16 июля '09
Сотовые операторы отказываются от неиспользуемых частот
По просьбе сотовых операторов Роскомнадзор прекратил действие более тысячи неиспользуемых частотных разрешений. Неактивированные частоты сдали СМАРТС, Tele2 и игроки «большой тройки». Предварительное оформление заявок – обычный процесс для многих операторов связи, так как получение разрешений на базовые станции занимает по времени большой срок, примерно около года. Известно, что за время получения разрешения на использование радиочастот у сотового оператора могут измениться планы. Например, для того. чтобы обеспечить оптимальное развертывание сети, компания может принять решение не строить намеченные базовые станции, указанные в заявке. После этого оператор вносит коррективы в свою заявку и обращается с просьбой о прекращении действия разрешения в Роскомнадзор. Подобные операции позволяют контролировать затраты на использование радиочастотного спектра, поскольку плата за использование радиочастот начинает взиматься с момента выдачи разрешения, независимо от того, построена ли базовая станция. Также сокращение частот происходит из учета инвестиционных компаний. А платить за избыточные частоты операторы не хотят.
Эксперты не могут дать однозначной оценки ситуации отказа сотовых операторов от неиспользуемых частот. Несомненно, большую роль в данном случае играет кризис. Компаниям приходится руководствоваться приоритетами в решении вопросов оптимизации, лучший способ для этого – отказ от лишнего. Хотя многие из операторов опровергают муссирующиеся слухи в СМИ о сворачивании своих сетей, обосновывая это естественным рабочим процессом. Но факты участившихся отказов от частот говорят об обратном явлении.
Регулярный рабочий процесс отказа от дополнительных частот, на которые в докризисные времена велась охота, имеет место быть и, учитывая сложную экономическую ситуацию, компании стараются скинуть «мертвый груз» и не платить за неиспользованные возможности.
Эксклюзивные комментарии:
Надежда Голубева, аналитик по телекоммуникациям
ЗАО «ЮниКредит Атон»
«Я думаю, что кризис сыграл не последнюю роль в решении отказаться от частот. С одной стороны, операторы вынуждены жестко расставлять приоритеты в расходах, с другой, - снижение потребления услуг отодвигает необходимость расширения сети. К сожалению, количественных оценок у меня нет».
Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily
«Сотовая сеть - это живой организм, при построении которого учитываются массы факторов, в числе которых: планируемое количество абонентов на БС, рельеф, наличие зданий и сооружений и др. Рассчитать все досконально практически нереально и, естественно, операторы стараются «запастись» дополнительными частотами, чтобы не тормозить процесс в ходе своего строительства. Естественно кризис и большие кредитные долги не могли не сказаться на планах по развертыванию сетей, но большинство компаний все-таки выполняет предписанные пункты и соблюдает сроки ввода новых регионов. Единственным, наверное, серьезным моментом можно считать невозможность выполнить по срокам ввод регионов «Скай Линк». Если смотреть на развитие 3G, то здесь правильнее будет считать не по регионам, а по городам, так как операторы будут запускать сети, лишь там, где они смогут окупиться и это, как раз, можно считать оптимизацией процесса строительства и запуска сетей».
Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента
ИФК «Алемар»
«В условиях экономического кризиса сокращение операторами объема располагаемых частот - логичная тенденция, учитывая необходимость платить за них, независимо от того, используются они или нет. Безусловно, это регулярный рабочий процесс, в целом позитивный для отрасли, поскольку свободные частоты не лежат мертвым грузом у одного оператора, а, находясь в руках Роскомнадзора, теоретически доступны всем игрокам рынка. Вместе с тем, совокупный объем уже аннулированных частотных разрешений - более тысячи - однозначно указывает, что и стагнация в отрасли в связи с ухудшившимися экономическими условиями имеет место. Процесс отказа от частот явно усилился, хотя выделить в данном процессе долю, которая приходится непосредственно на последствия кризиса, крайне сложно».