5 октября '09
Внешэкономбанк профинансирует покупку индийской «дочки» АФК «Система»
Государство выкупит 20% индийской дочерней компании АФК «Система» Sistema Shyam TeleServices (SSTS). Обеспечить средствами на покупку может Внешэкономбанк. Но в таком случае АФК должна будет через 5 лет вернуть акции SSTS обратно, выплатив Внешэкономбанку $680 млн плюс 9% годовых. Сделка состоится в рамках урегулирования внешнего долга Индии перед Россией. Аналитический центр «Аверс» (по заказу Росимущества) предварительно оценил SSTS в $3,4 млрд.
По части сделки между государством и АФК возможны варианты. Самым вероятным признается непосредственный выкуп у «Системы» 20% Sistema Shyam TeleServices – в таком случае сделка будет оформлена как кредит на $680 млн сроком на пять лет под 9% годовых, который выдаст Внешэкономбанк. Полученные средства АФК обязана будет вернуть в течение 5 лет, выкупив пакет обратно. Таким образом, государство фактически предоставит «Системе» кредит под залог ее доли в SSTS. При этом рассматривается вариант выкупа допэмиссии SSTS, на что в федеральном бюджете на 2009 год предусмотрено 23,7 млрд руб. Стоит оговориться, что, согласно индийскому законодательству, нерезиденты не могут владеть более 75% акций индийских компаний – в этом наблюдается несостыковка. Другим вариантом называют создание SPV-компании, в которой государство покупает долю, эквивалентную 20% в индийской «дочке» «Системы».
Эксперты рынка говорят о том, что создавать новую компанию для покупки активов было бы не самым логичным вариантом, ведь АФК уже обладает контрольными функциями и правом принимать решения. Само участие государства в капитале расценивается в т.ч. как удачный PR-шаг. Объемы строительства и стоимость самих сетей, как отмечают специалисты, будет во многом зависеть от сформированной абонентской базы, получить которую на индийском рынке будет, на самом деле, не так легко. Другим важным для продвижения фактором, безусловно, станет маркетинговая политика.
Аналитики рынка отмечают, что для Индии SSTS все-таки не является лидирующим оператором и отстает как от местных конкурентов, так и от представленных на локальном рынке мировых игроков. Поэтому рассчитывать на некое лидерство в стране «дочке» «Системы» не приходится. Впрочем, компания может рассчитывать на поддержку российских властей.
Эксклюзивные комментарии:
Антон Ворыхалов, аналитик
iKS-Consulting
Антон Ворыхалов, аналитик iKS-Consulting: «Схема с созданием новой компании только бы усложнила процесс. У «Системы» и до покупки было право принимать решения: критическим образом эта сделка не повлияет на управление компании и ее перспективы. Шумиха вокруг сделки чрезмерна. Нужно помнить о конкурентной ситуации на рынке. Тогда как в отношении SSTS говорится о 2 млн абонентов, всего их на индийском рынке 40 млн (там присутствуют, в том числе, мировые игроки). По сути, SSTS не влияет на дела внутреннего рынка, у компании не сильные позиции по сравнению с другими операторами. При определении стоимости сетей главную роль сыграют масштабы строительства. Далее важны будут абонентская база, политика ценообразования и маркетинговые акции».
Владислав Исаев, аналитик
ИК «Финам»
Владислав Исаев, аналитик ИК «Финам»: «Основная выгода очевидна - привлечение дешевого капитала в развитие проекта. Кроме того, «Система» может получить дополнительную поддержку от российских властей, что важно при развитии на рынке Индии. При этом вариантов вхождения в капитал много. Например, государство может купить часть акций АФК, предоставив ей право обратного выкупа, а «Система» предоставит SSTS полученную сумму в виде кредита. Может быть создана и новая компания с государственным участием».
Дмитрий Уголков, директор аналитического департамента
«MDC Капитал»
Дмитрий Уголков, заместитель генерального директора по исследованиям и маркетингу CIG: «Выкуп государством допэмиссии проблематичен, так как это противоречит местному законодательству, согласно которому нерезиденты не могут владеть более 75% акций индийских компаний, а у «Системы» уже почти 75%. Создание в этих целях новой SPV-компании не решает этой проблемы. Более вероятна сделка по покупке 20% пакета у самой «Системы». В этом случае АФК сохраняет желательный для нее контроль и получает средства для развития местного оператора. Государство получает возможность реализовать накопившиеся на его счетах индийские рупии. Сделка может быть структурирована как РЕПО, при котором «Система» получает кредит в рупиях, а возвращает через определенный период времени в долларах с процентами, выкупая обратно 20% пакет. Кроме того, вхождение государства в SSTS, вероятно, окажет положительный PR эффект».