9 июля '09

«Евросеть» не будет работать с MVNO

Компания «Евросеть» отказалась от проектов MVNO (Mobile Virtual Network Operator) и решила сосредоточить свое внимание на развитии основного бизнеса. Главной причиной отказа от реализации данного направления стала его низкая доходность.
Напомним, что ритейлер одним из первых в России запустил оператора MVNO и планировал стать виртуальным игроком федерального масштаба. Для этого еще в 2007 году «Евросеть» начала работать на сетях СМАРТС и подключать абонентов под собственным брендом. За год компания продала всего 9,5 тыс. SIM-карт и была вынуждена уйти с этого рынка.
После приказа Минкомсвязи в 2009 году, который позволил выдавать лицензии MVNO, виртуальные операторы получили хорошую возможность для дальнейшего развития. Однако это не воскресило грандиозные задачи «Евросети»: теперь это направление бизнеса видится компании абсолютно не интересным.
Эксперты сходятся во мнении о том, что «Евросеть» отказалась от проектов в области MVNO по причине их коммерческой непривлекательности для компании, а также объединения ритейлера с ведущим сотовым оператором – компанией «Вымпелком». Аналитики выделяют несколько основных «минусов» проекта «Евросети» в рамках MVNO, которые стали причиной столь незавидных результатов. Во-первых, ритейлер не смог предложить интересные решения по тарификации услуг для своих клиентов, во-вторых, продвижение новой услуги на рынке было недостаточным, в-третьих, был неверно выбран формат сотрудничества с компанией СМАРТС. Тем не менее, ряд аналитиков положительно оценивают шансы развития этой услуги на российском рынке, указывая на то, что сейчас такие проекты могут быть интересны крупным структурам, которые имеют доступ к большому числу клиентов. Кроме того, некоторые эксперты прогнозируют развитие MVNO по западному сценарию, а, значит, предоставление услуг в самых разных форматах, начиная от MVNO на базе FMCG-ритейла и заканчивая бизнес- ориентированными решениями. Другие же считают, что правительственные инициативы в рамках MVNO были приняты поздно, когда на рынке уже сформировались выгодные предложения от сотовых операторов для самых разных категорий населения. Таким образом, конкурировать будет достаточно сложно, а потому и широкий размах услуга вряд ли приобретет. По прогнозам, через 2-3 года база MVNO составит не более 1% от всей абонентской составляющей сотовых операторов.
 


Эксклюзивные комментарии:

Дмитрий Морозов, менеджер практики С&HT
A.T. Kearney

«Думаю, что причина отказа от проекта кроется в сочетании ряда факторов. Во-первых, и у оператора «Вымпелком», и у нынешнего президента компании «Евросеть» уже был достаточно продолжительный опыт взаимодействия именно в режиме полноценного MVNO, когда «Корбина» эксплуатировала сеть DAMPS. Возможно, этот опыт оказался не самым позитивным с точки зрения финансового результата. Во-вторых, есть вероятность, что «Вымпелком» не желает создавать прецедент в рамках своей сети: развитие проекта с помощью чужих сетей создаст нездоровую конкуренцию, а лишних ресурсов по заявлениям топ-менеджеров у компании якобы нет. Безусловно, это может быть как реальностью, так и декларацией. Признаться в наличии незадействованного ресурса сети все равно, что расписаться в неэффективности капитальных затрат. Хотя я больше склонен оценивать озвученное положение дел как объективную реальность. В-третьих, нельзя забывать, что пилотный проект с компанией СМАРТС дал плачевные коммерческие результаты. Если прибавить к этому ряду факторов сложности переходного периода и необходимость быстро восстанавливать эффективность основного бизнеса, позиция компании «Евросеть» начинает выглядеть более чем конструктивной. Основная причина провала эксперимента кроется и в сложившейся ситуации между двумя компаниями-участницами. Напомню, что в ходе проекта «Евросеть» по разным причинам покинули менеджеры, являвшиеся его основными идеологами, а принцип реализации проекта в виде закамуфлированных под «Евросеть» специализированных тарифных планов давал СМАРТС практически полный контроль над ходом его реализации. Несмотря на неудачу компании «Евросеть», я вижу на рынке немало возможностей для возникновения успешных MVNO-проектов. Ближайшее время мы увидим развитие типичных для Европы MVNO. Например, таких как MVNO на базе FMCG-ритейла, контентные и развлекательные на базе медиа-каналов, этнические, туристические, бизнес- ориентированные (FMC) и многое другое. А вот чего, скорее всего, на рынке не будет, так это ярко выраженных дискаунтеров. Конечно, маржинальность бизнеса MVNO существенно ниже «операторских» стандартов, но опыт европейских стран, показывает, что при наличии либо эффективного канала дистрибуции как в FMCG, либо сильного и притягательного бренда, либо тонкой специализации и уникальной экспертизы в своей нише, проект MVNO в состоянии найти умного инвестора и эффективно развиваться».



Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily

«Причины отказа «Евросети» от проектов MVNO в основном упираются в финансовое положение компании, которая, во-первых, хочет избавиться от долгов, а, во-вторых, повысить рентабельность бизнеса. В такой ситуации отвлекаться на сторонние затратные проекты для дилера не позволительная роскошь. К тому же нынешний акционер «Евросети» в лице компании «Вымпелком» уже работает для сотовых абонентов. Я по-прежнему считаю, что в России опоздали с принятием разрешительных документов по вопросу введения MVNO. В чем могло быть его основное достоинство, например, для операторов сотовой связи? Это приближенность к потребностям клиентов, будь то юридическое или частное лицо. Сейчас же у большинства компаний есть огромное количество тарифных планов для детей, взрослых, пожилых, дачников и т.д. Например, в Санкт-Петербурге у каждого из игроков «большой тройки» представлено более 30 тарифных планов. Конкуренция по цене также не оставляет возможностей для появления новых игроков. В сложившийся ситуации, я думаю, что услуга MVNO может быть интересна структурам, которые имеют доступ к огромному числу клиентов. Среди таких можно выделить сеть Х5 Retail Group и подобные компании».



Максим Савватин, аналитик
iKS-Consulting

«Основная причина отказа ритейлера «Евросеть» от пилотного проекта в области MVNO достаточно проста: дилер стал дочерней компанией ведущего сотового оператора «Вымпелком». К тому же, нельзя не принять во внимание тот факт, что проект не отличался особой успешностью. На мой взгляд, был неверно выбран формат сотрудничества со СМАРТС, проект реализовывался не в тех регионах и не отличался интересной стратегией продвижения. На сегодняшний день я вижу, что проекты в рамках МVNO могут быть интересны, прежде всего, розничным сетям - международным ритейлерам. Например, таким как «Ашан», X5 Retail Group. Также MVNO могут заинтересоваться игроки, которые имеют прямой контакт с потребителем и потенциальные возможности для подключения. В целом, перспективы у подобных проектов, безусловно, есть. Однако не думаю, что они получат большой размах. Даже через 2-3 года база MVNO составит не более 1% от всей абонентской составляющей сотовых операторов».



Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO

«Я думаю, что «Евросеть» отказалась от MVNO прежде всего потому, что проект не принес должной коммерческой выгоды. Цели, которые ставила компания в начале проекта не оправдались, – «Евросеть» смогла привлечь всего несколько тысяч клиентов, получив соответственно небольшие доходы. Почему проект оказался неудачным? Во-первых, ритейлер не смог предложить привлекательные тарифы для своих клиентов, а во-вторых, продвижение этой услуги, на мой взгляд, было недостаточным. Для того, чтобы бизнес стал доходным, необходимо под определенную нишу разработать интересные модели MVNO и использовать грамотную маркетинговую стратегию. По этому пути идут западные игроки, получая, таким образом, неплохую прибыль. Так или иначе на сегодняшний день именно ритейлерам интересно развивать МVNO, ведь именно они имеют прямой контакт с широким кругом потребителей. Если рассматривать текущую ситуацию, в проектах по МVNO может быть заинтересована компания «Скай-Линк», которая не вела политику по скупке дилеров и может открыть альтернативное направление в рамках проектов по развитию услуги. В любом случае, несмотря на неудачу «Евросети», перспективы Mobile Virtual Network Operator на российском рынке я оцениваю как вполне реальные».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов