15 сентября '09

С 1 января сети моментальных платежей могут приостановить свою работу

Согласно принятому в июне закону «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (103-ФЗ) c 1 января 2010 года, все владельцы небанковских терминалов обязаны оснастить их контрольно-кассовой техникой (ККТ). Причем оснастить терминалы можно только ККТ, включенной в государственный реестр, который сформирован Минпромторгом. В связи с этим возможно ситуация при которой большинство всех платежных терминалов могут приостановить свою работу исходя из несоответствия требованиям законодательства, так как с 1 января работа без ККТ будет запрещена. На данный момент в государственном реестре, формируемом Минпромторгом, не зарегистрирована ни одной модель, соответствующая требованиям 103-ФЗ. Участников рынка удивляет данный стиль работы регулятора. С их стороны были проведены переговоры о поставке оборудования для терминалов с производителями ККТ, которые были внесены в госреестр Минпромторга, оказавшиеся теперь не соответствующим требованиям закона.

В результате несогласованных действий регулятора деятельность значительной части платежных терминалов может оказаться вне закона и привести к остановке работы терминальных сетей, так как времени для переоборудования остается слишком мало. К таким компаниям относятся компания OE Investments, владеющая платежными системами ОСМП и e-port и насчитывающая порядка 120 тыс. терминалов. Лишь 25% участникам рынка моментальных платежей не потребуется переоснащение. К ним относятся терминальные сети банков и сети, работающие по банковской модели, самая крупная из которых «Элекснет».  Данные терминалы регулируются ЦБ и соблюдают его требования, в которые не нужен фискальный регистратор.

Эксперты сочли принятие закона о ККТ и механизм его реализации, противоречащим развитию бизнеса в РФ. Есть мнения, что подобная несогласованность порядка действий – результат участия некоторых бизнес-структур в выполнении закона. Рынок моментальных платежей представляет собой остроконкурентное пространство, а затягивание утверждения КТТ в реестре Минпромторга может привести к банкротству не очень крупных операторов. Аналитики прогнозируют, что с момента вхождения закона в силу и возможности переоборудовать и продолжить работу  терминалам потребуется не менее 3х месяцев. Есть предположения, что перерыв в работе терминалов может составить около пяти месяцев.

Некоторые аналитики надеются на заинтересованность государства в урегулировании конфликта и что в закон будут внесены поправки либо перенесены сроки его официального вступления в силу. Кто-то предрекает банкротство мелких компаний и завышение цен, которое скажется на обычных людях, пользующихся услугами моментальных платежей через терминалы.

 


Эксклюзивные комментарии:

Константин Ермоленко, начальник отдела инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»

«Идея расширения контроля над осуществлением платежей через моментальные терминалы оплаты существует на рынке достаточно давно. Реализация подобных намерений, как мы видим, не заставила себя долго ждать. Тем не менее, сам механизм перехода на платежи с использованием ККТ, наводит на мысль об участии некоторых игроков рынка моментальной оплаты в формировании реестра ККТ и организации перехода на подобные системы. К ситуации с отсутствием возможности к продолжению успешного ведения бизнеса некоторыми игроками рынка моментальной оплаты привел сам характер данного сегмента рынка электронных платежей и прежде всего высокий уровень конкуренции на нем. Мы не ждем быстрого перехода на терминалы с ККТ. Конечно одна (или несколько) моделей таких кассовых аппаратов все-таки попадут в госреестр. Тем не менее, встает вопрос о том, кто получит эту технику первым, в каких объемах она будет выпускаться и дождутся ли мелкие игроки своей очереди на получение дефицитных аппаратов или попросту обанкротятся и уступят место более сильным. Самым легким выходом из положения является создание нового банковского продукта, позволяющего бизнесменам работать по требованиям ЦБ в обход ККТ, как это сделала компания «Элекснет». Но мы считаем, что времени между 1 января 2010 г. и тем моментом, когда более чем половина терминалов сможет вновь начать законную работу составит не менее чем 3 месяца».

 



Максим Клягин, аналитик
ИК «Финам»

«На наш взгляд, потраченное на переоборудование время будет зависеть, прежде всего, от масштабов бизнеса участников рынка. Очевидно, что даже не для самых крупных компаний, оперирующих, например, несколькими тысячами терминалов, этот процесс может затянуться на достаточно длительный период. В данной связи существует риск, что часть терминалов не будет оборудована ККТ до января 2010 года и терминальные сети понесут существенные издержки в результате вынужденного простоя.  С учетом достаточно высокого риска практически полной остановки деятельности участников рынка мы не исключаем, что министерство может инициировать поправки в закон, внести изменения в реестр ККТ, либо предложить перенести сроки официального вступления в силу закона, скажем, на полгода. При этом последний вариант развития событий нам представляется наиболее вероятным».

 



Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily

«Лишний раз мы видим, когда в нашей стране одни вещи противоречат другим. Сначала нужно было снабдить реестр подходящей ККТ, а потом предложить бизнесу использовать только их. Получается все наоборот. На все переоборудование у большой компании может уйти около 5 месяцев, а уже осталось 3 и при этом реестр пуст. Даже если в него внесут какие-то модели, их количество будет небольшим, а значит, конкурентных цен тоже не будет, следовательно, «счастливчики», которые попадут в заветный реестр, смогут диктовать свои цены. В итоге, как всегда в минусе окажутся люди, которые либо не смогут заплатить в привычных для себя  местах, либо на их плечи ляжет та переплата за ККТ».

 








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов