30 сентября '09

Утверждена концепция федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания»

Владимир Путин подписал концепцию федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 гг.». До конца года документ должно также подписать и министерство финансов. Данный документ составлялся в Минкомсвязи. В концепции заложена сумма расходов на программу - 127 млрд руб. 80 млрд руб. должно быть выделено из бюджета. Часть этих денег будет потрачена на вещание 8 обязательных телеканалов. Остальные каналы будут вести свое вещание на деньги частных инвесторов.
Госфинансирование ФЦП будет составлять 122,445 млрд руб. 76,4 млрд из них будет заложено в бюджете. 27,127 млрд руб. пойдет на модернизацию инфраструктуры и строительство сети цифрового вещания госоператора связи (ФГУП «РТРС»), цифровое вещание обойдется почти в 14 млрд руб., на многофункциональные спутники - 13 млрд руб. Также выделяются деньги на перевод старых видеоматериалов в современные форматы, а также на разъяснительную работу среди населения.
Эксперты считают, что основным минусом принятой концепции является то, что она не стимулирует конкурентной борьбы в данной сфере. Поэтому изначально трудно говорить о возможностях развития цифрового телерадиовещания в стране. Также довольно спорным является тот факт, что деньги на финансирование выделяются крупным 8 каналам, которые в сравнении с региональными и более мелкими, и так являются успешными. В целом, эксперты воспринимают возможности реализации ФЦП с некоторой долей скептицизма. Есть мнение о том, что на ранних этапах в России вряд ли будет создано полноценное цифровое телевидение.
Аналитиками также отмечаются плюсы и перспективы ФЦП. Прежде всего, основным достоинством программы является проникновение качественного телевидение в труднодоступные и удаленные районы России. Кроме бесплатных каналов, благодаря декодерам и новой системе доставки контента существуют неплохие перспективы для развития платных частных каналов. Финансовый аспект проблемы заключается в том, что, возможно, будут привлечены дополнительные средства кроме указанных в концепции.


Эксклюзивные комментарии:

Константин Ермоленко, начальник отдела инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»

«Стремление создать широкую сеть цифрового телерадиовещания можно только приветствовать. Однако государственная целевая программа не способствует развитию конкурентных отношений в этой сфере. Конкуренция, как известно, является основной движущей силой экономического развития. Особенно это касается высокотехнологичных направлений. Первые 8 каналов, финансирование которых планируется за счет ФЦП, кроме того, что обязательные, еще и самые рентабельные. Таким образом, Правительство выделяет средства преуспевающим федеральным каналам в ущерб слабым региональным, которые как раз и нуждаются в поддержке. Реальное расширение процессов цифровизации существует и без ФЦП, госфинансирование только лишь ускорит этот процесс. Программа безусловно является спорной, причем, мы считаем, что особенно много нареканий способна вызвать та нагрузка, которая ляжет на и без того дефицитный бюджет. Тем не менее, в ФЦП есть и положительные моменты, в частности, это развитие сетей телерадиовещания в малодоступных районах. Суммы в 122,5 млрд руб. в настоящий момент на указанные в ФЦП цели вполне достаточно, но некоторые препятствия способен создать низкий уровень финансовой дисциплины в соблюдении сроков финансирования, который присущ нашим бюджетным учреждениям. Другими словами, существует вероятность, что средств понадобится больше».



Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»

«В целом, концепция рассматриваемой ФЦП заслуживает положительной оценки, т.к. данный проект имеет высокую социальную значимость. Показатель, в соответствии с которым лишь 33% российских граждан имеют возможность смотреть пять телеканалов, является неудовлетворительным. И естественно, в таких условиях говорить о реальном развитии информационного общества не приходится. На текущий момент определенное продвижение в данном вопросе есть, но оно ограничено несколькими крупными городами, а усилий рынка явно не хватает по причине отсутствия спроса. В таких условиях аспекты разъяснительной работы среди населения заслуживают существенно большего внимания. Если государству удастся сформировать спрос на данную услугу, то цифровое телевидение вполне может пойти по пути сотовой связи. Выделение средств на создание обязательных телеканалов вызывает определенные вопросы, но может быть оправдано в случае их корректного социального позиционирования и представления полезного контента. Эффективность финансирования также может быть существенно ниже заявленных показателей, - сказываются хронические сложности в ходе реализации масштабных государственных проектов, связанных с коррупцией и низкой мобильностью подрядных организаций».



Владислав Кочетков, президент-председатель правления
ИК «Финам»

«Проект достаточно неоднозначный. Вызывает сомнения сам факт того, что после реализации ФЦП в России появится полноценное цифровое вещание. В частности, есть вопросы со вторым и последующими мультиплексами, доступности для населения декодеров и т.д. До сих пор непонятна участь региональных телеканалов. Есть риск, что цифровое ТВ в России сведется к возможности просмотра только государственных телеканалов первого мультиплекса. Конечно, для 10-20% населения даже это будет означать расширение возможностей по доступу к информации, но для примерно такой же или даже большей аудитории количество доступных телеканалов сократится. Правда, ситуацию улучшает развитие платного телевидения, прежде всего, кабельного и спутникового, что создает надежду на то, что переход на «цифру» окажется, скорее, безболезненным».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов