24 июля '09
«Мегафон» начнет выпускать кастомизированные продукты
Компания «Мегафон» планирует начать продажи кастомизированных 3G-телефоны уже в этом году. Первоначально проект стартует в Северо-западном регионе РФ, а затем в остальных зонах действия сотового оператора. Помимо телефонов, будут продаваться видеокамеры и брендованные фоторамки. Ведутся переговоры с китайской компанией Huawei Technologies, специализирующейся на кастомизированных гаджетах и поставляющей кастомизированные 3G-телефоны для «Вымпелкома». На данный момент 3G-телефоны под брендом «Билайн» продаются в семи филиалах Дальнего востока. Известно, что МТС также заключили договор на поставку брендированных телефонов.
Достаточно популярную на Западе, но еще плохо прижившуюся имиджевую компанию с выпуском кастмизированной продукции эксперты считают не столько доходной, сколько повышающей лояльность клиентов «Мегафона». В тоже время аналитикам не совсем понятен выбор 3G-телефонов и видеокамер, так как «Мегафон» все-таки сотовый оператор, а не производитель потребительской электроники. Безусловно данный шаг преследует цель повысить узнаваемость бренда и вывод на рынок 3G. Но ожидать больших дивидендов, как считаю эксперты, скорее всего продажи ограничатся несколькими десятками миллионов долларов.
Возможно, политика кастомезированного маркетинга принесет большую прибыль, чем полагает аналитики. Важно учитывать составляющие новой услуги: стоимость, дизайн, технические характеристики. В случае, если продукция будет конкурентно способна по сравнению с подавляющими предложениями на рынке, то «Мегафон», действительно, повысит продажи за счет новой услуги.
Эксклюзивные комментарии:
Евгений Соломатин, директор по развитию
ЗАО «Коминфо Консалтинг»
«Кастомизация - отличный способ привязать клиента и повысить его лояльность. В условиях нестабильного рынка это снижает отток абонентской базы, повышает срок жизни клиента, что ведет к предсказуемости доходов и их устойчивости. Кроме того, оператор получает дополнительный доход от продажи телефонов и других аксессуаров и устройств».
Сергей Васин, аналитик
ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
«Цели «Мегафона» понятны, им хочется усилить узнаваемость бренда и продвинуть 3G на рынок. Не думаю, что компания дождется больших дивидендов от этого. Некоторое время назад МТС попыталась делать GSM аппараты с брендом МТС на базе телефона «Ситроникс». Тогда это полностью провалилось, не думаю, что в этот раз «Мегафон» покажет намного лучшие результаты. Даже в случае успеха продажи такого оборудования вряд ли принесут больше чем 0.5%-1% от выручки оператора. В принципе, ситуация популяризации 3G oт «Мегафона» может привести к некоторому эффекту. На мой взгляд, более продуктивно было бы помимо выпуска телефонов производить 3G-модемы».
Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»
«Выпуск телефонов и аксессуаров под собственной маркой является широко распространенным подходом по наращиванию продаж и продвижению бренда в мировой практике. Также, растущая динамика сотрудничества между российскими сотовыми операторами и производителями сопутствующей техники позволяет сделать вывод о достаточно высоком общем развитии данного рынка в Российской Федерации. В контексте данной задачи на первом месте находится корректность подхода к сегментации по ценовому признаку, а также вопросы определения ассортимента выпускаемой продукции. Предыдущие эксперименты российских сотовых операторов по продаже бюджетных моделей, и моделей эконом класса не увенчались успехом. В данном контексте интересен пример МТС, которая использует популярность топовых моделей от Nokia для закрепления доверия к собственной марке, как к «техническому» бренду. Китайские 3G телефоны используют достаточно сложные платформы, и не совсем ясно, зачем потребителям низкого и средне-низкого ценового сегмента 3G. Тот же вопрос возникает и в отношении фоторамок и видеокамер. Такие планы были бы перспективны в случае, есликомпания «Мегафон» планировала позиционировать себя в качестве производителя потребительской электроники. Поскольку информации об изменении стратегии сотового оператора нет, данный проект может вступить с ней в определенное противоречие».
Владислав Кочетков, президент-председатель правления
ИК «Финам»
«Основная цель понятна - повышение продаж за счет предложения новой продукции с эксклюзивным дизайном. Для многих пользователей этот фактор имеет большое значение. Кроме того, практика показывает, что телефоны под брендом оператора чаще всего стоят дешевле, что также стимулирует потребителей. Наконец, стоит учитывать, что кастомизированная продукция - дополнительный канал продвижения бренда и повышения лояльности к нему. Правда, в России «операторская кастомизация» пока развита достаточно слабо. В этом сегменте достаточно давно экспериментируют МТС, но без особых успехов. Другие операторы тоже пробуют свои силы, пытаются понять перспективы рынка. Западный опыт показывает, что они достаточно неплохие, особенно с учетом наличия у ведущих операторов собственной розницы. Конечно, на первом этапе доходы будут не столь велики - может быть, несколько десятков миллионов долларов, но велика вероятность хорошей динамики их роста».