти на него. Все просто и красиво. Но не забывайте, в какой стране мы живем.
Проектом «Первая помощь» занималась компания ООО «УСП Компьюлинк». В свое распоряжение она получили 2 миллиарда 141 миллион 800 тысяч рублей. Подробности того, как были потрачены эти деньги, неизвестны, как выяснилось, это коммерческая тайна. Но можно сделать некоторые выводы на основе доступной информации. В Госконтракте содержатся два важных пункта, в первом из которых говорится о покупке лицензий для всех школ на срок в три года. Учитывая количество школ (порядка 60000 в нашей стране) и срок действия лицензий, стоимость будет отнюдь не маленькая. Но ходят слухи, что за участие в этом проекте компании получают бонус в виде последующего обеспечения госструктур своим ПО, а взамен стоимость лицензий на их ПО для школ становится минимальной, а то и бесплатной – но это только слухи. Второй пункт гласит о создания 10 эталонных комплектов. И вот тут еще интересней, этот пункт стоил заказчику 50 миллионов 160 тысяч рублей. То есть просто приготовить одну красивую коробочку с дисками стоит 5 миллионов, при этом лицензии уже куплены. Думается, что эти комплекты сейчас хранятся в музее и охраняются не хуже чем эталонный метр в Париже. Комплекты «Первой помощи» удачно поступили в школы и проблема с лицензиями ПО вроде бы решилась.
Теперь перейдем к более важной части - свободное программное обеспечение. Летом 2008 года началось тестирование операционных систем, от двух компаний «ЛинуксИнк» и «АльтЛинукс». Если продукты от «АльтЛинукс» прошли тестирование и апробацию в школах трех пилотных регионов (Татарстан, Томская область и Пермский край), то продукты от «ЛинуксИнк» проходили тестирование очень долго и попросту не были сданы в срок, и никакую апробацию в школах не проходили, поэтому в итоговый пакет их просто не включили в комплект СПО. Таким образом, честь нести принципы свободного ПО в школы представилась компании «АльтЛинукс». Это была радостная часть истории. Теперь о грустном. Летом 2008 года ведомства Щеголева и Фурсенко выводят из проекта 400 миллионов рублей и тратят их на цели, не связанные с СПО. Учитывая успехи продуктов «АльтЛинукс», их решают включить в комплект «Первая помощь 2.0», который был разослан в школы в конце осени 2009 года – этим занималась компании «УСП Компьюлинк» и IBS, потратившие на это 17 миллионов рублей. При этом IBS допустила ошибку при создании комплектов, и в школы ушли бракованные диски, притом диски с операционной системой Linux. И даже после того, как ошибка была обнаружена, в школы были присланы «исправленные» диски, – но опять неработающие. И самое смешное - комплекты в этот раз отправлялись почтой, и не раз их находили в мусорных контейнерах и в других явно неподобающих местах, а часть просто до адресатов не дошла. Понятно, что тогда речь зашла уже о третьей доставке комплектов. Кстати, Рособразования никак не отреагировала на эти факты, а компании «УСП Компьюлинк» и IBS отрицают свою вину.
В середине июля 2009 года руководители органов государственной власти РФ, осуществляющие управление в сфере образования, получили письма, в которых прозрачно намекается, что срок большинства лицензий, купленных «УСП Компьюлинк» заканчивает в конце декабря 2010 года, и если есть желание и дальше пользоваться проприетарным ПО, то надо бы запланировать расходы на него. В тоже время Президент РФ Д.А. Медведев не раз заявлял, что денег из федерального бюджета на покупку лицензий больше выделяться не будет, а в письме не было ни слова про региональные бюджеты. Хотя все правильно - в этом году в школы придут комплекты СПО, а через год мы полностью перейдем на него. Вот только конкурс на внедрение был объявлен 19 августа – спустя месяц после получения письма. В конкурсе три лота: развитие и модернизация ПСПО (начальная сумма – 25 млн руб.), оказание услуг техподдержки общеобразовательных учреждений при внедрении и использовании ПСПО (32 млн руб.), а также обучение специалистов сферы образования внедрению ПСПО и его использованию в учебном процессе (131,8 млн руб.). Казалось бы, вот оно - счастье. Но итоги конкурса подведутся 1 октября, а к 15 ноября необходимо обучить учителей по всей стране. И самое интересное заключается в том, что если деньги не будут потрачены до 31 декабря, они вернутся в бюджет. Да и нигде не сказано о финансировании внедрения СПО на 2010 год и самого проекта «Первая помощь», в рамках которого будет осуществляться поддержка СПО, что выглядит несколько странно и пугающее.
Такова хронология событий. На основе нее можно сделать неутешительные выводы. На проект «Первая помощь» было потрачено более двух миллионов рублей, но о том, как они потрачены, неизвестно. Принимая во внимание то, как зачастую проводятся в нашей стране конкурсы на госзаказы (недаром Россия занимает 51 место в рейтинге наименее коррумпированных стран), чиновники Минкомсвязи и Минобрнауки могли не остаться в стороне от солидного «отката». Если посмотреть на то, как реализуется проект СПО (ошибки в распространении СПО, затягивание с объявлением конкурса на внедрение и разработку, маленькие сроки на исполнение проекта), можно сделать вывод, что свободное программное обеспеченье не хотят пускать в школы. Но почему? Очень меткую цитату приводит в своем блоге Виктор Имантович Алкснис, Председатель Правления Общественной Организации Центра Свободных Технологий, центра активно занимающегося поддержкой СПО: «На мой взгляд, главная причина провала «школьного проекта» заключается в низкой «откатоемкости» свободного программного обеспечения». А ведь и правда правда, если немного пофантазировать, то картина становится яснее: что если победители конкурса не справятся с выполнением поставленного задания? Что если комплекты СПО не будут созданы или если они не будут доставлены в школы, или учителя не будут обучены… И даже, возможно, деньги не будут полностью освоены и вернутся в бюджет. Я предполагаю, что в регионах начнется небольшая паника, ведь на чем учить или как учить будет непонятно. И тогда будет проще вернуться к пользованию проприетарным ПО, ведь чиновники Рособразования проявили невиданную дальновидность, попросив запланировать расходы на лицензии так, на всякий случай. А имея данные о необходимых расходах, предоставленные регионами, а также общую картину внедрения СПО - Рособразование может потребовать продолжение закупок лицензий на программное обеспечение из федерального бюджета. И опять можно только предположить, что кто-то получит серьезный «откат». Наши госструктуры перейдут на ПО от известных иностранных компаний. Но это только фантазии.
Что же касается компании Microsoft, с которой все и началось, то она давно раздает совершенно бесплатно некоторые свои программные продукты студентам и школьникам. А вузы, колледжи, школы за символическую плату Microsoft включает в свою партнерскую программу, по которой студенты, школьники, преподаватели этих учебных заведений получают доступ почти ко всем ее продуктам. Вот только наши чиновники на это не обращают внимания, наверное, «откат» с символической платы слишком символический.