15 сентября '09

№27 «МЯГКАЯ» ПРОПАГАНДА МИНКОМСВЯЗИ О некоторых методах работы регулятора с отраслевыми СМИ


Алексей Панков

Союз журналистов России, член Союза журналистов России


Мне почему-то запомнилась «сенсационная» новость, не так давно появившаяся на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ: ведомство заключило соглашение с руководством Кубы о внедрении в этом государстве систем «электронного правительства» по российскому образцу.
Новость порадовала, наверное, только товарища Зюганова, который на встрече с президентом США Обамой просил за Рауля и брата его Фиделя. Однако фанфары насчет экспорта «электронного правительства» на далекую Кубу, хоть и в виде перепечаток СМИ, как-то неуместны на сайте министерства, которое так и не смогло ничего внятного сделать с этой же темой на Родине и принялось писать новую ФЦП.
Однако еще седоусый советский вождь, курящий трубку, заметил, что мифы важней событий – и неважно, к примеру, как голосует народ, а важно, как посчитать голоса… Применительно к экономике, для ведомства Игоря Щеголева подача информационного материала куда важней реального состояния дел. Чтобы убедиться в этом, достаточно одного взгляда на официальный сайт министерства. Новости, а вернее мифы о будущих свершениях здесь подаются со вкусом – «Минкомсвязи опирается на цифру», «Олимпиада вышла на связь» (о спонсорстве будущих Олимпийских игр) и т.д. Боже упаси – на сайте никаких собственных статей и восхвалений, только перепечатки лучших СМИ, одобряющих министра и ведомство. А какие параллели! Дмитрий Медведев встречает Рауля Кастро, а чиновник меньшего ранга - Игорь Щеголев - на Останкинской башне обсуждает дела с кубинским коллегой Рамиро Вальдес Менендесом. Скромненько, но со вкусом рупор министерства приобщается ко всем начинаниям власти – будь то заявление президента про то, что прессу нельзя обижать, или проникновенное слово в Давосе премьера об экономике людей, а не заводов…
Словом, облики нужных министерству направлений вычерчиваются по всей линии с великим искусством. Вот что значит правильно подобрать команду! И если в области связи и высоких технологий эксперты бурчат насчет слабого кадрового состава ведомства, приводящего к слабости регулирования отрасли, то уж насчет профи по пиару и массовой информации слова плохого не скажешь – профессионал на профессионале!
Вот, к примеру, директор Департамента информации и общественных связей Минкомсвязи Арсений Миронов. Закончил журфак МГУ им. М.В. Ломоносова, а в 2001 году под руководством профессора Засурского защитил диссертационную работу «Приемы мягкой пропаганды в качественной прессе США и Франции».
Естественно, куда ни кинь сейчас взгляд – во всем информационном поле, сосредоточенном вокруг Минкомсвязи, пропаганда идет по этой науке: мягчайшая и сладкая, как сон младенца. И не в плохо отредактированных СМИ, а на самых качественных телеканалах и в качественной прессе, хотя, правда, и не французской.
Впрочем, и сам министр Щеголев в деле организации прессы далеко не новичок, даст фору любому пресс-секретарю. Поскольку сам раньше был не только пресс-секретарем Председателя Правительства, но и реально работал в СМИ. Был корреспондентом ИТАР–ТАСС в Париже, а потом сперва возглавил в агентстве редакцию стран Европы, а затем и вовсе стал заместителем руководителя Службы новостей ИТАР-ТАСС.
Поэтому министр связи, если и делает промашки в подборе кадров, то уж отнюдь не в знакомом ему информационном поле.
Так что ведомство могло дать сто очков вперед – что мифическому министерству правды из книги Джорджа Оруэлла «1984», перетолковывавшему печатное слово в угодную сторону. Что советской пропаганде, родившей могучие мифы про Стаханова. Во всяком случае, министр Игорь Щеголев уже делится с телеканалами далекими планами по развитию на Кубе цифрового ТВ, о чем громко заявляется на весь эфир. Зато в тени остается то, что в России по «цифровизации» телерадиовещания больше разговоров, чем дел.
Впрочем, такие неприятные темы явно идут в разрез с приемами «мягкой» пропаганды. Ходят слухи, что чиновники возят вместе с министром чуть ли не весь правительственный пул - за счет министерства или подведомственных мероприятий. И, по негласной информации, как и всякий ведомственный рупор, употребляет влияние органа-регулятора СМИ для фильтрации «информационных потоков» в качественную прессу и на ТВ.
Тут следует заметить, что у Минкомсвязи, если и не хватает на что-то влияния, то лишь на то, чтобы оградить местные и центральные СМИ от нажима чиновников, бизнеса и разных лихих людей, убивающих иногда журналистов. А вот сделать из министерства звонок в одно из ведущих информационных агентств и потребовать поставить нужную ведомству информацию - на это влияния хватает. Или отправить «в игнор» корреспондента одного из ведущих информационных агентств страны за то, что не согласился писать «под диктовку». Куда деваться пресс-службе и пиар-департаменту, если, по слухам, у регулятора имеется даже свой негласный коммуникаций план, точнее установка для исполнения: размещать не менее двух положительных текстов в неделю.
А уж про «работу» с теми, кто несет не совсем доброе слово о Минкомсвязи, в журналистской среде не говорил только ленивый. Редкий руководитель газеты или электронного СМИ отважится на «неуважение», если вдруг поступит звонок от представителей ведомства с требованием или просьбой «притормозить» ту или иную информацию. Уж слишком высокие и близкие к СМИ кресла занимают друзья «цифровизации» кубинского телевидения.
И журналу, который дал мне высказаться на эту тему, тоже досталось. В Минкомсвязи, говорят, сильно оскорбились, увидев обложку предыдущего номера. Настолько сильно, что обязали ряд компаний разорвать рекламные контракты и передали через посредников, что «мол, рекламы больше не увидите никакой и никогда». Браво! Это чуткий и взвешенный подход к поддержке отраслевой прессы в условиях кризиса.
В общем, гротескные черты министерства правды, обрисованные Оруэллом в своей фантасмагории, не кажутся утопичными в свете того, что происходит сейчас на поле «мягкой» пропаганды. Там, если вникнуть, мягко только угодливым СМИ и очень жестко «ершистым» субъектам.
В итоге из-за перекоса картинки и сладкой патоки «качественной информации» вылезает ситуация, когда рейтинг Минкомсвязи и его министра Щеголева растет, как на дрожжах. Чего не скажешь об отрасли.

P. S.
Возможно, после этой статьи неизвестные «доброжелатели» нашлют на «СТР» бубонную чуму, проклятье и налоговую проверку. Это было бы печально. Высказаться на тему методов работы регулятора со СМИ мне позволило только это издание – последний оплот свободы слова в отраслевой прессе.
 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов