14 сентября '09
№27 Легко ли быть пиратом XXI века?
Так уж повелось в России, да и во всем мире, с развитием информационных технологий за использование интеллектуальной собственности стали платить все меньше и меньше. Конечно, это связано не только с легкостью распространения пиратской продукции, возможной благодаря технологиям и несовершенствам законов, охраняющих эту собственность. Но и с сознанием людей, не готовых платить за лицензионную продукцию. Зачем платить, если можно «скачать»? Разумеется, в Западной Европе и США уже давно идет борьба с пиратством на уровне законов и технических средств, правда, не совсем успешная. Тотальная победа над пиратством приведет к ограничению свобод граждан, к которым так стремятся на Западе. А, значит, сейчас она просто невозможна. В России же все обстоит гораздо хуже: ни законодательной базы, ни возможностей противостоять возросшему потоку контрафакта. Но, кажется, наступил момент, который способен определить будущее интернет–пиратства в России.
На встрече с партией «Единая Россия» президент Медведев затронул тему авторского права в Интернете: «Вопросы Интернета и авторского права – очень сложная тема. И «Единая Россия», как ведущая фракция в Государственной Думе, тоже на это должна обращать внимание, потому что вообще-то, если по-честному, пока Интернет и авторское право абсолютно несовместны. Интернет – это враг авторского права, нужно честно называть вещи своими именами. Но нужно сделать так, чтобы будущие международные соглашения и наше внутреннее, национальное законодательство - все-таки наиболее важные позиции, касающиеся авторского права, - могли отстаивать и в интернет-среде. Потому что в противном случае будут разрушены фундаментальные основы охраны и защиты авторских прав в мире. Но это не только наша проблема, это мировая проблема. Просто нам нельзя от этого отставать, это такая существенная тема».
Стоит заметить, что в это время в Европе кипели страсти по легендарному ресурсу Thepiratebay.org. В Швеции создателей сайта обвинили в интернет-пиратстве, и, несмотря на всю абсурдность обвинения (технология BitTorrent полностью легальна — фактически владельцы ресурса просто помогали людям обмениваться контентом) — они проиграли дело. За данным процессом стояли «музыкальные» корпорации, которые в последние время несут колоссальные убытки из-за интернет-пиратства. А поддержку ресурсу оказывали даже в России. В связи с прецедентом Швеция в скором времени может стать пристанищем подобных судебных процессов.
Возможны ли в России такие судебные разбирательства?
Как известно, Россия давно стремится вступить в ВТО и Евросоюз. Чтобы стать членом этих почетных организаций, необходимо привести законодательство в соответствие с достаточно строгими требованиями. Так как стремление большое, законы в России меняются. Одно из таких изменений произошло в 2006 году - был принят Гражданский Кодекс РФ 4 часть от 18.12.2006 со сложным названием «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Кстати, Дмитрий Медведев был награжден премией «Фемида» за большой личный вклад в разработку 4 части ГК РФ. Отличительной чертой стало введение ответственности провайдеров за хранимый контент.
Но вступил в действие он только с 1 января 2008 года. И тут же появилась первая жертва нового закона — хостинг-провайдер «Мастерхост» - был оштрафован на 140000 рублей за предоставление услуг порталу zaycev.net. Вообще-то у хостинг-провайдеров есть правило о приостановлении доступа к сайту, если есть претензии по его содержанию, но на практике провайдеры просто отмалчиваются или затягивают дело. Теперь относится к таким претензиям стали серьезней.
В это же время крупные интернет-провайдеры, такие как «Центел» (бренд Qwerty), «Компания 2КОМ» (бренд 2COM), «Корбина телеком» прекратили доступ к внутренним FTP-ресурсам, опасаясь проблем с законом. При этом если «Центел» и «Компания 2КОМ» закрыли доступ с 1 января, то «Корбина телеком» - только через несколько месяцев, объясняя, что за контент «Корбины» ответственны пользователи. Любопытно, что «Акадо-Столица» и «NetByNet» вообще не имели FTP-ресурсов, кампании просто не стали вкладывать деньги в то, что придется закрыть, ведь о законе было известно еще с 2005 года.
А вот интернет-провайдеры среднего звена поступили по-другому, большинство из них ввели модерацию FTP-ресурсов (просто объемы контента меньше, чем у крупных представителей интернет-провайдеров).
Что же касается мелких провайдеров, по сути своей являющихся просто разросшимися домашними сетями, то они в подавляющей своей массе проигнорировали свой новый закон.
Эксперты предрекали отток клиентов у провайдеров, которые решились на закрытие внутренних FTP ресурсов, но его не произошло. Зато увеличился рост количества платных сервисов, связанных с предоставлением доступа к мультимедийному контенту. И рост различных p2p-сетей. Так как в p2p-сетях весь контент хранится на компьютерах пользователей — это не является нарушением закона по вине провайдера. Что очень для него удобно. Интернет-провайдеры не только ни закрывали доступ к общедоступным сетям, но и создавали свои (в России сильно распространены две DC++ и BitTorrent). Да и не запрещали пользователям создавать свои. Такая ситуация устраивала всех. Провайдер не несет ответственности за скачиваемый трафик, а пользователь не боится преследования, так как в России не было законодательной базы, чтобы его обеспечить, да и ресурсов у правоохранительных органов просто нет.
Но в феврале 2009 года Госдума приняла во втором чтении изменения в закон об авторском праве, проигнорировав советы юристов и экспертов. Поправки сделали провайдеров ответственными за «пиратский» контент в их сетях. При этом не стоит забывать, что Высший арбитражный суд фактически утвердил концепцию «безвиновной ответственности» в сфере воспроизведения объектов, защищенных авторским правом, то есть разрешил привлекать к ответственности невиновных - интернет-провайдеров, которые предоставляют доступ в Интернет «пиратам». На данный момент провайдеры не могут контролировать, насколько законную информацию размещают в Cети их клиенты. Интернет-провайдеры предоставляют только технические услуги. Если же провайдеров обяжут обзавестись механизмами контроля, это может привести к увеличению себестоимости предоставляемых услуг, а значит, и цены за Интернет.
Также законодатели очень сильно осложнили жизнь рядовым пользователям, приравняв скачивание контента к его распространению и введя очень неявную формулировку: «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения». Данная поправка вызвала сильный резонанс в русском интернет-сообществе. Ведь копировать в личных целях теперь возможно только если у пользователя есть необходимость, наличие которой придется доказывать милиции, прокуратуре, юридическим компаниям, суду. Просто скачав картинку вы можете «попасть» на деньги - от 10 тысяч до 5 миллионов рублей в рамках гражданского иска по компенсации, а в рамках уголовной ответственности - до 6 лет лишения свободы, если не сможете доказать, что она вам была необходима. Но новая версия закона разрешает свободное использование чужого контента для создания пародий — и вопрос «как стать юмористом?» теперь мучает многих.
Что же ждет теперь пользователей и провайдеров? Трудно сказать. Еще совсем недавно Дмитрий Анатольевич утверждал, что: «Нужно <...> как можно активнее расширять свободное пространство Интернета и цифрового телевидения. Никакой чиновник не сможет препятствовать дискуссиям в Интернете или цензурировать сразу тысячу каналов». А теперь мы стоим на пороге создания цензуры в Интернете. Хотя, цензура будет направлена на борьбу с нарушением авторских прав, - для ее обеспечения понадобятся технические средства, способные ввести тотальный контроль над трафиком – а уж воспользоваться такими возможностями ради «благих целей» государству наверняка захочется. И нас, возможно, ждет волна судебных разбирательств наподобие того, что был в Швеции. А также иски против физических лиц. Большинство сайтов, как нарушающих законодательство, просто сменят российских хостинг-провайдеров на иностранных. Ведь еще не везде действуют такие суровые законы. Так как контролировать работу p2p сетей очень сложно, то доступ к ним проще закрыть, что, скорее всего, и сделают.
Возможно, это и будет тот переломный момент, который изменить отношение россиян к халяве. Скорее всего, интернет-провайдеры будут вкладывать большие средства в мультимедийные сервисы, доводя и качество до мировых стандартов, снижать их стоимость и делать их более привлекательными. Отчисления производителям контента возрастут. И все будут довольны.
Не исключено, что в следующий раз придется выходить в Интернет через «пиратский» канал, лишенный запретов и ограничений, и чувствовать себя героем «Матрицы».
Мария Балукова, ведущий эксперт Отдела Развития Систем ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»: «По моему мнению, переломный момент в сознании не только россиян, но и жителей планеты Земля, настанет еще не скоро. И если однажды придется платить за воздух из баночки, то это будет указывать на моральный износ нашей человеческой расы. Сейчас же, новой поправкой к закону государство предоставило два новых способа – мстить и наказывать с параллельным изъятием некоторой суммы денег. За пользователей волноваться рано – если вести себя в общем законопослушно и никому не давать повода загораться желанием проверить домашний компьютер на наличие пиратского контента, то штрафов и срока можно избежать – нам всем скачивать очень нужно (согласились мы с составителями поправки). Сердце болит за юридические лица: за провайдеров, на которых может начаться охота с отстрелом вовремя не опомнившихся. Следом, как было верно замечено, произойдет повышение так долго снижавшихся цен. И мы пришли к родившейся проблеме для компаний, использующих Интернет: еще больше расходы – как на оплату услуг провайдера, так и на поддержание чистоты рабочих станций работников. Необходимо будет то ли специально обученных людей нанимать, то ли своих переучивать (батюшка-кризис), чтобы избежать уголовных дел. В любом случае – сложность, да и работать нормально мешает».