10 июля '09
Роскомнадзор запретил операторам корректировать сроки запуска сетей
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций отказала по всем заявкам операторов-победителей GSM-частот о переносе сроков введения сетей в эксплуатацию. Соответствующий приказ подписал руководитель Роскомнадзора Сергей Ситников со ссылкой на ст.36 Федерального закона от 7 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи». Проверки ожидаются уже по истечении трехмесячного периода с момента наступления даты, указанной в лицензии как дата начала предоставления услуг связи. Как известно, согласно условиям большинства лицензий, полученных в 2007 году, операторы обязаны начать предоставление услуг в ноябре-декабре 2009 года. Участники рынка в свое оправдание говорят о затянувшихся судебных процессах по лицензиям и действии прямого судебного запрета на их использование, что может служить основанием для корректировки сроков запусков сетей. При этом для участников рынка открыта возможность опротестовать решение в судебных инстанциях.
В экспертном сообществе политика Роскомнадзора в отношении операторов не нашла позитивных оценок и комментариев. Большинство аналитиков солидарны с позицией участников рынка, которые в сложных экономических условиях делают все возможное для мобилизации усилий по поиску ресурсов для выполнения условий по лицензиям. Однако государственной поддержки в этом вопросе им ждать не приходится, и, даже наоборот, государственные структуры своими действиями лишь препятствуют их работе, не позволяя сосредоточиться непосредственно на проектах запуска сетей, в чем участники рынка напрямую заинтересованы сами.
Потенциальная возможность реализации решения Роскомнадзора не принесет выгоды ни участникам рынка, ни государству, которое, следуя такому варианту развития событий, рискует лишиться статьи дохода в виде налоговых выплат, что в условиях сегодняшнего дня немаловажно. Пытаясь понять логику действий регулятора можно предположить, что целью было лишь «припугнуть» операторов. Вопрос в том, насколько эффективной окажется выбранная стратегия с точки зрения реальных последствий. Вряд ли политика запретов будет способствовать ускорению процесса запуска сетей, а факт заморозки работы частот на неопределенный период особенно неприятен с учетом упускаемых возможностей и финансовой выгоды в условиях финансового кризиса.
Эксклюзивные комментарии:
Антон Богатов, юрисконсульт
TeliaSonera
«Решение вполне закономерно. Инициаторами условий действия лицензии являются сами операторы, которые, как показало время, погорячились, заявляя о своих возможностях. Вряд ли операторы будут опротестовывать решение Роскомнадзора. В любом случае аннулировать лицензию можно только по решению суда. Однако в случае, если Роскомнадзор пойдет на это, у судов не будет оснований ему отказать».
Максим Савватин, аналитик
iKS-Consulting
«Решение Роскомнадзора вполне ожидаемое. Тем не менее, ввиду сложной экономической ситуации поспешно требовать от операторов скорейшего построения GSM-сетей. Среди возможных операторов, которых может затронуть данное решение - Tele2 и «Скай Линк». Особенно активен оператор Tele2, который имеет и прочную финансовую поддержку со стороны головного офиса, и вложивший много сил и средств в российский рынок, но даже при его возможностях реализовать все свои лицензии в указанные сроки практически невозможно. В более трудном положении оказалась компания «Скай Линк», которая при весьма ограниченном финансовом ресурсе имеет довольно большое количество лицензий в регионах. При этом существует большая вероятность того, что решение все-таки будет опротестовано. Безусловно, взаимные иски и протесты, которые могут стать реальностью в случае проведения повторного конкурса, затянут процесс запуска сетей на неопределенное время. В целом ситуация непростая, и прогнозы делать сложно, но понятно одно – необходим поиск компромиссного решения».
Сергей Васин, аналитик
ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
«Если следовать генеральной линии на создание правового общества, то единственно верным решением регулирующих органов является прекращение действия лицензий, условия которых нарушены лицензиатами. Если не предпринимать попытки отзыва таких лицензий, то зачем вообще записывать в условия какие-либо требования относительно времени развертывания сетей. Формально такое решение принято потому, что лицензиаты не смогли развернуть в срок сети, а некоторые даже не предприняли усилий по так называемой «защите» лицензий - то есть установке в минимальной конфигурации систем коммутации и нескольких базовых станций. Не секрет, и это неоднократно признавалось представителями некоторых лицензиатов, что одна из причин задержки - отсутствие адекватного финансирования. Справедливо задать вопрос - если лицензиаты не готовы были сконцентрировать необходимые финансовые ресурсы, зачем они пытались получить сразу много лицензий? Нет сомнения, что в планы лицензиатов определенные коррективы внес финансовый кризис, но даже и в нормальных макроэкономических условиях обладатель наибольшего числа лицензий – «Скай Линк» вряд ли смог бы привлечь несколько сот миллионов долларов при наличии чистого долга, более чем в 5 раз превышающего показатель EBITDA в середине 2008 года. Тем не менее, у лицензиатов есть возможность оспорить решение регулирующих органов, сославшись на то, что правомерность выдачи лицензий оспаривалась в суде. По иронии судьбы, это может дать формальный повод еще на несколько месяцев отложить вопрос и, например, добиться мирового соглашения, по которому новой контрольной датой начала предоставления услуг станет конец 2010 года. Утверждать, что кто-то из операторов «проиграл» или «выиграл» очень сложно: есть три равновероятных трактовки события. Во-первых, нельзя исключать, что такое решение продиктовано желанием потенциальных покупателей «сбить» цену «Скай Линк». Во-вторых, отзыв лицензий может быть связан с новым стратегическим планом реорганизации ОАО «Связьинвест» и консолидации его мобильных активов - лицензии попросту «отнимают» для ОАО «Связьинвест». В-третьих, ОАО «Связьинвест» или любой другой потенциальный покупатель лицензиатов стремится решить вопрос с легитимностью приобретаемых активов и затеял все это с единственной целью - узаконить отсрочку и объяснить собственным миноритарным акционерам, почему именно необходимо заплатить за поглощаемые активы сотни миллионов долларов. Для оценки перспективы апелляции нужно быть специалистом в области лицензионного права. Построить за три месяца (особенно теплых) можно, по крайней мере, пару базовых станций и коммутатор (прецеденты имеются). Удовлетворит ли регулирующие органы такой формальный подход к «защите» лицензий - это другой вопрос».
Евгений Жилин, ассоциированный партнер
Юридическая фирма ЮСТ
«В данном случае столь бескомпромиссная позиция регулятора, очевидно, продиктована необходимостью ускорения запуска сетей в эксплуатацию. Регулятор выбрал меньшее «из двух зол», установив единообразный подход в отношении всех операторов. Создание прецедента в виде продления сроков для кого-либо повлекло бы массу нареканий со стороны других операторов, а продление сроков всем повлекло бы массу нареканий в адрес самого регулятора. Не думаю, что лицензиаты смогут эффективно оспорить данные решения регулятора в суде, поскольку продление сроков - вопрос предельно субъективный, и суд самостоятельно не будет оценивать наличие оснований для такого продления, ограничившись критериями проверки по формальным основаниям. Сохранение первоначальных сроков для запуска сетей в эксплуатацию, скорее всего, приведет к перераспределению части лицензий в пользу других операторов, в том числе, и тех, которые не смогли ранее выиграть конкурсы».