10 июня '09
№26 В ФОКУСЕ: Комплексные решения для бизнеса от МТС
В 2008 году знаковым событием стало появление конвергенции, которая дала прекрасную возможность операторам связи уже в нынешнем году использовать еще один инструмент для повышения конкурентоспособности и прибыльности своего бизнеса. В свою очередь, клиент получил еще один способ оптимизировать свои расходы с точки зрения финансовых затрат и времени, особенно в кризисных условиях, когда «каждая копейка на счету». О возможностях и перспективах развития комплексных услуг связи для бизнеса в России нам рассказала Мария Чинкова, коммерческий директор по работе с бизнес-рынком компании МТС.
- Мария, на прошедшей недавно выставке «Связь-Экспоком 2009» МТС представляла комплексные решения для бизнеса. Может ли сегодня мобильный оператор предоставить клиенту весь спектр телекоммуникационных сервисов?
- Давайте сначала определим, что мы подразумеваем под понятием «комплексные решения для бизнеса». Это могут быть как конфигурации тарифов и специальных услуг, так и полный набор интегрированных технологий связи и сервисов для поддержки бизнес-процессов: people2people, people2machine, machine2machine, сформированные в соответствии с потребностями клиентов. Мы активно задействуем все инструменты для обеспечения корпоративных клиентов МТС надежной связью и решениями на ее базе. Наши клиенты заинтересованы во внедрении новых инструментов по оптимизации бизнес-процессов и коммуникаций внутри своей компании, но не всегда понимает, что может им помочь в этом. Мы помогаем найти нужное решение и беремся его реализовать.
- Какие из ваших решений пользуются наибольшей популярностью у корпоративных клиентов?
- Безусловно, наибольшей популярностью пользуются решения МТС, направленные на оптимизацию бизнес-процессов и расходов корпоративных клиентов. Среди среднего и крупного бизнеса, располагающего собственной ресурсной базой или использующих хостинг-решения, востребованы конвергентные услуги, позволяющие объединить мобильную и фиксированную связь. В решениях, направленных на повышение мобильности бизнеса – таких как услуга мобильного доступа в Интернет «МТС–Коннект», «Бизнес- почта» - заинтересованы представители малого бизнеса.
- Государственные структуры сегодня активно используют телекоммуникационную инфраструктуру. Каковы сегодня требования государственного сектора к связи?
- Как правило, государственные учреждения выбирают поставщика услуг на основе тендера, руководствуясь критериями стоимости и качества. Государственным ведомствам мы предлагаем полный спектр услуг, учитывающих как базовые, так и специфические потребности, например, конференц-связь, защищенную передачу данных и другие специальные услуги, наиболее востребованные из которых это FMC - объединение фиксированной и мобильной связи, сервисы «Мобильные сотрудники» и «МТС-Поиск».
Сегодня мобильная связь решает и многие инфраструктурные задачи государства. К примеру, мы участвуем в экспериментальном проекте совместно с Центральным избирательным комитетом РФ по организации проведения выборов с помощью SMS, в федеральном проекте «Универсальная услуга» по обеспечению беспроводной связью удаленных таксофонов. Существуют специфические проекты по информированию о возникновении чрезвычайных и внештатных ситуаций по линии МЧС. Также реализуется проект по координации дорожного движения и работы городских светофоров при помощи передачи данных по каналам МТС.
- Существуют ли уникальные сервисы для корпоративных клиентов, которыми компания может выгодно отличаться от конкурентов?
- Сегодня ведущим телекоммуникационным компаниям в технологическом плане выделиться среди конкурентов довольно сложно – все мы идем практически вровень. Новые идеи и услуги легко копируются, и воплощаются в жизнь практически одновременно. Но есть преимущество, которое вырабатывается годами. Дело в том, что значительная доля корпоративных клиентов МТС сотрудничает с нами более пяти лет: многие открывали и строили свой бизнес вместе с нами. За годы обслуживания наши абоненты привыкли получать высокое качество связи и прекрасный сервис – это и дает МТС преимущество, которое конкурентам сложно повторить. Уровень удовлетворенных клиентов у нас стабильно высок. К тому же в МТС традиционно обслуживается большое количество компаний – лидеров различных отраслей и рынков. А лидеры предпочитают сотрудничать с лидерами, в том числе и в области телекоммуникационных сервисов. Кроме того, благодаря партнерским отношениям с мировым лидером мобильной связи – компанией Vodafone, мы можем изучать лучший опыт и предлагать своим клиентам лучшие современные технологии, помогающие управлять бизнес-процессами любой компании.
- Сейчас компании ревностно следят за каждым элементом затрат. Операторы говорят о возможности повысить эффективность бизнеса, но мобильность сотрудников оборачивается дополнительными расходами…
- Тем не менее, выгода от использования мобильных сервисов несоизмеримо выше, чем расходы. Например, пользователи сервиса мобильной почты BlackBerry более продуктивно используют время, экономя в среднем 60 минут в день, что за год составляет 250 часов сэкономленного времени. Такая оперативность оценивается более чем в $5,000 экономии на одного сотрудника в год. Период возврата инвестиций компании на использование сервиса BlackBerry составляет, в среднем, около 5 месяцев. Зачастую мобилизация сотрудников позволяет организации существенно сократить другие расходные статьи. Например, расходы на аренду офисов. Услуга «APN: Удаленный доступ к корпоративной сети» позволяет организовать защищенное подключение удаленного оборудования. Услуга «Корпоративный бюджет» позволяет проводить мониторинг расходов организации на корпоративную сотовую связь. Компания оплачивает расходы сотрудников только на служебную связь в рамках установленного лимита. При этом сотрудники могут корпоративным мобильным телефоном и в личных целях - сверх лимита, не ограничивая при этом себя в общении.
- Есть ли географические ограничения по доступности комплексных услуг корпоративным клиентам? Насколько они распространены в вашей корпоративной клиентской базе?
- Подавляющее число комплексных решений связи доступно сегодня на территории всех регионов присутствия МТС. Для расширения географии и спектра предоставления услуг мы активно взаимодействуем с партнерами: контент-провайдерами и поставщиками решений. Как правило, комплексные услуги и решения идут в региональные филиалы из московских офисов. Сегодня среди среднего и крупного бизнеса комплексными решениями от МТС пользуются более 25% компаний.
- Какой объем финансовых вложений требуется для развития решений для бизнеса и их продвижения? Каков их срок окупаемости?
- В разработку проектов для бизнес-рынка мы ежегодно инвестируем несколько десятков миллионов долларов. Срок их окупаемости, как правило, не превышает 3-4 года. Мы активно продвигаем услуги через участие в различных выставках, конференциях, семинарах и встречах с корпоративными клиентами. В прошлом году запустили уникальный формат выставок – VAS road-show – полномасштабные выставки дополнительных продуктов и услуг МТС для корпоративных клиентов. Этот проект охватывает все ключевые города-миллионники России. В рамках VAS road-show клиенты могут протестировать и подключить интересные им услуги. В городах, где уже работают сети 3G МТС, мы представляем клиентам инновационные сервисы для бизнеса в сети «третьего поколения», такие как видеозвонок, высокоскоростной доступ в Интернет, услуги на базе мобильного телевидения.
- Эксперты не раз заявляли, что выручка операторов пострадает от потерь в «корпоративном» сегменте. Оправдались ли их прогнозы?
- Финансовый кризис оказал влияние на весь бизнес в целом, и нас не обошел, поскольку мы работаем с крупнейшими отраслевыми компаниями России. А их трудности сказываются и на эффективности нашей работы. Мы моментально среагировали на изменение потребностей клиентов и запустили программу «Свой круг», по условиям которой сотрудники компаний и члены их семей могут быть подключены на корпоративный тариф, оплачивая счета самостоятельно по выгодным расценкам. Так что дело не в том, насколько оправдались прогнозы, а в том, как МТС развивается, благодаря или вопреки кризису.
Вопросы экспертов:
- Насколько эффективно на Ваш взгляд разделение в компаниях коммерческих функций массового и бизнес рынка? Не возникает ли конкуренции, рассинхронизации предложений?
- Специализация маркетинговых подразделений по корпоративному и массовому направлениям позволяет добиваться более целенаправленного подхода в таких вопросах, как формирование бизнес-задач, создание продуктовой линейки и обеспечение качества обслуживания клиентов. Хочу отметить, что такой разделение сфер ответственности есть у всех ведущих мировых операторов связи.
- Какие компании выступают партнерами МТС для предложения «комплексных» услуг? Какова схема взаимодействия с партнерами?
- Мы обладаем значительными ресурсами для разработки комплекса услуг собственными силами: например, мы предлагаем нашим клиентам удобное FMC решение, полностью реализованное на собственной интеллектуальной платформе, которая позволяет подключить любого оператора фиксированной связи, услуги которого использует клиент. При этом МТС всегда открыта к партнерству с операторами фиксированной и дальней связи. Нашими партнерами в области реализации решений по объединению фиксированной и мобильной связи в единую корпоративную сеть выступают как крупнейшие игроки рынка, «Эквант», «Комстар», так и локальные операторы связи в регионах: МРК «Связьинвест» и другие. Главное для нас - решить задачу нашего клиента оптимальным путем.