23 июля '09

Письма граждан под надзором

С 21 июля вступает в силу приказ «Об утверждении требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий», подписанный министром связи и массовых коммуникаций Игорем Щеголевым, согласно которому правоохранительные органы могут просматривать личную переписку и посылки и другую почту граждан в рамках оперативно-разыскных мероприятий, а именно «в случае принятия уполномоченным органом в установленном порядке решения об изъятии почтовых отправлений». Кроме этого силовики получают доступ ко всей электронной базе российской почтовой службы, что дает право запрашивать персональную информацию об адресате и отправителе в почтовых отделениях связи. Для удобств работы представителей правоохранительных органов почтамтам поручено обеспечить специальные помещения. Минкомсвязи ссылаются на то, что приказ прошел регистрацию в Минюсте, и поэтому не может содержать в себе никаких противоречий и полностью соответствует требованиям современного законодательства.
В экспертном сообществе приказ Минкомсвязи комментируют спокойно, без эмоций. Что касается юридической стороны вопроса, то ряд экспертов отмечает полное соответствие документа законодательству, в частности федеральному закону «О связи», подчеркивая, что данный приказ лишь утверждает требования к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий и имеет целью обеспечить организацию технических моментов сотрудничества с силовыми структурами. В то же время, относительно потенциальных негативных последствий реализации данного решения в жизнь и того, как инициатива обеспечения правоохранительным органам доступа к личной почте граждан может отразиться на характеристиках политического режима, аналитики избегают критических оценок.
Приказ Минкомсвязи нельзя назвать сенсационным, так как он полностью соответствует политической линии государства в направлении ужесточения контроля общественного мнения и ограничения личных свобод граждан. Приказ становится в один логический ряд с ранее принятыми Минкомсвязи документами в отношении услуг электросвязи (прослушка телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи). Возможность обжалования документа в судебных инстанциях представляется довольно туманной. Следует отметить тенденцию к ужесточению государственного контроля гражданского общества на фоне сложной экономической ситуации и эскалации напряженности и протестных настроений на региональном уровне.


Эксклюзивные комментарии:

Вячеслав Северинко, государственный налоговый инспектор
Инспекция ФНС РФ №9 по г. Москве

«Приказ Министерства связи и массовый коммуникаций РФ от 19 мая 2009 года №65 принят в целях исполнения п. 2 ст. 64 Федерального Закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», по смыслу которого, операторы связи обязаны обеспечивать реализацию требований к сетям и средствам связи для проведения уполномоченными государственными органами мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, для повышения уровня безопасности. Данный подзаконный акт устанавливает требования к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий, в целях быстрого доступа сотрудников правоохранительных органов и органов ФСБ к сведениям, необходимых для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Приказ Министерства связи никак не расширяет полномочия правоохранительных органов. В ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. N144-ФЗ предусмотрено, что одним из видов оперативно-розыскных мероприятий является контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Вышеназванный закон четко устанавливает случаи, когда уполномоченные на то органы вправе выходить за рамки, предусмотренные ст. 23 Конституции РФ. Таким образом, оснований полагать, что приказ противоречит действующему законодательству - нет. Обсуждаемый приказ регламентирует порядок доступа к сведениям, относящимся только к физическим и юридическим лицам, в отношении которых есть решение суда. Права граждан не затрагивает, юридически значимых последствий в отношении добропорядочных граждан и юридических лиц данный документ иметь не будет. На мой взгляд, приказ полностью соответствует требованиям законодательства и не содержит в себе противоречий вышестоящим нормативно-правовым актам РФ».



Глеб Пыжов, генеральный директор
ИК «Некстер»

«Дело в том, что почтовая связь имеет видовое отличие от электросвязи: если телефонная связь и интернет передают сообщения в виде сигналов, то почтовая связь - это передача на расстояние материальных объектов. Поэтому давайте рассмотрим сугубо «материальный» аспект. В соответствии с этим приказом правоохранительные органы получают доступ не просто к информации, содержащейся в почтовых отправлениях, но и к материальным ценностям, которые в этих отправлениях имеются. То есть, во-первых, в случае пропажи содержимого посылки у сотрудников почты появляется возможность сослаться на силовиков, которые изъяли почтовое отправление. А во-вторых, резко снижается уровень доверия к документам, которые пришли по почте. В «спорах хозяйствующих субъектов» у нас зачастую бывают задействованы сотрудники силовых ведомств, а список силовых органов, которые вправе заниматься оперативно-розыскной деятельностью, согласно статье 13 Закона об оперативно-розыскной деятельности, весьма обширен. После вступления в силу Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 65 «Об утверждении Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий» изъятие или подмена документов, содержащихся в почтовых отправлениях, становится очень простым делом».



Эдуард Бабанов, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Бабанов, Тарлыгин и партнеры»

«Странно, что «эксперты» забеспокоились только сейчас, с изданием Минкомсвязи России приказа от 19 мая 2009 года №65 «Об утверждении Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий». Ведь все, чем они так возмущаются, предусмотрено статьей 64 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи». Так, согласно приведенной статье Закона (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №153-ФЗ) операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами. Уверяю, что и до издания этого приказа органы дознания и предварительного следствия имели возможность производить вскрытие почтовых отправлений и устанавливать всю информацию о пользователях почтовых услуг. Приказ лишь унифицирует этот порядок и обязывает операторов почтовой связи произвести определенные организационные и технические мероприятия для обеспечения оперативного взаимодействия. Скажу больше, ранее (15-16 января 2008 г.) аналогичные документы были приняты Минкомсвязи России в отношении услуг электросвязи, это касалось, в частности, прослушивания телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, а также снятие информации с технических каналов связи. Что же касается желания некоторых обжаловать этот приказ в суде, то пусть попробуют».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов