30 июля '09
«Система» определится к осени с обновленной стратегией индийских активов
Руководство Sistema Shyam Tele¬Services Ltd. (SSTL) пересматривает свою стратегию и готовится сосредоточиться на услугах передачи данных. Планы SSTL предполагают выход на прибыльность по OIBDA в 2014 году. Как правило, учитывая стандартную практику операторов, выход на безубыточность по OIBDA происходит не меньше чем через три года после реализации основного покрытия сети. Создать такую инфраструктуру компания планирует к середине-концу 2010 года. Первый квартал 2009 года принес убыток по OIBDA Sistema Shyam TeleServices, превышающий $30 млн. Видимо этот факт сыграл немаловажную роль в решении усилить фокус на услугах по передаче данных. Обновленная бизнес-стратегия Sistema Shyam TeleServices будет реализована уже в конце осени 2009 года. В Индии число пользователей фиксированной связи в 2008 году снизилось на 3% по сравнению с 2007 годом, почти до 37,9 млн человек. Услугами ШПД по подсчетам, увеличивающимися 75% ежегодно, в прошлом году пользовались 5,5 млн человек, что говорит о хороших показателях этого сегмента рынка.
В Индии, где число пользователей ШПД составляет только 5,8 млн, услуги доступа в Интернет возможно оправдаются, считают эксперты отрасли. Привлекательность индийского рынка заключается в низком проникновении услуг ШПД по стране в целом, поэтому ставку на мобильную передачу данных аналитики считают оправданной. Достаточно узкая часть потенциальных клиентов услуг находится на вершине «потребительской пирамиды», полагают комментаторы и на выбор именно этой части ориентирована стратегия SSTL.
Мнения экспертов относительно намеченной даты выхода на прибыльность по OIBDA в 2014 году совпадают, так как темпы роста индийского рынка в области ШПД продолжают набирать обороты.
Эксклюзивные комментарии:
Максим Савватин, аналитик
iKS-Consulting
«Стратегия компании вполне понятна: развитие сети 3G, получение лицензии на новые штаты, разумные вложения в действующую сеть. Формат CDMA, который использует SSTL проще перевести в стандарт 3G. И в случае проведения конкурса можно перевести в сети нового поколения и выиграть тендер. Несмотря на то, что на индийском рынке 10 игроков, имеющих серьезный вес, сам рынок этой большой страны изначально не богат, но низкий показатель ARPU будет постепенно расти за счет Интернета. Я считаю, что пока рынок находится в стадии роста, у SSTL есть возможность занять свою нишу».
Татьяна Менькова, аналитик
ИК «Финам»
«Индийский рынок в настоящий момент очень привлекателен для операторов ШПД по нескольким причинам. Прежде всего, это высокий потенциал роста указанного рынка и перспективы сохранения высокой динамики прироста абонентской базы ввиду высокого спроса на указанные услуги. Кроме того, в пользу перспективности индийского рынка свидетельствует низкий уровень проникновения услуг ШПД в целом по стране, и ставка SSTL именно на мобильную передачу данных, на наш взгляд, сделана стратегически грамотно. Мы полагаем, что, несмотря на достаточно существенные инвестиции SSTL для создание необходимой сетевой инфраструктуры, ожидания выхода на положительный уровень OIBDA к 2014 году являются вполне осуществимыми. Единственное, что следует отметить – определенное давление на планы компании по приросту выручки может оказать некоторое снижение спроса на услуги передачи данных в условиях неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры, однако влияние этого фактора, по нашим оценкам, будет актуальным лишь в течение 2010-2011 годов. Для достижения поставленных стратегических целей развития, вероятно, SSTL будет использовать, главным образом, стратегию привлекательных (на фоне конкурентов) тарифных линеек и максимального охвата территории страны своими сетями».
Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO
«SSTL пытается нащупать опорную точку в развитии своих услуг, так как сегмент мобильного Интернета не заполнен, это является отличным ходом для укрепления позиций компании. На большом индийском рынке SSTL выбрала узкий, но доходный сегмент. Именно в этой области у них практически нет крупного конкурента – оператора, предоставляющего те же услуги. Насколько я понимаю, SSTL планирует сосредоточиться на этом сегменте и развивать сервисы на основе доступа в Интернет. Таким же направлением в России занимается МТС».