8 октября '09

№28 В ФОКУСЕ: Вне закона в 2010 году. О возможностях соблюдения ФЗ №14 и ФЗ №152


Вячеслав Васютин

Современные телекоммуникации России,


Сфера телекоммуникаций застыла в тревожном ожидании нового 2010 года. Почти все, кого затрагивает область связи, программного обеспечения и обмена информацией, со смешанными чувствами ожидают вступления в силу федеральных законов №14 (о новом порядке регистрации сетей) и №152 (о персональных данных). Ощущения у многих довольно мрачные – законы не просто будут невыполнимы, но и, возможно, повлекут за собой массу вредных последствий, хотя изначально повод для появления этих законодательных мер был более чем основательным.

 

Изменения в ФЗ №14 принимались с целью облегчения жизни операторов - по новому закону теперь вроде бы не нужно будет получать разрешение на каждый новый объект или узел сети. Облегчалось прохождение надзорных проверок. И ФЗ №152 рассчитан на защиту личных данных, а не на то, чтобы сделать частную информацию уязвимой. Но получилось «как всегда» - эффект от закона грозит быть полностью противоположным задуманному.
Заметим еще раз, что основной мотив законов вполне понятен и обоснован. Однако поражает, в самом плохом смысле этого слова, то, как законы были сформулированы. Начнем с поправок в федеральном законе «О связи» (№14). В утвержденных правилах к закону устанавливаются сроки перерегистрации всех системных проектов сетей связи в стране. Сделать это нужно до начала (!) 2010 года. Экспертиза включает в себя обязательную проверку этих проектов, а регистрировать необходимо всю систему единовременно. Как это будут делать до конца этого года, учитывая масштабность сетей, сложность объектов и бюрократические препоны – понять крайне сложно. Сами правила этой процедуры были приняты, допустим, вовремя – в феврале 2007 года, однако «довели до ума» закон только в году текущем. Постановлением Правительства РФ №674 были утверждены правила проведения экспертизы системного объекта. Если бы еще в 2007 году закон был оформлен в адекватном виде, то за отведенные три года было бы вполне реально пройти все эти отнюдь не безболезненные процедуры по экспертизе и регистрации сетей. Однако правила к закону кабинет утвердил только 19 августа (Постановление Правительства РФ от 19.08.2009 N 674 «Об утверждении Правил проведения экспертизы системного проекта сети связи»), в результате у компаний остается на экспертизу 90, а в лучшем случае - 120 дней. Чтобы зарегистрировать сеть - 10 дней. Конечно же, далеко не все компании могли преступить к этим мероприятиям, но теперь уже это вряд ли что-то решает – провести за такое время экспертизу объектов и узлов сети практически не реально, а зарегистрировать в такие короткие сроки целые сети, с учетом возможных издержек бюрократического производства, да за 10 дней – это из области фантастики. Стоит только представить толпы представителей телекомов в органы по экспертизе и регистрации. Оставим пока за кадром коррупционный потенциал будущего столпотворения.
Далее пойдет речь еще об одном детище доброжелателей нашей телекоммуникационной отрасли. ФЗ №152 – закон, который вступает в силу с 1 января 2010 года. Теперь каждая организация, связанная в той или иной степени с обработкой личных данных о гражданах обязана будет организовать эти процессы в соответствии с новыми требованиями информационной безопасности. Они будут довольно четкими и жесткими. Допустим, что это делается с целью защиты простого пользователя или клиента, однако пока остается тайной – каким образом компании будут проходить проверку на соответствие этим требованиям, как будет сертифицироваться программное обеспечение, базы данных, аппаратура связанные с такого рода данными. Возможно, что закон ударит, прежде всего, по самым слабым – маленьким компаниям, у которых собственная методика и организация работы с СПО, но на каком-то этапе имеющим дело с личными данными клиентов. Требования к организации и обеспечению таких процессов, как уже отмечено выше, довольно строгие – возможно таким компаниям придется любыми средствами перестраивать свою работу, менять методы, возможно, закупать новое программное обеспечение, чтобы пройти сертификацию. Но это беда бизнеса, а есть еще и гражданский аспект этой проблемы: действительно ли новый закон сможет создать основы для неприкосновенности личных данных, каковы гарантии того, что граждане могут больше не волноваться за конфиденциальность личных сведений? Есть довольно пессимистический взгляд на этот щекотливый вопрос, – возможно, что уже в ходе проверок и перестроек в сфере области хранения личных данных возможны некоторые утечки подобного рода информации, появление новых т.н. «баз» со сливом личных данных. И, конечно же, сама эта сфера «теневого» бизнеса по торговле сведениями частного характера станет более прибыльной, хотя и возрастут риски.
«Традиционно в России суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Причем в данном случае государство сделало все, чтобы законы не заработали, в частности, непозволительно затянув принятие необходимых подзаконных актов», - комментирует результаты законодательных инициатив Владислав Кочетков, аналитик инвестиционной компании «Финам». Очень трудно понять, кому выгодно создание возможного коллапса с экспертизой системного проекта сети связи. Какие выгоды можно извлечь из подобных «фокусов» с российским законодательством. Не поддается объяснению откровенная порча довольно неплохих, в изначальном варианте 2007 года, поправок к закону «О связи». Что мешало правительству организовать создание и утверждение «правил проведения экспертизы системного проекта сети связи» вовремя? Допустим в том же 2007 году? У компаний было бы масса времени до 2010 года, провести грамотную подготовку ко всем требованиям предстоящей экспертизы. К чему так сокращать сроки, отведенные компаниям на регистрацию? Может, есть шансы на то, что здравый смысл все же восторжествует? По крайней мере, в вопросе времени, выделенного компаниям на проведение экспертиз и регистрации? Эксперт Владимир Юрасов из Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» не сомневается в том, что за проталкиванием поправок к закону «О связи», безусловно, стоят определенные интересы, возможно, отдельных лиц, возможно, влиятельных групп. По мнению Юрия Липатова, юриста Консалтинговой группы «Налоговик», «такие игры со сроками могут свидетельствовать о выживании конкурентов теми компаниями, которые непосредственно связаны с органами власти или которые выгодны им. Представляется, что если ситуация проистекает в таком русле «изживания конкурентов», то договориться ни о чем не удастся».
Главный вопрос, возникающий по поводу федерального закона №14, а, что собственно будет, когда начнется 2010 год, когда настанет день вступления в силу поправок к ФЗ №14? Эксперт Владислав Кочетков в этом вопросе оптимистичен, он считает, что срок введения в действие законов, возможно, перенесут, либо на определенное время регулирующие органы просто будут закрывать глаза на многочисленные нарушения введенных норм. «Могут быть, конечно, и какие-то адресные репрессии, направленные на то, чтобы показать рынку необходимость как можно оперативно привести свою деятельность в соответствие новым требованиям» - рассуждает аналитик ИК «Финам». Но ни это ли есть тот самый «правовой нигилизм»? Не возникнет ли ситуация настоящей анархии в 2010 году в сфере телекоммуникаций, когда бизнес закон не выполняет, потому, что чисто физически не может это сделать, а государство закрывает на это глаза по причине проявленной некомпетентности.
ФЗ 153 работать тоже, скорее всего, не будет. Технически соответствовать требованиям защиты персональных данных сможет только узкий круг компаний. Перезапустить свою работу в соответствии с новыми нормами к 2010 году нереально. Перестройка работы компаний в соответствии с федеральным законом 153 – дело не пяти месяцев. Времени потребуется гораздо больше. Тем более, что дело касается довольно деликатного вопроса - персональных данных граждан. Защитить неприкосновенность частной жизни от электронного вмешательства – процесс крайне трудоемкий и длительный. В спешке, до начала 2010 года можно только наломать дров, не дай бог получить новые «сливы» персональных данных на «черном» рынке.
В заключение остается еще раз с грустью задуматься о сегодняшнем качестве регулирования и правового обеспечения в сфере телекоммуникаций России, а также еще раз подчеркнуть мысль о том, что правильные и полезные задумки и нововведения в России нужно выверять, уточнять и дорабатывать в точном соответствии с реалиями жизни, потребностями граждан и необходимостью развития одной из важнейших отраслей страны. Пока, судя по всему, во главу угла в решениях о регулировании, а также принятии необходимой законодательной базы, играют другие мотивы.


Константин Астафьев, юрист арбитражной группы юридической фирмы «Вегас-Лекс»: «Говорить, что данные законы будут нерабочими - не совсем верно. Вряд ли их несоблюдение не повлечет установленной административной ответственности, а требовать их выполнения чиновники будут. Скорее, во многом они станут невыполнимыми (по крайней мере, в установленные сроки). Причина, как и во многих других случаях, проста - низкое качество законодательной базы. Так, указанные законы определяют лишь новые требования, предъявляемые к участникам телекоммуникационной отрасли, однако важнейшая составляющая - порядок и техника реализации закона - осталась неурегулированной. Кроме того, подобный негативный опыт, причем этого же года, также не внушает оптимизма. Вспомним, хотя бы изменения в законодательстве, касающиеся сертификации качества некоторых видов пищевой продукции, болезненно ударившие по мелким и средним предпринимателям. Хотели как лучше, а получилось просто ужасно. Лично у меня складывается ощущение, что все подобные «улучшения» начали появляться после того, как президент жестко обозначил необходимость срочного реформирования законодательной базы в ряде областей. Инициатива, безусловно, отличная, но на уровне исполнителей (правительства и законодательных органов) она должна реализовываться обдуманно, а не для того, чтобы просто отчитаться. Уже сейчас, очевидно, что не всем компаниям удастся уложиться в сроки, отведенные законами. Такая спешка не приведет к эффективным результатам, а создаст лишь новую платформу для коррупции и служебных злоупотреблений со стороны чиновников. Удастся ли договориться с государством о перенесении сроков вступления в силу этих законов? Такой вариант вполне допустим, однако, вряд ли стоит ожидать «полного понимания» со стороны чиновников. Для этой цели участникам рынка телекоммуникаций, вероятно, придется использовать свои лоббистские инструменты. Если говорить в целом о дальнейшем развитии ситуации, то опыт показывает, что крупные игроки рынка, как правило, находят возможность, уложится в установленные сроки, однако, всем понятно, что это будет стоить немалых денег. Другое дело мелкие и средние компании. Для многих из них такие законы означают серьезные финансовые потери, временную приостановку деятельности. Допускаю, что некоторые из них вообще могут уйти с рынка».

 


 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов