8 сентября '09

Генеральная прокуратура РФ сочла неправомерной проверку почтовых сообщений

Генеральная прокуратура Российской Федерации сочла неправомерной проверку почтовых сообщений оперативно-розыскными службами без разрешения суда. По ее мнению эти действия, разрешенные требованиями к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, нарушают тайну переписки, телеграфных, почтовых и других сообщений и превышают полномочия Минкомсвязи России, предоставленные законом.
В свою очередь, Минкомсвязи утверждает о том, что нарушений нет. В связи с поднятым шумом в различных СМИ Генпрокуратура произвела проверку соответствия федеральному законодательству требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи) от 19 мая 2009 г. По итогам проверки Генпрокуратура пришла к выводу о несоответствии отдельных положений указанных Требований нормам Конституции РФ и гарантиям соблюдения прав граждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Подобный вывод характеризует действия Минкомсвязи как превышение предоставленных законом полномочий. Пункты 2, 6, 7 Требований предусматривают возможность передачи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информации об оказанных услугах почтовой связи без соответствующего судебного решения, что запрещено Конституцией РФ. Также следствие этих пунктов в действиях контроля и изъятия почтовых отправлений предполагается участие работников организаций почтовой связи, что противоречит Федеральному закону от 12.08.1995 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», считают в ведомстве.
Минкомсязи объясняет, что данные Требования не противоречат действующему законодательству, а призваны помочь и ускорить процесс оперативно-следственных мероприятий и могут осуществляться только по решению суда.
Аналитики сочли вмешательство Генпрокуратуры обоснованным и логичным действием органа, призванного выполнять свои прямые обязанности в государстве – надзирать. Генпрокуратура, считают эксперты, также может скрывать за подобными действиями внутренний конфликт чиновников, так как в последние годы нарушения Конституции стали обыденностью. Некоторые юристы считают, что данные приказы необходимо принимать с помощью парламента и только в этом случае можно избежать недоработок и оборотных «черных» сторон закона. В любом случае заявленное несоответствие станет поводом внимательно рассмотреть сложившуюся ситуацию. Окончательную точку в данном вопросе поставит Верховный суд РФ, а он как, считают комментаторы, прислушивается к мнению Генпрокуратуры.
Что очевидно некоторые эксперты доверяют действиям Генпрокуратуры и видят в данном вопросе только желание надзорного органа отстоять закон и Конституцию РФ. Итогом разбирательства может быть отмена приказа или отправка его на доработку.


Эксклюзивные комментарии:

Кирилл Нам, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Форум»

«Генпрокуратура, судя по всему, считает приказ Минкомсвязи №65 незаконным, так как полагает, что он противоречит законодательству, в частности, Конституции РФ. Основной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции и иных законов РФ. Соответственно, Генпрокуратура преследует цель соблюдения Конституции РФ всеми, в том числе и Минкомсвязи. Что касается того, что в последние годы нарушения Конституции РФ, влекущие нарушения прав граждан, мало кого интересовали, то здесь сложно что-либо сказать. Может быть, в Генпрокуратуре нашлись принципиальные сотрудники. А может под «принципиальностью» просто-напросто скрывается какой-то конфликт между чиновниками. Наверняка Минкомсвязи будет обжаловать предписание Генпрокуратуры. Тогда точку должна поставить наша судебная система».



Татьяна Менькова, аналитик
ИК «Финам»

«Генпрокуратура РФ считает данный приказ незаконным потому, что он, по мнению Генпрокуратуры, нарушает ряд статей Конституции и других законов. А Генпрокуратура как раз и обязана следить за соблюдением законов в нашей стране, так что ничего необычного в ее протесте нет. Подобные протесты ею выносились и раньше, в том числе и в отношении других органов исполнительной власти. Генпрокуратура преследует одну цель – восстановить законность. Последствия могут быть следующие: или же Генпрокуратура добьется отмены этого приказа Минкомсвязи, как несоответствующего законодательству, или же Минкомсвязи внесет необходимые изменения в этот приказ, чтобы он соответствовал требованиям законодательства. Так как приказ министерства затрагивает ряд статей Конституции РФ, то маловероятно, что возможным выходом из ситуации может стать изменение ряда статей Конституции. Кроме того, не исключен вариант, что в результате консультаций сторон все взаимные претензии могут быть сняты и приказ министерства не будет изменен, а утвержден в нынешнем виде».



Дина Сверчкова, юрист
Консалтинговая группа «Налоговик»

«Прежде всего, следует сказать, что прокуратура преследует цели публичные, поскольку является надзирающим органом государства. Указанные пункты приказа Минкомсвязи непосредственно затрагивают право человека на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Представляется, что Минкомсвязи, действительно, затрагивает вопросы, не относящиеся к его компетенции. Более того, право на тайну переписки и телефонных переговоров, является конституционным правом человека, а ограничение этого права должно найти свое отражение в нормативно-правовом акте, обладающем более высокой юридической силой, чем ведомственный приказ. Речь идет о законе, который, как известно, принимается парламентом страны и подписывается Президентом РФ. В тексте обжалуемых пунктов приказа не упоминается суд, либо орган судебного контроля вообще, будто весь этот процесс изъятия переговоров и сообщений происходит без судебного контроля. Между тем, судебный контроль является гарантией соблюдения конституционных прав и свобод человека со стороны органов, осуществляющих ОРД. Думаем, что перечисленные пункты приказа противоречат Конституции РФ и подлежат, по меньшей мере, редакционной доработке, а может быть, и отмене».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов