8 октября '09
«Скартел» открывает ритейловую сеть
«Скартел», представляющий бренд Yota, планирует заняться развитием собственной розничной сети, где будут продвигаться продукты компании, а также устройства, поддерживающие WiMAX-сети (ноутбуки, нетбуки, коммуникаторы). Для развития этого направления в компании создано специальное подразделение – Yota Retail.
Напомним, что весной 2009 года компания открыла интернет-магазин, позже занялись продажами собственных продуктов малому и среднему бизнесу, а летом приступила к прямым продажам, открыв магазины в Москве и Санкт-Петербурге. В Москве также появились первые мобильные киоски компании. Теперь всеми этими направлениями займется Yota Retail. До конца года планируется открытие 30 киосков в Москве (вдобавок к 8 функционирующим) и 10 точек в Петербурге. Но в компании отмечают, что основой бизнеса розничные продажи для «Скартела» быть не могут.
Открытие одного мобильно киоска представители компании оценивают в 200-250 тыс. руб.
Мнения аналитиков рынка по поводу создания Yota Retail разнятся. Ряд специалистов утверждает, что розничными продажами «Скартел» займется скорее для более эффективного развития WiMAX-рынка в целом, чем для своих краткосрочных нужд. Таким образом, компания привлекает внимание к самим технологиям, чтобы уже в будущем получить отклик со стороны пользователей. Другие эксперты уверены, что это PR-ход. И те, и другие сходятся в том, что доход от розничной продажи компании будет получать довольно непросто из-за малой востребованности предоставляемых услуг и техники на российском рынке.
«Скартел» вышел на безубыточность, а к концу года предприятие, по замыслу руководства компании, станет прибыльным, что дает компании некоторый финансовый багаж. Тем не менее, процент пользователей WiMAX-услуг остается пока сравнительно небольшим. Открытие мобильных киосков именно в Москве и Санкт-Петербурге – шаг логичный, т.к. пока только здесь и наблюдается заинтересованность в таком виде связи. Тем не менее, многие аналитики, говоря о низкой эффективности только появляющегося ритейла, предлагают в качестве менее затратной альтернативы, например, расширять присутствие в традиционных салонах связи.
Эксклюзивные комментарии:
Константин Анкилов, директор по проектам
iKS-Consulting
«Yota формирует не только рынок мобильного WiMAX в России, но в большой степени - в мире. Поэтому любые действия во многом определяют лицо рынка. При этом проект требует крупных инвестиций, а спрос на услуги за 900 руб. достаточно ограничен. Больших денег он не принесет. Что до расходов – при тех затратах и том размахе, какой предполагает «Скартел», по поводу возврата денег, окупаемости этих мер, возникает еще много вопросов. Кстати, это касается не только мобильных киосков, но и всех остальных проектов «Скартела».
Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO
«Мне кажется, это в большей степени PR-акция, нежели действие, направленное на поддержание и развитие отрасли в целом. Это неэффективный способ, поскольку затраты на содержание точек продаж получаются слишком большими. Прямых потребителей не так много – это около 10% жителей Москвы или Санкт-Петербурга. Вместо открытия убыточных салонов компании эффективнее было бы вложиться, например, в разработку системы стимулирования продавцов. Другие компании вряд ли последуют примеру «Скартела» именно из-за убыточности проекта».