16 июня '09

МТС заинтересовались рынками Казахстана и Азербайджана

Руководство МТС заявило, что рынки Казахстана и Азербайджана являются наиболее интересными для экспансии. Кроме того, данные регионы имеют хорошие показатели по уровню экономического развития и платежеспособности населения. Отметим, что оператор МТС присутствует в Армении, Туркменистане, Узбекистане, Белоруссии и Украине.
По статистике в Казахстане около 95,5% жителей обеспечено сотовой связью. Так, в регионе на сегодняшний день действуют три оператора. Это GSM Kazakhstan, которым владеет TeliaSonera (51% актива) и «Казахтелеком» (соответственно 49%), «Кар-тел», компания, подконтрольная «Вымпелкому», а также Mobile Telecom Service под брендом Neo (собственник «Казахтелеком»). В 2007 году компания МТС вела переговоры с «Казахстантелекомом» по поводу приобретения оператора Mobile Telecom Service, который занимает долю около 3% на телекоммуникационном рынке.
Что касается Азербайджана, то на рынке можно выделить также три наиболее крупных игрока: компанию Azercell, которой управляет TeliaSonera, Bakcell, собственником является израильская GTIB, и Azerfon. Проникновение связи в этом регионе соответствует 69%.
На сегодняшний момент для компании МТС стратегически важными задачами остаются покупка «Комстар-ОТС», выплата дивидендов акционерам на сумму $1,16 млрд, а также погашение обязательств в размере $1,2 млрд. В этой связи оператор пока не предпринимает конкретных действий по выходу на рынки Казахстана и Азербайджана.
Аналитики говорят о том, что Казахстан и Азербайджан являются одними из привлекательнейших рынков стран СНГ, в силу низкого уровня насыщенности, а также экономического развития. Эксперты отмечают, что финансовая ситуация компании МТС такова, что она пока не обладает дополнительными возможностями совершить крупную покупку в лице местного оператора ввиду того, что МТС не пойдут на повышение долговой нагрузки, а также пока будут сконцентрированы на приоритетных задачах. Однако комментаторы не исключают возможности выхода в данные регионы, если приобретение будет осуществлено по дисконтной цене.
В случае принятия положительного решения о выходе оператора в Казахстан и Азербайджан, компания сможет занять долю рынка равную 25-30% в каждой из стран. Кроме того, аналитики говорят, что МТС остаются лидером по количеству пользователей за пределами России и, по всей видимости, им удастся остаться на прежних позициях после осваивания Казахстана и Азербайджана.


Эксклюзивные комментарии:

Евгения Талалаева, аналитик по потребительскому сектору и телекомам
ИФК «Солид»

«Особенность Казахстана - большая территория (девятое место в мире по площади) и малая плотность населения. Это определяет высокую потребность в телекоммуникационной инфраструктуре и в динамичном развитии рынка сотовой связи. Уже с середины 2005 г. число абонентов сотовой связи превысило число пользователей фиксированной. А к концу 2006 г. сотовая связь обогнала фиксированную не только по числу пользователей (здесь разрыв почти в три раза), но и по доходам. Но операторы связи из России не очень желанные гости на казахстанском рынке. Во многом это обусловлено особенностями местного законодательства и политикой самого государства. Рынки СНГ (Казахстан, Азербайджан) являются растущими с точки зрения степени насыщенности, вообще практически все страны СНГ представляют больший или меньший интерес для МТС. Особенно, если нет присутствия компании в регионе. Единственная возможность для входа на рынок - покупка местного игрока. При удачном раскладе МТС смогут нарастить до 20% доли в рынке в Азербайджане с учетом ненасыщенности рынка (уровень проникновения 69%). На рынке Казахстана наращивание доли в рынке возможно только через поглощение какого-либо игрока. Думаю, что в настоящее время оператор сконцентрирует все свои ресурсы на объединение с «Комстар-ОТС», тем не менее, экспансия в современных условиях возможна - в случае покупки с хорошим дисконтом. Все зависит от возможностей МТС привлечь оправданные по цене финансовые ресурсы».
 



Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily

«Нашим сотовым операторам наиболее интересны развивающиеся рынки, самые близкие из которых СНГ. Также им интересны страны Азии и некоторые страны Африки. Идти на переполненные крупнейшими операторами рынки Европы, Америки бессмысленно. В этих двух странах наиболее привлекателен инвестиционный климат и есть куда развиваться, в отличие от Молдавии, куда ни один из федералов идти не спешит. У МТС вполне приемлемая финансовая ситуация, которая может позволить им присматриваться к новым активам. Очевидно, что начальная доля рынка будет зависеть от величины того актива, который компания приобретет, ну а в дальнейшем МТС постараются нарастить свою долю. МТС лидируют по числу абонентов вне России и, скорее всего, будет продолжать удерживать эту планку».



Владислав Кочетков, президент-председатель правления
ИК «Финам»

«Привлекательность данных рынков очевидна - они относятся к числу наиболее развитых экономик СНГ, т.е. имеют хороший платежеспособный спрос, большое число абонентов, а Азербайджан, кроме всего прочего, - хороший потенциал роста за счет низкого проникновения. В целом, у МТС достаточно опыта и ресурсов, чтобы эффективно выйти на новые рынки. Другое дело, что сейчас у компании физически нет ресурсов для покупки (точнее, они будут направлены на приобретении «Комстара»), а повышать долговую нагрузку менеджмент вряд ли решится. В итоге, вопрос приобретения активов в СНГ может встать не раньше 2010 года. Доля рынка будет зависеть от того, какой актив будет куплен, инвестиций в маркетинг, тарифной линейки и т.д. В целом, в перспективе 3-5 лет оператор должен ориентироваться на получение не менее 25-30% рынка в каждой из этих стран».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов