29 сентября '09

«Вымпелком» покупает проданные ранее активы

7% косвенной доли в узбекском операторе сотовой связи Unitel приобрел за $57,5 млн «Вымпелком». Эти же активы были проданы два года назад «Вымпелкомом». Тогда их стоимость составляла $20 млн. Продавцом (как и покупателем ранее) стала неназванная компания. С помощью сделки предприятие совершило обратную продажу «Вымпелкому» 33,3% акций Freevale Enterprises, владеющей 21% долей в Unitel. «Вымпелком», таким образом, стал бенефициарным владельцем 100% Unitel, предоставляющим услуги под брендом «Би Лайн» в Узбекистане. «Вымпелком» обосновывает свое решение тем, что предприятию нужен местный партнер, который бы помог разрешать вопросы по части местного законодательства и регулирования рынка.
Эксперты отмечают, что, уже выходя на рынок Узбекистана в 2006 году, «Вымпелком» пошел на значительные затраты: приобретя сначала Unitel, а затем Buztel, холдинг потратил в общей сложности около $270 млн. Тем не менее, эти затраты признаются обоснованными: это своего рода плата за выход на рынок и создание неких гарантий (у обеих компаний есть лицензии на GSM-900/1800 на всю территорию Узбекистана). Благодаря таким шагам компания может претендовать пусть не на лидерство (его прочно занимают МТС), но на стабильное второе место.
За время, прошедшее с продажи «Вымпелкомом» активов Unitel, оператор успел убедиться в его привлекательности. Теперь, завершив сделки по приобретению 7% в Unitel, российская компания увеличила свою долю до 100%. Впрочем, подобная практика характерна не только для «Вымпелкома», но и для других операторов. Достаточно интересен сам узбекский рынок, в частности, развитие 3G сектора. Но здесь Unitel будет конкурировать с компанией Uzdunrobita, представляющей торговую марку «МТС-Узбекистан», и Coscom, представляющей бренд Uсell от шведско-финской фирмы TeliaSonera.


Эксклюзивные комментарии:

Надежда Голубева, аналитик по телекоммуникациям
ЗАО «ЮниКредит Атон»

Надежда Голубева, аналитик по телекоммуникациям ЗАО «ЮниКредит Атон»: «Стремление консолидировать 100% дочки - естественная цель любой компании. При выходе на рынки СНГ МТС и «Вымпелком» часто практиковали приобретение на первом этапе лишь контроля, оставляя определенный пакет у национального игрока, но заручаясь опционом на его выкуп через какое-то время. Не исключено, что такая схема имеет политический подтекст и помогает российским операторам адаптироваться к местным условиям. Сейчас Unitel занимает около 25% рынка, снизившись примерно на 5 процентных пунктов за два года. Я думаю, удержание нынешних позиций - это наиболее реалистичная цель для «Вымпелкома».



Олег Леонов, коммерческий директор
компания «Сумма-телеком»

Олег Леонов, коммерческий директор «Суммы-телеком»: «Ранее «Вымпелком» заявлял о том, что рассматривает подобный сценарий работы с партнерами, которые имеют опыт работы и навык решения проблем на локальном рынке. Купили - продали на 30 млн дороже. По сути, это плата за решение неких проблем, которых в Узбекистане немало. Конкурировать с МТС «Вымпелкому» будет достаточно трудно, но на устойчивый второй номер компания может рассчитывать. Первоначальные затраты были фактически платой за выход на рынок, а не ценой за абонента. Да, намного завышенной, но не факт, что иначе «Вымпелкому» дали бы «место под солнцем», а узбекский рынок - наиболее привлекательный в Средней Азии. Учитывая, что Unitel - это де-факто часть сети «Вымпелкома», то можно говорить о перспективах и планах именно этого оператора. Скорее всего, будут строить. На мой взгляд, в трех городах - Ташкенте, Самарканде и Фергане - имеет смысл развивать сеть 3G».



Виталий Солонин, ведущий аналитик
J'son & Partners

Виталий Солонин, ведущий аналитик J'son & Partners: «За относительно короткий промежуток времени (с февраля 2006 года) число активных абонентов Unitel выросло почти на порядок; к концу 1 квартала 2009 года число абонентов выросло за год более чем в полтора раза. Это свидетельствует как о высоком потенциале сотового рынка Узбекистана, так и о привлекательности этого актива для «Вымпелкома». Данная сделка планировалась изначально в рамках опциона - летом 2007 года «Вымпелком» продал узбекскому партнеру 7% Unitel за $20 млн с правом обратного выкупа. И сейчас, когда «Вымпелком» убедился в привлекательности этого актива, он решил оставить его себе. Разницу в стоимости можно рассматривать в качестве бонуса узбекскому партнеру, который помог выйти оператору на этот рынок. В секторе 3G Unitel, в первую очередь, будет конкурировать с операторами Uzdunrobita (торговая марка «МТС-Узбекистан») и Coscom (бренд Uсell, принадлежит шведско-финской TeliaSonera)».



Константин Ермоленко, начальник отдела инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»

Константин Ермоленко, начальник отдела инвестиционного моделирования Брокерского департамента ИК «Энергокапитал»: «Реализация неназванным партнером опциона на обратный выкуп доли узбекского оператора Unitel у «Вымпелкома» выглядит как выплата вознаграждения данному партнеру. Необходимо понимать, высокий уровень коррупции, который присущ органам власти в Узбекистане. Таким образом, за активное продвижение интересов «Вымпелкома» в стране, а результатом этого продвижения являлся многократный рост абонентской базы Unitel, российский оператор заплатил около $38 млн. Собственно, если партнер и дальше будет помогать компании, то очередные инвестиции «Вымпелкома» в рынок телекоммуникаций Узбекистана смогут окупиться за год- полтора».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов