10 июня '09

№26 В ФОКУСЕ: Новая почтовая стратегия


Владислав Кочетков

ИК «Финам» , аналитик


Не так давно Президент РФ Дмитрий Медведев посетил выставку «Связь-Экспокомм». На ней традиционно было, что посмотреть - свои решения и разработки демонстрировали многие ведущие производители. Однако дольше других глава государства задержался у стенда «Почты России». Это понятно - высокотехнологичные фишки, конечно, штука интересная, только вот не одна из них не может сравниться по значимости и актуальности с привычной всем почтой.

В поисках стратегии
«Почта России» - уникальное предприятие, являющееся самостоятельной значимой подсистемой в российской инфраструктуре. Беспрецедентно большая сеть отделений, которая охватывает большинство населенных пунктов даже на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, где нет больше никого из федеральных игроков (если не считать силовиков). Более 90% пенсий, доставляемых пенсионерам в сельской местности. Уникальная база для развития любых услуг, от финансовых до телекоммуникационных. И кажущаяся обреченность на убытки из-за необходимости выполнения социальных функций и отсутствия четкой стратегии развития.
Ситуация начала меняться лишь недавно. Неожиданно для многих «Почта России» вышла на положительную рентабельность. Конечно, 0,8% для той же телекоммуникационной отрасли – смешная цифра. Однако, стоит отметить, что многие торговые сети, считающиеся успешными, демонстрируют сопоставимые показатели (если рассматривать рентабельность по чистой прибыли). Отбросив вопрос получения государственных дотаций за заморозку подписных тарифов, можно сказать, что достигнутая динамика обусловлена, прежде всего, сокращением издержек. Это, конечно, во многом заслуга прежнего руководства ФГУП - команды А. Казьмина. Его линию продолжил новый генеральный директор «Почты России» А. Киселев. Например, в первом квартале 2008 года возглавляемое им предприятие, хоть и не смогло заработать, но зато сократило убыток в восемь раз.
Основной вопрос - насколько удастся закрепить эту тенденцию. А он, в свою очередь, упирается в наличие проработанной стратегии, получившей государственную поддержку. Стратегия у «Почты России» есть, хотя и называется чуть-чуть по-другому – «Предложения по программе деятельности предприятия». Они подготовлены в рамках конкурса на замещение должности гендиректора ФГУП. Киселева на нее назначили, т.е. формально можно считать, что государство их поддержало. Теперь нужно понять, будут ли они полезны. Ведь, по сути, у предприятия такого типа есть три пути - просить денег из бюджета, чтобы покрыть убытки, лоббировать ускоренную индексацию тарифов или развивать услуги, которые могут стать драйверами роста финансовых показателей.

Мировой почтовый кризис
Стоит отметить, что реализация новой стратегии должна будет проходить в кризисных условиях – это одно из ключевых ограничений. Сейчас почти все ведущие мировые почтовые службы находятся в сложной ситуации и ищут для себя варианты развития. Скорее всего, «Почта России», так или иначе, будет вынуждена повторить часть шагов зарубежных коллег.
В связи с финансовым кризисом многие зарубежные почтовые службы были вынуждены значительно скорректировать стратегию развития бизнеса с целью оптимизации структуры издержек на фоне резкого падения доходов. Так, Почтовая служба США (USPS) по итогам 2008 года получила убыток на уровне $2,8 млрд, а в первом квартале текущего года компания потеряла $384 млн. Чтобы структура бизнеса соответствовала новым экономическим реалиям, менеджмент Почтовой службы США в марте принял решение закрыть шесть из восьмидесяти своих региональных офисов – их функции будут переданы десяти офисам, расположенным в близлежащих районах. Кроме того, в планах USPS сокращение количества менеджеров на административных должностях местного уровня на 15%, 1400 сотрудников в менеджменте компании и еще 150 тыс. человек будет предложено досрочно уйти на пенсию. Таким образом, совокупная численность персонала Почтовой службы США может сократиться более чем на 25%, и USPS рискует потерять место в тройке крупнейших американских работодателей. В конце марта глава Почтовой службы США Джон Поттер обратился к Конгрессу с просьбой разрешить осуществлять доставку почты пять раз в неделю вместо шести, что позволит USPS экономить порядка $3,5 млрд. Экономить планируется также за счет изменения схемы оплаты медицинских услуг для сотрудников службы, которые уже вышли на пенсию.
Реорганизация планируется и в национальной почтовой службе Великобритании Royal Mail – старейшей компании страны, основанной в 1660 г. Британское правительство намерено провести приватизацию компании. Ожидается, что покупателями части госпакета национальной почтовой службы могут стать голландская почтовая компания TNT и немецкая DHL, готовые заплатить за акции $4,57 млрд. В рамках плана приватизации Royal Mail планируются сокращения персонала компании на 40-50 тыс. человек, или на 23-30%. Вероятнее всего, в рамках приватизации будет закрыто около половины из имеющегося 71 почтового отделения, а сама Royal Mail может быть разделена на несколько компаний, имеющих собственные акции. Однако процесс приватизации и реорганизации компании тормозится за счет существенного дефицита пенсионного фонда национальной британской почтовой службы, который оценивается более чем в $10,5 млрд. При этом правительство Великобритании не имеет возможности оказать финансирование пенсионного дефицита, поскольку основная часть средств бюджета направлена на поддержку экономики в условиях кризиса.
Созданная в 1995 г. немецкая почтовая служба Deutsche Post является мировым лидером в секторе логистики, численность персонала которого составляет 500 тыс. сотрудников. По итогам 2008 года компания получила чистый убыток в размере 1,69 млрд евро. В то же время объем выручки компании, напротив, вырос на 0,8%, составив 54,47 млрд евро по сравнению с 54,04 млрд евро годом ранее. С момента начала финансового кризиса компания проводит активную политику по сокращению издержек. Согласно новой стратегии компании на период до 2015 г., Deutsche Post планирует развивать два основных направления деятельности - почтовую службу внутри Германии и услуги международной логистики (DHL), что позволит сделать бизнес более конкурентоспособным. В результате реструктуризации к DHL перейдут несколько подразделений, что улучшит их взаимодействие. Так, ожидается сокращение расходов концерна на 7 млрд евро, в том числе 1 млрд уже до конца следующего года. Основная часть экономии будет достигнута за счет оптимизации структуры подразделений маркетинга, информационных технологий и управления персоналом. При этом работники компании за пределами Германии могут быть переведены на неполный рабочий день или вовсе сокращены.

Стратегия продолжается
Стоит отметить, что озвученная новым менеджментом ФГУП стратегия развития «Почты России» не предполагает каких-то радикальных изменений по сравнению с предложениями прежней команды. Инициативы Казьмина выглядят вполне адекватными, учитывающими как реальное состояние активов российской почтовой службы, так и западный опыт. Основные приоритеты:
Оптимизация издержек, прежде всего, за счет сокращения непроизводственного персонала. «Почта России» - молодой ФГУП, созданный в 2002 году на основе объединения региональных предприятий, причем фактически этот процесс завершился совсем недавно – после превращения в филиал «Татарстан Почтасы». В итоге, «Почта России» имеет запутанную многоуровневую административную структуру с гипертрофированной долей управленцев, большинство из которых можно назвать ненужными. Изменение структуры управления позволит решить сразу две задачи: повысить эффективность и оперативность управления и снизить затраты. Характерно, что сам Киселев проводит аналогию между текущим состоянием «Почты России» и сегментом фиксированной телефонии, который за несколько лет смог существенно повысить свою эффективность, в частности, выработку на одного сотрудника. Есть вероятность, что опыт, наработанный в «Связьинвесте», будет применен и в «Почте России». Основная проблема в том, что государство в условиях кризиса может потребовать отдать приоритет социальным моментам, сохранению рабочих мест. Откровенно говоря, интересно, насколько успешен Киселев будет как лоббист непопулярных, но необходимых мер.
Лоббирование повышения тарифов. Более чем актуальное направление в условиях несистематического возмещения издержек и роста себестоимости за счет увеличения цен контрагентов. Здесь, в принципе, можно ожидать определенных успехов – по крайней мере, государство пошло навстречу тем же МРК, на аналогичные действия может претендовать и «Почта России». Только вот, скорее всего, тарифы будут подниматься только до уровня себестоимости или обеспечения минимальной рентабельности, т.е. здесь много не заработаешь, нужно искать другие варианты.
Повышение качества услуг. В условиях растущей конкуренции именно в наиболее доходных сегментах развитие связано с предоставлением клиентами услуг, которые не должны уступать мировым стандартам. Прежде всего, это требует модернизации инфраструктуры – ремонта почтовых отделений, многие из которых, причем не только в регионах, производят удручающее впечатление, закупку новых автомобилей, обновление вагонного парка и т.д. Стоит признать, что сейчас «Почта России» использует свои производственные ресурсы максимально эффективно, иногда более чем на 100%. Другое дело, что состояние этих ресурсов такого, что оно не позволяет развиваться и наращивать качество обслуживания. Износ основных технических средств сейчас превышает все допустимые нормы, техника морально устарела, автоматизация находится на низком уровне. Эти моменты обуславливают основные риски «Почты России» - без модернизации она не только не сможет развиваться, но и потеряет уже достигнутые позиции.
Инвестиции в логистическую инфраструктуру. В принципе, этот момент тесно связан с предыдущим, но в силу его высокой значимости его стоит рассмотреть отдельно. Первые два автоматизированных сортировочных центра можно считать детищами Казьмина, но планы Киселева идут существенно дальше. Предполагается, что течение пяти лет будет создано еще около 40 таких центров, в которые будет вложено 12-15 млрд рублей. Если проект будет реализован, к мощной сети отделений будет добавлена крупнейшая в России логистическая сеть, которая существенно повысит качество услуг «Почты России», а также создаст базу для активного развития новых услуг.
Развитие новых услуг. Опыт тех же МРК показывает, что именно нерегулируемые услуги могут стать основным драйвером роста прибыли компании. Похоже, что у «Почты России» есть понимание маркетинговой стратегии и готовность максимально использовать возможности, которые предоставляет кризис, захватывая новые позиции на конкурентных рынках. Причем ФГУП сохраняет ориентацию на развитие по модели супермаркета, предлагающего своим клиентам широкий ассортимент различных возможностей. В качестве направлений развития называются экспресс-доставка, прием платежей, дистанционная торговля. Кроме того, приоритетом остается сохранение и усиление позиций на традиционных для «Почты России» сегментах почтовых услуг, доставки пенсии, подписки и т.д.
Конечно, стоит также обратить внимание на организационные вопросы. Скорее всего, госкорпорацией «Почта России» стать не сможет. Сейчас отношение к этим структурам достаточно осторожное, своей эффективности в чем-то, кроме сбора активов, они еще не доказали. Как результат, правительство вряд ли решится на создание еще одного холдинга такого рода. А вот запланированное через несколько лет акционирование – важный шаг. С одной стороны, акционерные общества более прозрачны, имеют больше возможностей для привлечения капитала. С другой, меняется сама психология компании – если ФГУП ориентировано на выполнение определенных функций, то ОАО – на получение дохода, а функции рассматриваются как инструментальная ценность.

Киселев VS Казьмин
Как видно, новый руководитель «Почты России» не намерен отказываться от наиболее конструктивных идей и начинаний своего предшественника. Но о каком-то копировании речи не идет. В частности, есть разница в приоритетах. Казьмин делал большую ставку на финансовые услуги, формирования почтового банка. От этого никто не отказался, но в условиях кризиса, который в наибольшей степени задел банковский сектор, получить инвестиции под это направление, быструю отдачу от них сложно. Новый стратегический приоритет – экспресс-доставка.
Стоит отметить, что этот рынок остается весьма непрозрачным. Оценки его объемов даже среди участников рынка существенно варьируются. Примерным ориентиром можно назвать показатель в $1-1,2 млрд (по итогам 2008 г.). Впрочем, некоторые операторы считают данную оценку завышенной. Что касается темпов роста, то на протяжении последних нескольких лет они в среднем составляли около 20-30%. По заявлениям участников рынка, некоторое снижение темпов роста выручки было заметно в 4 квартале 2008 г., однако, в целом за год оборот существенно увеличился. Конкретные цифры не раскрываются. Мы полагаем, что темпы роста в 2008 г. могли составить около 20-25%. Согласно мнениям собственно участников рынка экспресс-доставки, темпы роста рынка в 2009 г. останутся на уровне 10-15%. На наш взгляд, это несколько оптимистичная оценка. Мы не исключаем, что темпы роста могут оказаться нулевыми или даже продемонстрируют отрицательную динамику примерно в пределах 10-15%. Вместе с тем, рынок определенно обладает существенным потенциалом дальнейшего развития. На наш взгляд, по мере преодоления основных негативных последствий кризиса рост в данном секторе возобновится.
Что касается структуры рынка, то на сегодняшний день наибольшая доля приходится на корпоративный сегмент, который обеспечивает, по разным оценкам, до 80-90% оборота компаний. Впрочем, частный сектор также развивается достаточно динамично, что связано с развитием деловых коммуникаций, дистанционной торговли, интернет-торговли и т.д. Мы полагаем, что в долгосрочный период именно это направление будет определять дальнейшее развитие рынка. На данном этапе большая часть российского рынка сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Но ситуация постепенно меняется, так как востребованность экспресс-доставки в регионах в докризисный период росла весьма быстрыми темпами. В свою очередь, данная тенденция способствует росту доли внутренних отправлений. Их доля в структуре рынка в последние 1-2 года превышает оборот международного направления. Очевидно, в дальнейшем основная конкуренция развернется именно за контроль над региональными рынками.
И здесь преимущества «Почты России» можно назвать очевидными. Если в текущем году ее рыночная доля может увеличиться, прежде всего, за счет доступных цен (сейчас потребители крайне чувствительны к этому фактору), то в будущем основной акцент нужно будет делать на преимущество сети и высокой региональной представленности. В целом, это направление, действительно, может стать драйвером роста ФГУП. Основное условие реализации данного сценария – достаточные инвестиции в развитие инфраструктуры. Все, как это чаще всего и бывает, зависит от денег.
И здесь амбиции Киселева также более скромные, чем у его предшественника. Казьмин просил на модернизацию «Почты России» 209 млрд рублей. По слухам, именно отказ в предоставлении этих ресурсов повлиял на решение Казьмина оставить свой пост – без существенного государственного финансирования, позволяющего инвестировать в модернизацию и развитие инфраструктуры, решить проблемы ФГУП было просто невозможно. Причем это не российская специфика – аналогичные процессы имели место во всем мире. Стоимость «плана Киселева», решающего сопоставимые задачи, - 101 млрд рублей, причем половину из них должен предоставить сам ФГУП. Даже с учетом того, что Казьмин просил деньги на пять лет, а Киселев – на три года, снижение стоимости очевидно. Причем, откровенно говоря, сумма эта в государственных масштабах совсем небольшая – на докапитализацию банковского сектора направляются существенно большие ресурсы.
Однако, риски того, что государство откажется предоставить деньги, существует. Сейчас ресурсы больше аккумулируются для спасения, а не для развития, сохраняется риск «второй волны» кризиса, под которую нужна соответствующая подушка безопасности. Сейчас можно сказать одно – у «Почты России» есть стратегия, которая выглядит вполне адекватной. Но перспективы ее реализации не ясны – все упирается в готовность государства предоставлять средства.






Коттеджи в Кемерово подробности здесь. бордюр в дорожном строительстве уложенные заподлицо бортовые камни.

© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов