16 сентября '09

МТС отказались от выхода на рынок Казахстана

МТС отказались от покупки 51% акций казахского «Мобайл Телеком-Сервиса». Возможность выхода копании на рынок мобильных услуг Казахстана рассматривалась еще в 2008 году, однако сейчас в МТС посчитали такой шаг экономически нецелесообразным. Рынок республики к настоящему моменту уже насыщен, приход МТС в Казахстан в нынешних условиях потребовал бы от компании больших капиталовложений.
На сегодняшний день уровень проникновения сотовой связи в Казахстане превышает 70%, распространение по SIM-картам — 100%. Такие условия сильно сокращают возможности для бизнеса на этом рынке. Пока в Казахстане присутствует только один представитель «большой тройки» - «Вымпелком», который выступает в Казахстане мажоритарным акционером «Кар-Тела». Сеть этого оператора насчитывает более 6,6 млн абонентов к 2009 году, а доля рынка по количеству абонентов — 43,3%, за последний год она выросла на 3,7%.
Напомним, что о заинтересованности в выходе МТС на рынок Казахстана заявлял в 2008 году Леонид Меламед, занимавший тогда пост президента оператора. В июле этого года МТС подали заявку на участие в тендере на покупку 51% «Мобайл Телеком-Сервис», которая известна в Казахстане под брендом Neo и является третьим игроком с долей рынка в 3%. Кроме российского оператора, к тендеру проявляла интерес SK Telecom (Южная Корея).
Отраслевые аналитики считают решение МТС полностью оправданным. Сегодняшние тяжелые условия, связанные с проявлениями в Казахстане экономического кризиса, перенасыщенность рынка и ряд факторов, связанных с особенностями государственной политики Казахстана в области бизнеса, не позволяют МТС реализовать свои планы, озвученные в 2008 году. Также отмечается довольно слабый потенциал рассматриваемого в качестве покупки, казахского оператора «Мобайл Телеком-Сервис».
Несмотря на то, что сегодняшняя обстановка на рынке сотовой связи Казахстана заставила МТС отказаться от планов входа на рынок республики, есть мнение о том, что в будущем условия все же могут измениться в более выгодную сторону. Сейчас более приоритетным для МТС аналитики считают развитие уже запущенных проектов, а также будущую сделку с АФК «Система» по выкупу «Комстар-ОТС».
 


Эксклюзивные комментарии:

Маргарита Зобнина, доцент
НИУ-ВШЭ

«Основных причин отказа МТС от планов в Казахстане две. Первая – это экономическая, вторая - политическая. Казахстан, как известно, очень тяжело переживает экономический кризис, тяжелее, чем Россия. Проблемы в стране глубинные. При этом еще до кризиса местный рынок сотовой связи был довольно насыщенным, во время кризиса спрос на услуги мобильных операторов среди населения Казахстана стал еще более низким. Затраты на развитие на казахском рынке мобильной связи должны были быть довольно высокими. Эти факторы не позволяют сейчас МТС «разбрасываться деньгами». Когда в Казахстан выходил «Вымпелком», ситуация была иной, не было такой насыщенности рынка. Другой фактор – политический. В этом аспекте ситуация в Казахстане особенно сложная, и если в будущем МТС вернутся к планам выхода на этот рынок, то, скорее всего, только после изменений в местной политической системе».



Андрей Клапко, аналитик
«Пробизнесбанк»

«В принципе, объяснения МТС по поводу своего отказа, в частности низкая окупаемость проекта, не лишены оснований. Общеизвестный факт, что входить на более-менее сформированный рынок и «отнимать» абонентов у конкурентов гораздо сложнее и дороже, чем захватывать рыночную долю «с нуля». Опыт «Вымпелкома» на украинском рынке это отчасти доказывает. Если до кризиса актуальной была политика максимальной экспансии, то сейчас на первый план вышла эффективность новых проектов и их окупаемость. Кроме того, грядущий выкуп у АФК «Система» контрольного пакета «Комстар-ОТС» потребует серьезной мобилизации ресурсов (хотя финансовая стабильность оператора сомнению не подлежит) и корректировки бизнес-модели в целом. Финансовые затраты на рынке Казахстана для МТС зависели бы от тех целей, которые бы поставил перед собой оператор, прежде всего по завоеванию рыночной доли. Учитывая изначально не самые сильные позиции Neo на рынке и, скорее всего, амбициозные планы МТС, это потребовало бы серьезных вливаний помимо расходов в $50-100 млн на собственно покупку контрольного пакета Neo. Не исключено правда, что отказ от вхождения на такой важный рынок как рынок Казахстана (третий после России и Украины рынок СНГ) будет временным, и МТС вернутся к этой теме позже, но уже в другом формате».



Виталий Солонин, ведущий аналитик
J'son & Partners

«МТС подали заявку на участие в тендере на покупку 51% «Мобайл Телеком-Сервис» (бренд Neo), но изучив финансовые документы оператора, решили не участвовать в тендере. Наиболее вероятные причины отказа - довольно слабые позиции Neo на сотовом рынке Казахстана (доля по абонентам - около 3-6%) и относительно высокий уровень насыщения рынка (около 100% по проникновению SIM-карт), что ограничивает возможности роста бизнеса в этом регионе и, соответственно, привлекательность местного рынка. Для усиления позиций Neo требуется проводить агрессивную ценовую политику, демпинговать. Сама сделка обошлась бы МТС примерно в $150 млн. В условиях кризиса и высокой долговой нагрузки такая стратегия сопряжена с высоким уровнем риска. Но не исключено, что МТС вернутся к идее выхода в Казахстан в перспективе на более выгодных для себя условиях».
 








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов