28 августа '09
«Скай Линк» во II квартале 2009 г. вышел на прибыль
Сотовый оператор «Скай Линк» во II квартале 2009 г. вышел на чистую прибыль. Серьезную роль в показателях роста выручки сыграла услуга передачи данных, которая в первой половине 2008 г. составляла 26%, а с января по июнь 2009 г. достигла 41%. Оператор получает больший доход от передачи данных, нежели чем от голосовых услуг. Показатель OIBDA во II квартале вырос на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Руководство компании надеется, что снижение совокупной выручки в первом полугодии, сократившейся на 7% по сравнению с показателем годичной давности - до 3,9 млрд руб., не повлияет на результат 2009 года, и «Скай Линк» покажет чистую прибыль.
Эксперты считают, что на рост доли выручки высокорентабельных услуг передачи данных «Скай Линк» влияют, в первую очередь, его давние усилия по распространению USB-модемов и развитие ШПД. Также немаловажную роль играют удобные тарифы и четкое ориентирование на аудиторию бизнес-класса. Аналитики рассматривают возможность усиления стимуляции спроса на свои голосовые услуги, которые в последнее время значительно теряют позиции, уступая передаче данных. В оценке значения рентабельности в отношении возможной продажи «Скай Линк» «Связьинвесту» мнения комментаторов разошлись. Кто-то предположил, что, выйдя на рентабельность, активы компании увеличатся и «Скай Линк» станет дороже. Иные эксперты сослались на цель, которую преследует «Связьинвест», в данном случае касающуюся приобретения компании в качестве бизнес-идеи, а не абонентской базы.
Большинство аналитиков единодушно решили, несмотря на оптимистичные показатели, итоги 2010 года могут быть не такими значительными, так как на данный момент игроки «большой тройки» включились в борьбу за рынок ШПД, и она набирает обороты. К тому же «Скай Линк» имеет достаточно узкие возможности, так как не заинтересован в работе в регионах, за которыми экспертное сообщество видит большие перспективы.
Эксклюзивные комментарии:
Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента
ИФК «Алемар»
«Мы не исключаем, что на «Скай Линк» сказывается фактор оптимизации потребления услуг клиентами в условиях кризиса. Контролируя свои расходы на связь, многие абоненты стараются удовлетворить свои потребности и в голосовой связи, и в Интернете у одного провайдера, и здесь зачастую лучшего сочетания, чем «Скай Линк», игроки на рынке не предлагают. В итоге, хотя компания пытается придерживаться стратегии «Баланс» (50% доходов от «голосовых абонентов» и 50% - на передаче данных), доля интернет-клиентов растет, в основном, как мы понимаем, за счет корпоративного сегмента, где оператор обслуживает малый и средний бизнес. По всей видимости, начиная со второй половины этого года, «Скай Линк» будет стимулировать потребление голосовых услуг, и вряд ли наращивание доходов от передачи данных пойдет теми же темпами. 70% выручки оператора от Интернета представляются нам неким «потолком». Прибыльность «Скай Линк» повышает стоимость чистых активов компании, поэтому при сохранении такой тенденции оператор, несмотря на большой долг, будет становиться дороже для целей покупки или обмена. Однако выводы на сей счет можно будет делать только по итогам всего 2009 года».
Константин Каменев, руководитель отдела мобильных решений
ИК «Финам»
«Оператор «Скай Линк» - первый российский оператор сотовой связи, который позиционировал себя как поставщик услуг связи для деловых людей. Удобные тарифные планы с большим количеством включенных минут делали приобретение связи от «Скай Линк» выгодным. Хотя «Скай Линк» не мог похвастаться большим выбором аппаратов, да и сами телефоны по дизайну и usability проигрывали производителям GSM трубок, этот фактор не был главным при выборе связи. Создание «Скай Линк» было единственно верным решением для операторов уходящего стандарта NMT450 «Дельта Телеком» и «Московская сотовая связь». Смена стандарта и переориентация на сегмент деловых людей позволили оператору занять свое место на рынке. Предлагаемые тарифы на передачу данных выгодно отличают его от операторов «большой тройки». Пока это основное преимущество «Скай Линк». Ситуация может измениться в том случае, если «большая тройка» снизит стоимость 1Мб данных на основных тарифах. Но, в силу того, что и МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» до сих пор, в первую очередь, заинтересованы в росте доходов от передачи «голоса», у «Скай Линк» еще есть в запасе немного времени». «Связьинвесту» «Скай Линк» нужен как оператор широкополосного доступа в Интернет. У «Скай Линк» также есть лицензия на GSM связь, но вряд ли «Связьинвест» захочет в ряде регионов создавать дополнительную конкуренцию своим активам. В свое время наличие у «Скай Линк» GSM лицензии (наряду с CDMA) стало камнем преткновения при обсуждении продажи оператора. Сейчас мобильный Интернет занимает 22,5% в структуре доходов VAS, а «Скай Линк» обеспечивает 15% трафика мобильного Интернета. Доходы от передачи данных в 2009 г. удвоятся по сравнению с 2008 г., количество пользователей мобильного Интернета превысит 40 млн абонентов. Перспективы этого сегмента самые оптимистичные и у «Скай Линк» все возможности для дальнейшего укрепления позиции».
Иван Прокопьев, генеральный директор компании
«Сумма-телеком»
«Рост доходов «Скай Линк» можно объяснить активной работой в Москве и Санкт-Петербурге при отсутствии развития в регионах. Традиционно сорок процентов от общей выручки федеральным операторам приносят именно столичные рынки. Кроме того, в отличие от «большой тройки», на протяжении последних двух лет «Скай Линк» сосредоточился на продвижении услуг ШПД и мобильных модемов, практически полностью отказавшись от рекламы голосовых услуг. В 2010 году доходы компании должны снизиться, т.к. в конкуренцию за пользователей услугами передачи данных включатся GSM-операторы, развивая в Москве и Санкт-Петербурге сети 3G. Делаю ставку только на столицу и, не расширяясь в регионах, «Скай Линк» будет сложно удержать прежние позиции. Если «Связьинвест» будет приобретать бизнес-идею, а не просто абонентскую базу, то рентабельность компании не должна повлиять на стоимость сделки».