10 октября '06
Кому платит звонящий Олег Сальманов
После принятия Госдумой поправок в закон «О связи» в России введен принцип CPP (Calling Party Pays – Платит Звонящий), действующий почти во всех странах мира. Основной вопрос, который необходимо было решить в связи с этим, -- как именно будут оплачиваться вызовы со стационарных на мобильные телефоны. Было установлено, что за редким исключением одна минута разговора с мобильным абонентом будет обходится фиксированному абоненту в полтора рубля. Операторы же фиксированной связи из этих полутора рублей будут отдавать сотовым компаниям 95 копеек. Сотовые операторы до последнего боролись за более высокие тарифы, утверждая, что подобная сумма находится ниже уровня себестоимости одной минуты звонка, однако вынуждены были согласиться с регулирующими органами.
Следующий этап борьбы за упущенную в результате введения CPP выгоду заключался в введении сотовыми операторами так называемой «платы за соединение», заключавшейся в том, что помимо платы за время разговора, звонящий абонент должен был также оплачивать фиксированную сумму от 30 до 50 копеек в зависимости от региона. После отрицательной реакции ФАС на это нововведение операторы дружно переименовали эту плату в «увеличенную стоимость первой минуты разговора», однако суть от этого изменилась мало. Одновременно крупнейшими сотовыми компаниями была увеличена стоимость межоператорских расчетов. Изначально она была повышена до тех же 95 копеек для расчетов между операторами «большой тройки» и до 1.1 рубля - для всех остальных. Однако ФАС заинтересовался и этим дисбалансом, заподозрив в этом сговор и недобросовестную конкуренцию. В результате «Вымпелком» объявил о «скидке» до 95 копеек за минуту для малых операторов до конца года – то есть до решения ФАС.
Сотовые операторы почти не скрывают, что рассчитывают с помощью новых мер компенсировать потери от CPP, которые они ранее оценивали в 8-10% от собственной выручки. Пока не опубликованы финансовые результаты телекоммуникационных компаний за только что закончившийся третий квартал, сложно точно оценить эффект введения CPP на их деятельность. Однако предварительные расчеты произвести вполне реально.
Во-первых, реально ожидать увеличения выручки операторов фиксированной связи. Причем, данное увеличение практически не будет сопровождаться серьезными расходами и, следовательно, положительно скажется на рентабельности компаний по EBITDA и чистой прибыли. По данным сотовых операторов, доля звонков с городских телефонов до введения CPP составляла порядка 1% от общего трафика. При среднем MoU в 120 минут в месяц и 145 миллионах сотовых абонентов в августе (по данным AC&M Consulting), речь идет о 2 миллиардах минут в год, то есть о выручке порядка $120 млн в год. Фактически это привело бы к не очень значительному росту выручки операторов фиксированной связи - в среднем на 1.3%. Однако, по данным Ассоциации региональных операторов, относительная дешевизна звонков с городских телефонов привела к значительному росту доли звонков с городских телефонов на сотовые. В августе они составляли до 3.8% от общего трафика сотовых операторов. Вероятно, эта цифра еще будет меняться по мере того, как абоненты начнут привыкать к новой ситуации, а также оплачивать счета за телефон. Но если консервативно предположить итоговое увеличение объемов трафика «городской-сотовый» в три раза, то общий объем дополнительной выручки операторов фиксированной связи может вырасти на $350 млн в год, то есть примерно на 3.5-4%. При этом, в связи с невысокими дополнительными расходами (ведь услуга абонентам и так оказывалась, и расходы будут связаны лишь с ее биллингом и предоставлением счетов) EBITDA операторов может вырасти на 4-4.5%, а чистая прибыль – на 8-10%. Впрочем, в третьем квартале увеличение этих показателей наверняка будет меньше из-за некоторой инертности абонентов, первые два месяца привыкавших к изменившимся условиям.
Что касается операторов сотовой связи, то их убытки могут оказаться не столь серьезными, как они о том заявляли до введения CPP. Отчасти это произойдет в результате увеличения трафика «городской-сотовый». Ведь раньше средняя стоимость минуты такого разговора для сотовых абонентов была в районе 5 рублей. Сейчас сотовые операторы будут получать от фиксированных операторов 0.95 рубля за минуту. Таким образом, зафиксированное трехкратное увеличение трафика приведет к сокращению предполагаемых потерь вдвое. Повышение тарифов на межоператорские расчеты, увеличение стоимости первой минуты разговора, различные маркетинговые акции – все это компенсирует операторам «большой тройки» оставшуюся часть.
Таким образом, от введения принципа CPP пострадают в основном мелкие сотовые операторы и та часть абонентов, которые плохо контролируют собственные расходы и в результате попадают в психологический капкан отложенных платежей, а также корпоративные пользователи услуг связи. Ведь большая часть увеличения трафика «городской-сотовый», видимо придется именно на них, поскольку работники, для которых в итоге такие звонки будут полностью бесплатны, вряд ли станут экономить деньги работодателя, а контролировать звонки сотрудников на мобильные телефоны будет не так просто технически и крайне невыгодно психологически.