20 августа '09

У операторов «большой тройки» наблюдается рост продаж USB-модемов

По состоянию на начало августа, за 2009 год сотовые операторы продали около 2 млн USB-модемов. Растущая цифра продаж говорит о серьезной конкуренции мобильного Интернета в отношении фиксированного интернет-доступа. С июля прошлого года МТС продали более чем 600 000 USB-модемов. «Вымпелком» за этот же период приводит цифру, превышающую более чем 750 000 новых пользователей модемов с расширением USB. По подсчетам аналитиков iKS-Consulting «Мегафон» за данный промежуток времени продал 240 000 модемов. «Скай Линк» реализовал за три года работы 800 000 устройств, причем на долю 2009 года приходится около 300 000 единиц. Общее число проданных операторами USB-модемов составляет почти 2 млн.
Повышение уровня продаж у сотовых операторов началось после запуска в регионах первых сетей 3G, когда дилеры не были готовы закупать специальное оборудование для мобильного Интернета. Операторам ничего не оставалось, как начать продажу модемов самостоятельно. На данный момент компании приводят следующие данные реализации устройств в месяц: МТС - 65 000, «Мегафон» - 60 000, «Скай Линк» - 25 000, «Скартел» указывает за июнь и июль 100 000 новых активных пользователей, в то время как в июне провайдеры фиксированного доступа в Интернет подключили лишь 98 000 человек.
Все эксперты едины во мнении кратковременности успеха продаж USB-модемов. Будущее, как считают аналитики, за проводными технологиями. Временная популярность данного оборудования только подтверждает прогнозы аналитиков в сезонности мобильного Интернета, который необходим пользователям только для того, чтобы быть на связи или за неимением проводного ШПД. Комментаторы выделяют преимущества фиксированной связи, которая не идет ни в какое сравнение перед беспроводными технологиями. В течение ближайших пяти лет мобильный Интернет займет порядка 25% рынка, прогнозируют эксперты.
Еще некоторое время можно будет наблюдать рост продаж USB-модемов, считают комментаторы, но учитываю пока неохваченные территории проводным доступом, это лишь временное явление. Мобильный Интернет, являясь нишевым продуктом, будет обеспечивать лишь 5-7% процентов пользователей абонентов сотовой связи, уступая в качестве услуг и ценовых аппетитах проводным технологиям.


Эксклюзивные комментарии:

Дмитрий Захаров, руководитель пресс-службы
«Акадо»

«Мобильный и фиксированный ШПД – это два разных сегмента рынка, которые не пересекаются. Мобильная связь является дополнением по отношению к фиксированной. Например, подавляющее большинство людей продолжает пользоваться обычным проводным телефоном, хотя у них есть мобильный. Очевидно, что в Москве практически никто не будет выбирать мобильный ШПД в качестве основного средства доступа к Интернету. Мобильный ШПД на порядки медленнее проводного. Можно отставить в сторону вопрос о качестве услуги, но тогда на первый план выходит цена, которая тоже не в пользу мобильного ШПД. Аксиоматичен тот факт, что радиосвязь не может тягаться с проводной связью по соотношению цена/качество. В связи с этим принципиально нельзя принять утверждение о том, что мобильные операторы становятся конкурентами проводных операторов. Тем более странно этот тезис звучит в контексте текущей рыночной ситуации, когда отдельные крупные проводные операторы уже являются частью сотовых компаний или готовятся туда войти. Речь идет о связке «Билайн»-«Корбина» и грядущем слиянии МТС и «Комстара». Если развить тезис на текущую рыночную ситуацию, то получится, что сотовые компании, продвигая на рынок устройства мобильного ШПД, создают себе конкурентов. Понятно, что это не так. В условиях высокого проникновения услуг сотовой связи на российском рынке сотовым компаниям жизненно необходимо повышать ежемесячную выручку с одного абонента. Это можно делать за счет повышения объемов продаж основных услуг, например, голосовых, а можно и за счет дополнительных – SMS и мобильного Интернета. В то же время цифры продаж мобильных USB-модемов действительно заметные. Значит, они кому-то нужны. Кому? В Москве, где проводным ШПД покрыта практически вся территория города, они нужны тем людям, которые предпочитают использовать Интернет вне дома. В регионах, где, напротив, очень низкий уровень проникновения услуг проводного ШПД, USB-модемы действительно покупают для организации постоянного доступа в сеть, но это выбор вынужденный. Пользователь, хотя бы раз попробовавший скоростной проводной ШПД, никогда не будет считать мобильный ШПД дешевым и быстрым способом выхода в сеть. И как только у него появится возможность перейти на проводной канал, он тут же это сделает. И если продолжит пользоваться мобильным ШПД, то уже в рамках нового профиля: вне дома через портативный компьютер. Таким образом, нельзя отрицать того, что операторы «большой тройки» действительно быстро набирают клиентские базы по услугам мобильного ШПД, и что эти базы скоро могут быть сопоставимы с базами крупных проводных операторов. Однако эти базы могут так же быстро рассеяться, когда им предложат услуги проводного ШПД, и с сотовыми операторами останется незначительное количество пользователей, которые будут готовы платить и за проводной и за мобильный канал доступа в Интернет. В связи с этим очевидно, что рост потребления услуг мобильного ШПД в обозримом будущем не превысит рост потребления услуг проводного ШПД по показателю трафика, и развитие сегмента мобильного ШПД не окажет негативного влияния на развитие рынка проводного ШПД. Мобильный ШПД будет развиваться, как отдельный, самостоятельный сегмент и скорость его развития будет сильно зависеть от тарифной политики сотовых операторов. То есть, если сотовые операторы предложат потребителям выгодные условия использования услуг, адекватные качеству доступа в Интернет, который может обеспечить мобильная связь, этот сегмент будет расти заметными темпами десятки процентов в год. Однако лояльность абонентской базы, то есть, ее готовность пользоваться исключительно услугами мобильного ШПД, будет испытывать сильное давление со стороны проводных операторов, которые сейчас активно осваивают регионы России».



Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO

«Основного потребителя USB-модемов можно разделить на 2 категории: тех, кому необходим доступ в сеть все время в любом месте, и те, кто не имеет возможности подключиться к проводному ШПД. Основное преимущество проводного ШПД – более низкая стоимость. В ближайшей перспективе этот вид связи будет развиваться большими темпами. Но так как рынок ШПД в Москве перенасыщен, мобильный Интернет пользуется спросом на дачах, и среди тех, кто должен быть на связи все время. Поэтому я считаю, что USB-модемы – сезонный продукт. Операторы, занимаясь продажей модемов, стремятся привязать продажу устройств к своему бренду и своим тарифам, соглашаясь даже на дотацию данной продукции. Мобильный Интернет задерживается в развитии из-за отсутствия должного уровня продаж ноутбуков, а в регионах компьютеров. В сравнении с сотовой связью – мобильный Интернет становится заложником нишевой продукции. Можно спрогнозировать, что среди 100% потребителей мобильной связи, только 5-7% окажутся активными пользователями мобильного Интернета и 15% - периодическими. К тому же у мобильного Интернета есть конкуренция – WiMAX, Wi-Fi и другие».



Илья Федотов, аналитик по телекоммуникациям
ИК «Велес Капитал»

«Качество услуг мобильного Интернета уступает услугам проводных технологий. Можно надеяться на развитие 3G, конкурирующих с WiMAX. В ближайшем будущем беспроводной Интернет несомненно уступит проводному ШПД. На данный момент сказывается ненасыщенность проводного сегмента, ему есть куда расти, и далее снижать цены, менять тарифы. Основной лакомый кусок рынка – это регионы. За фиксированным ШПД остаются такие преимущества как качество, цена, скорость. Желание сотовых операторов продавать USB-модемы, можно объяснить попыткой полностью загрузить свою инфраструктуру, чтобы она приносила максимальный доход. Также данная мера является стимуляцией интереса абонентов к услугам сотовых компаний».



Тибор Бокор, аналитик по телекоммуникациям
ФК «Открытие»

«Пропускная способность воздушного пространства ограничена, и технология 3G может обеспечить лишь небольшой канал для доступа в Интернет. Основным каналом будет оставаться широкополосный доступ через фиксированные линии связи. Поэтому не следует экстраполировать успех USB-модемов, с которым мы имеем дело сегодня, на будущее, поскольку возможности роста данной услуги довольно ограничены. Быстрота достигнутого успеха связана с тем обстоятельством, что в настоящий момент широкополосный доступ по фиксированным линиям недоступен для всех потенциальных клиентов. При значительных инвестициях в развитие широкополосного доступа по фиксированным линиям со стороны «большой тройки» мобильных операторов и «Связьинвеста» популярность мобильного Интернета начнет снижаться. По нашим оценкам, к 2015 г. 30% домохозяйств в России будут подключены к скоростному Интернету, что соответствует 15 млн подключений. Исходя из этого, мы полагаем, что мобильным Интернетом будет пользоваться не более 25% или 4 млн пользователей».







Семинар налоговое планирование www.src-master.ru.

© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов