16 сентября '09

АРОС пожаловалась на «Вымпелком»

Ассоциация региональных операторов связи (АРОС) подала в Минкомсвязи жалобу, в которой говорится об отказе «Вымпелкома» присоединить Tele2 и другие небольшие компании в ряде российских регионов. Было предложено регулировать на государственном уровне услуги «Вымпелкома» по подключению других операторов. Вскоре после этого в российских СМИ появилась информация о том, что региональные операторы сотовой связи обвинили «большую тройку» в создании препятствий для сотрудничества. Предложение АРОС рассматривалось на совещании с участием замминистра связи и массовых коммуникаций Наума Мардера, которое состоялось 11 сентября. Для решения проблемы Ассоциация предложила несколько вариантов действий, один из которых - признание сотовых операторов «занимающими существенное положение». Мардер заявил, что жалоба «носит частный характер», и на основе ее действующее законодательство изменено быть не может. Заметим, что «Вымпелком» уже выдал большинству желающих операторов технические условия для присоединения.
Многие эксперты предлагают вообще как можно меньше оперировать понятием «существенный оператор», поскольку сам термин используется не совсем корректно. Аналитики рынка также уверены, что нынешний конфликт нужно оценивать не только с правовых позиций, но и с точки зрения экономической выгоды для компаний. Специалисты подчеркивают, что административное влияние не должно быть излишним и мешать естественному развитию рынка.
 


Эксклюзивные комментарии:

Юрий Домбровский, президент
Ассоциация региональных операторов связи

«Жалоба, касающаяся «Вымпелкома», снабжена достаточной, на наш взгляд, доказательной базой. Мне кажется наиболее вероятным достижение мирового соглашения с оператором, обеспечение нормальных условий присоединения. На мой взгляд, обязательность присоединения крупных телекоммуникационных сетей на адекватных условиях должна быть предусмотрена законом «О связи». Тут речь идет не только о справедливой конкуренции, но и об устойчивости, надежности, скорости работы сетей общего пользования. Причем, по мере перехода к сетям нового поколения, важность связности, топологического многообразия, многовариантности прохождения трафика возрастает. Через соединение сетей идет не только голос, но и интернет-трафик, и доля его с каждым днем становится все больше! Прямые стыки увеличивают скорость, делают возможными новые сервисы. «Сотовики» не обязательно должны пополнить список «существенных» операторов связи. Это лишь один из способов решения проблемы. Есть еще и европейский путь. Его дает директива Европарламента «О доступе и присоединении к электронным сетям связи». Вот выдержки: «Статья 4. Операторы сети общего пользования имеют право и обязательство договариваться о присоединении друг с другом с целью обеспечения интероперабильности (interoperability) услуг для пользователей. Операторы обязаны предоставлять доступ и присоединение другим компаниям на условиях соответствующих устанавливаемыми национальным регуляторами в соответствии со статьей 5». И далее: «Статья 5. Национальный регулятор должен, в соответствии с настоящей Директивой, обеспечить адекватный доступ, присоединение и интероперабельность в целях максимальной оперативности, устойчивой конкуренции и для обеспечения максимальных выгод для конечных пользователей» и: «(16) Прозрачность условий присоединения, включая цены, должна ускорять переговоры, устранять споры и давать участникам рынка уверенность в недискриминации». Я не вижу никаких разумных причин, почему Россия не должна следовать этой продуманной европейской политике».



Эдуард Бабанов, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Бабанов, Тарлыгин и партнеры»

«Очевидно, что такое быстрое урегулирование возникших разногласий достигнуто не совсем правовой аргументацией. Ни один из операторов «большой тройки» не является оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования. Соответственно, они вправе отказаться от заключения любых договоров присоединения. Учитывая это, представляется, что спор, скорее всего, разрешен в духе практикующегося в последнее время метода: «подойдите и подпишите». Что же касается распространения на мобильных операторов режима «существенных операторов», предусмотренного статьями 19-20 Федерального закона «О связи», то я, как и прежде, придерживаюсь той точки зрения, что необходимо постепенно уходить от понятия «существенный оператор», отдавая это в сферу регулирования Федерального закона «О защите конкуренции». Для недопущения подобных конфликтов, полагаю, целесообразным будет являться утверждение на уровне Правительства РФ правил недискриминационного доступа, аналогичных тем, которые действуют в сфере электроэнергетики».



Илья Федотов, аналитик по телекоммуникациям
ИК «Велес Капитал»

«С одной стороны, речь идет о собственных сетях операторов «большой тройки», в которых кто-либо сторонний не может устанавливать правила подключения, с другой – разумеется, нельзя допустить притеснения мелких операторов. Здесь очень тонкая грань: где имеет место ущемление здоровой конкуренции, а где подобные действия экономически объяснимы. Излишнего административного регулирования не должно быть. Я считаю, что законодательного регулирования вообще не должно быть, все процессы должны регулироваться в рамках самого рынка, но, конечно, с оглядкой на антимонопольное законодательство. Рынок может саморегулироваться, а дополнительное административное влияние только создает лишние барьеры. В итоге у игроков рынка пропадает стимул быть более эффективными, бюрократические проволочки затягивают сроки принятия важных решений. Административные барьеры существуют в сотовом бизнесе, но в большей степени это проблема операторов фиксированной связи. Я думаю, что стоило бы не включать сотовых операторов в категорию «занимающих существенное положение», а, наоборот, исключить из этого списка даже операторов фиксированной связи. Это обеспечит более эффективную работу рынка».



Анастасия Крылова, аналитик
Парк.РУ

«Если вспомнить 2006 год, когда региональные сотовые операторы пожаловались на «большую тройку» за установление невыгодных региональным «сотовикам» межоператорских расчетов, ФАС встала на сторону региональных операторов связи. Поскольку в данном случае претензии также обоснованы, не исключено, что представители «большой тройки» попытаются как-то сгладить ситуацию еще до того, как ФАС вынесет окончательное решение. При этом стоит отметить, что в первую очередь подобные ситуации ударяют по одному оператору – Tele2, это единственный региональный оператор, продолжающий активное развитие и в перспективе могущий составить конкуренцию «большой тройке».



Евгений Жилин, ассоциированный партнер
Юридическая фирма ЮСТ

«Данный вопрос следует разрешать не только с позиций права, но и с позиций житейской логики. Абоненты региональных операторов, безусловно, не должны страдать от того, что крупные игроки затягивают с решением вопроса о  присоединении сетей. Безусловно, этот вопрос может быть решен и в рамках антимонопольного законодательства, без внесения изменений в закон «О связи» или подзаконные акты к нему. Однако для того, чтобы избежать необходимости каждый раз обращаться в антимонопольную службу, было бы полезно  распространить понятие «существенных» операторов и на сотовые компании».
 








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов