21 августа '09
Сокращение рынка дальней связи в 2009 году
Аналитики iKS-Consulting прогнозируют в 2009 году сокращение выручки рынка дальней связи на 3%, до 55,6 млрд руб. Основной причиной уменьшениях доходов эксперты считают усиление конкуренции за счет новых игроков рынка. Как предполагают в агентстве, компания «Ростелеком» сохранит лидирующие позиции с долей 69% (73% в прошлом году). ТТК прибавит несколько десятков процентов, также увеличится выручка «Комстара». Основная тройка игроков - «Ростелеком», МТТ и «Вымпелком» - займет 96% рынка. В данный момент тенденции рынка горят о миграции трафика фиксированной связи в сети мобильных операторов. Сокращение рынка, как предполагают сами участники, помимо конкуренции идет за счет снижения тарифов на услуги. Сокращается деловая активность пользователей связи и их потребность в междугородней и международной связи.
Большинство комментаторов объясняет новость как естественный процесс перераспределения рынка дальней связи. Помимо усилившейся конкуренции ввиду появления на рынке новых игроков, операторы дальней связи жестоко страдают от ухода абонентов в Интернет и использования ими IP-телефонии. Заметен также переход на дешевеющую мобильную связь. Особых последствий, как считают комментаторы, для основных игроков не последует. Темпы падения выручки не настолько велики, чтобы произвести существенные перемены. Но со временем ввиду усиливающихся тенденций – нарастающей популярности у абонентов новых технологий в выигрыше останутся операторы, владеющие как фиксированной, так и мобильной связью.
Немалую роль сыграл в сложившейся ситуации финансовый кризис, повлекший снижение деловой активности. Эксперты считают, что благодаря этой проблеме абоненты начали активно искать пути выхода, и, соответственно, основным ориентиром заинтересованности стала цена услуг, чем и воспользовались новые игроки рынка.
Эксклюзивные комментарии:
Андрей Свиридовский, коммерческий директор
«Арктел»
«На снижение выручки операторов дальней связи оказало влияние несколько факторов. Прежде всего, общее понижение деловой активности, главным образом, коснувшееся корпоративных клиентов. Пока еще небольшой, но все же устойчивой тенденцией стал отток трафика в сети IP-операторов. Нелегкая ситуация сложилась и среди основных игроков рынка. Кризисные проявления заставили многих операторов свернуть инвестиционные программы. Компании в своих коммерческих интересах вернулись на консервативный, но более устойчивый рынок фиксированной связи, усилив и без того сильное конкурентное давление, вызванное появлением новых игроков. Усилившаяся конкуренция привела к падению тарифов по отрасли. Убытки от падения цен в сложившихся условиях возможно компенсировать только за счет увеличения трафика, то есть за счет привлечения новых клиентов. Что при данном конкурентном давлении практически невозможно. В данных условиях компании будут искать возможности компенсировать потери. В первую очередь за счет развития новых предложений, новых услуг, организаций различных дополнительных продаж. Каждая компания выбирает свои приоритетные возможности для развития в сложившихся условиях, учитывая ресурсные возможности, сегментную направленность деятельности оператора и общую ситуацию на рынке, во многом пока еще регулируемую государством. Ожидать в связи с этим особых изменений на рынке дальней связи не стоит. Данное падение выручки было вполне прогнозируемым. Это не то падение прибыли, которое может изменить расстановку сил в отрасли. Все останутся на прежних позициях. Останутся неизменными и общие тенденции: консолидация рынка, падение тарифов, миграция части трафика в сети мобильных и IP -операторов. Однако потенциал дальней связи еще огромен, и возможности для развития есть».
Евгений Соломатин, директор по развитию
ЗАО «Коминфо Консалтинг»
«Рынок дальней связи эволюционно и неотвратимо меняется. Функционально потребность в услуге остается и даже растет (рост трафика «в минутах» является тому подтверждением), но при этом падает ее традиционный сегмент - фиксированная дальняя связь (звонки с фиксированных телефонов). Неуклонно наращивает свое влияние IP-телефония, причем в рамках различных схем осуществления вызовов - как «карточная» (несмотря на запреты), так и «широкополосная» (звонки с компьютера на компьютер, через Skype и не только). Неуклонно растет доля звонков по межгороду, осуществляемых с мобильных телефонов, что связано не только со значительным снижением тарифов на тарифами, но и с изменившимся характером потребительского поведения, особенно в бизнес сегменте - предприниматель не будет специально ехать в офис, чтобы позвонить в другой город. Таким образом, сильного падения рынка ждать не стоит, даже в условиях кризиса. Спрос на голосовые услуги не падает, а уходит в другие технологии. На таком «перераспределяющемся» рынке в наиболее выгодном положении оказываются операторы трех типов: имеющие свою нишевую клиентскую базу («Транстелеком» с его миллионами абонентов, связанных с РЖД), монополисты и их последователи («Ростелеком», МТТ), универсальные операторы, имеющие как фиксированную, так и мобильную связь («Вымпелком», в перспективе связка «МТС» + «Комстар», если она состоится). Остальные могут занять свои 1-3% на рынке, но не смогут масштабировать бизнес, что в условиях столь конкурентного рынка является определяющим фактором роста».
Сергей Карыхалин, начальник аналитического отдела
ИГ «КапиталЪ»
«Падение выручки операторов дальней связи связано с общим спадом деловой активности в РФ, в связи, с чем сократилось использование МГ/МН-связи. Плюс потребители, по-видимому, все более активно используют для МГ/МН-звонков мобильные телефоны, а также пользуются голосовыми сервисами через Интернет (Skype). Так что тенденция падения выручки вполне закономерна. Учитывая, что выручка падает постепенно и не очень значительно, каких-то серьезных последствий для компаний не будет. Можно им посоветовать сокращать издержки и проводить более эффективную маркетинговую политику, удерживая и наращивая абонентскую базу».