10 июля '09
«Связьинвест» может объединить сотовые активы с «Вымпелкомом»
В СМИ появились слухи о возможном объединении сотовых активов «Связьинвеста» с «Вымпелкомом». В случае подобного слияния на российском рынке появится мощный телекоммуникационный холдинг с выручкой более чем $20 млрд.
Вероятно, причиной для появления слухов послужило заявление, сделанное в конце июня главой Минкомсвязи Игорем Щеголевым о том, что существуют две возможные модели развития сотового бизнеса «Связьинвеста». Одна из них заключается в слиянии с региональным оператором, вторая касается возможности объединения активов холдинга с сотовым оператором «большой тройки».
Независимые аналитики склоняются к мнению, что вероятность объединения «Связьинвеста» с «Вымпелкомом» на базе сотовых активов маловероятна, слишком неоднозначна сложившаяся ситуация со спорным пакетом акций, также присутствуют трудности, связанные с юридическими и имиджевыми рисками. Безусловно, исходя из новой стратегии холдинга «Связьинвест» планы по слиянию сотовых активов с одним из региональных операторов или игроком «большой тройки» вполне актуальны, в качестве возможных объектов для создания федерального оператора эксперты называют «Мегафон», Tele2 и СМАРТС.
Заключение сделки по объединению «Связьинвеста» с «Вымпелкомом» ставит государство в весьма щекотливое положение, так как оно вряд ли захочет отдать контроль над сотовыми активами частной компании. Покупка «Вымпелкома» «Связьинвестом» тоже кажется нереальной, необходимые $6-10 млрд, которые нужны для получения контроля, немалая сумма во времена кризиса. Еще один вариант получения государством доли в «Вымпелкоме» - приобретение арестованного пакета Telenor. Такую ситуацию в мировом сообществе воспримут, как нарушение прав собственника, тем самым, наступив на больное место российского законодательства.
Эксклюзивные комментарии:
Сергей Карыхалин, начальник аналитического отдела
ИГ «КапиталЪ»
«Идея достаточно странная и труднореализуемая. Очень сложно представить себе механизм, с помощью которого государство может получить долю в «Вымпелкоме» - для компании «Альфа-групп» это ключевой актив и она, очевидно, не захочет с ним расстаться. Приобретение же арестованного пакета Telenor в результате его продажи приставами будет выглядеть очень некрасиво в глазах иностранных инвесторов и может сильно ухудшить имидж государства в отношении защиты прав собственников. Таким образом, сценарий вхождения «Связьинвеста» в капитал «Вымпелкома» кажется маловероятным, и его целесообразность вызывает большие сомнения. Трудно понять, какие выгоды от этой схемы получат потенциальные участники сделки и сама компания».
Татьяна Менькова, аналитик
ИК «Финам»
«Стоимость «Вымпелкома» существенно превосходит стоимость всего «Связьинвеста», а не только его сотовых активов. При этом государство вряд ли будет готово отдать контроль над сотовыми активами частной компании. Государству остается только выкупить «Вымпелком», но где «Связьинвест» возьмет $6-10 млрд, которые нужны для получения контроля, не совсем понятно. В итоге, как нам кажется, речь, скорее, идет о каком-то спекулятивном заявлении, а не о реальных планах. Есть, конечно, вариант выкупа пакета Telenor, но он, во-первых, не дает контроля, во-вторых, создает имиджевые риски – получается, что государство заберет себе акции крупного международного инвестора. Скандал может получиться не хуже ЮКОСа. Опять же, сам факт отъема акций может оспариваться на международном уровне, что негативно для создаваемого в России интегрированного телекоммуникационного холдинга. Вообще, мы не верим, что дело дойдет до продажи акций, принадлежащих компании Telenor. Во-первых, это будет негативно для инвестиционного имиджа России. Во-вторых, мобилизованы мощные ресурсы на международном уровне, которые противодействуют такой продаже. В-третьих, сейчас на этот пакет объективно нет покупателя».
Андрей Клапко, аналитик
«Пробизнесбанк»
«Для «Связьинвеста» идея объединения с «Вымпелкомом» выглядит интересной в свете новой стратегии холдинга, которая предусматривает создание оператора мобильной связи федерального уровня. Слияние с «Вымпелкомом» могло бы решить эту задачу в кратчайшие сроки. С другой стороны ранее предполагалось, что более «подходящим» на эту роль выглядит «Мегафон», как более понятный локальный бизнес. Однако, учитывая, что контрольный пакет «Вымпелкома» сейчас находится в подвешенном состоянии (44% акций в залоге у ВЭБа, а 26,6% акций арестованы судом), исключать вероятность перехода «Вымпелкома» под госконтроль, а вместе с этим и объединение со «Связьинвестом», нельзя. В случае реализации судом пакета Telenor на открытом рынке, наиболее вероятным покупателем могло бы быть действительно государство, однако данный шаг был бы значительным политическим риском для всего российского рынка, учитывая статус Telenor, а также скандальность и неоднозначность всей истории с арестом и продажей его пакета акций. Поэтому, на мой взгляд, на данном этапе наиболее вероятным выглядит все же объединение активов «Связьинвеста» с «Мегафоном» или региональным оператором».