2 июня '09

МТС грозят санкции от Apple

Сотовый оператор МТС не выполнил свои обязательства перед компанией Apple по объему закупок смартфонов iPhone 3G. Отметим, что в 2008 году МТС приобрели телефонов на $65,4 млн от общей суммы по договору, которая составляет $847,9 млн. На эти средства оператор обязан купить телефоны от Apple до 2011 года. Условия договора могут быть изменены ввиду колебания стоимости и количества iPhone 3G. Руководство МТС отмечает, что в случае несоблюдения контракта со стороны заказчика, компания Apple вправе применить санкции. Причиной низкого уровня продаж менеджмент МТС называет низкую покупательскую способность населения.
В частности, операторы «Вымпелком» и «Мегафон» также заключили соглашение с Apple о реализации смартфонов в России. Однако продажи телефонов идут низкими темпами. Так, около 3,5 млн трубок должно быть реализовано до 2011 года. По данным РТК, компании, которая управляет розничной сетью МТС, населением было приобретено около 240 тыс. трубок. В 2008 году «Вымпелкому» удалось купить 12% аппаратов от необходимого объема закупок каждого квартала. В первом квартале 2009 года компания iPhone не приобретала. Оператор пока не обращался к вендору с просьбой внести коррективы в условия соглашения. Руководство «Мегафона» напротив уверено в том, что если в Apple не пересмотрят контракт, то оператору не удастся следовать договору в части соблюдения ранее условленного объема закупок iPhone. «Мегафон» обязан приобрести 1 млн аппаратов за два года. В 2008 году оператор приобрел смартфоны в том количестве, которое было прописано в соглашении. В начале 2009 года закупки телефонов были прекращены.
Неблагоприятная экономическая ситуация, безусловно, повлияла на спрос покупателя в части приобретения модных и дорогих телефонов, а также внесла свои коррективы в планы как иностранных вендоров, так и российских операторов в части объемов закупок новых моделей телефонов. Низкую заинтересованность населения на новинки от Apple можно объяснить несколькими факторами: завышенная цена на телефон, появление конкуренции в секторе «тачфонов», когда производители предлагают более удобные и дешевые варианты. Стоит отметить, что сам по себе союз вендоров и непосредственно операторов связи представляет необычное для рынка явление.
Несоблюдение договора с иностранной компанией, действительно, может повлечь за собой применение соответствующих санкций (например, штрафов) по отношению к «большой тройке», в частности, к МТС. Однако эксперты уверены, что до судебного разбирательства дело не дойдет. Вендор в лице Apple, принимая в расчет финансовый кризис, пойдет на уступки и пересмотрит контракт. Кроме того, МТС и «Вымпелком», являясь публичными компаниями, не допустят, чтобы дело было передано в суд, чтобы не дискредитировать себя и не подрывать доверие иностранных партнеров.


Эксклюзивные комментарии:

Сергей Савин, директор Департамента Сотовых телефонов и Цифровых устройств
J'son & Partners

«На мой взгляд, вряд ли данное событие окажет существенное влияние на рынок мобильных телефонов в целом. Не секрет, что в Россию официально попадают далеко не все телефоны, которые в техническом плане полностью работоспособны в российских сетях сотовой связи. При этом при определенном желании российские пользователи сотовой связи могли приобрести желанное устройство в обход официальных каналов поставок. Это, в частности, относится и к ситуации с Apple iPhone первого поколения. Решение о том, что поставлять в Россию принимает производитель телефонов, операторы до настоящего времени никак не влияли на данный процесс. Возможно в случае с компанией Apple ситуация будет немного иной, но дать какие-либо оценки по дальнейшему развитию ситуации сложно, т.к. ситуация в своем роде уникальна - ключевыми партнерами для компании Apple в России стали операторы сотовой связи. Мне кажется, что можно выделить несколько ключевых причин низкого спроса на iPhone от Apple 1. Высокая розничная стоимость телефона. 2. Существующие технические различия между 1-ым и 2-ыми поколениями iPhone-ов были несущественным, что не мотивировало владельцев к обновлению. К тому же цена на первую модель была ниже. 3. Рост конкуренции в сегменте «тачфонов». Появление первой модели телефона от компании Apple стало определенной «революцией» в сегменте телефонов с сенсорными экранами; второй телефон уже столкнулся с конкуренцией со стороны продуктов от других производителей. В дополнение хочу отметить, что в России официальный Apple iPhone 3G появился с существенным запозданием - 4 квартал 2008 года, в тоже время компания Nokia вывела на российский рынок свою «сенсорную» модель Nokia 5800. Если говорить о российском покупателе и его восприимчивости к новинкам на рынке мобильных телефонов, как показывают наши исследования, российские пользователи сотовой связи не чужды техническому и дизайнерскому прогрессу. Хотя, безусловно, сейчас стоит принимать во внимание не самую благоприятную экономическую ситуацию. Стоит отметить, что данный конфликт не повлияет на уровень доверия иностранных компаний к российским операторам: текущая ситуация находится в правовой плоскости, т.е. есть контракт, который накладывает обязательства на стороны его подписавшие. Если по каким-то причинам одна из сторон не сможет исполнять свои обязательства, то в этом договоре также прописаны «карательные» санкции. Даже если условия контракта будут нарушены, компании будут либо договариваться в досудебном порядке, либо через суд. «МТС» и «Вымпелком» - публичные компании, любой скандал вне правовой области им невыгоден, «Мегафон», скорее всего, придерживается аналогичной политики».



Кирилл Нам, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Форум»

«Что касается санкций, то, скорее всего, речь может идти о штрафах и/или невыплате бонусов за невыполнение объемов реализации. Вряд ли это приведет к закрытости рынка для новшеств, т.к. основной причиной явился кризис и как следствие резкое сокращение потребительского спроса. Возможно, дело также и в маркетинговых просчетах, но кризис в любом случае является первой причиной. Я думаю, что Apple должен пойти на уступки российским операторам, т.к. это, в первую очередь, в ее интересах, в противном случае объемы продаж ее продукции вообще могут стать ничтожными. Вряд ли этот конфликт приведет к прекращению доверия иностранцев к российским операторам, т.к. первопричиной стало именно снижение потребительского спроса в результате известных кризисных явлений в экономике. Российский потребитель в целом восприимчив к новинкам. Но говорить о массовом интересе россиян к недешевым телефонам в период кризиса никак нельзя».



Наталья Худякова, генеральный директор
Movavi

«Вряд ли «провал» iPhone 3G в России является большой новостью и для аналитиков, и для «большой тройки», и для самой Apple. Поклонники iPhone приобрели себе по телефону задолго до его прихода в Россию, ведь «разлоченные» трубки iPhone продавались огромными партиями в России через Интернет и доски объявлений. Когда к нам пришел iPhone 3G, собственно 3G в Москве и большинстве городов еще не запустились, а других убедительных преимуществ у новой версии телефона не было. Поэтому большинство тех, кто хотел купить iPhone, его уже имели, а ради 3G покупать новую версию смысла не было. Вполне возможно, что после того, как сети 3G будут запущены повсеместно, интерес к iPhone 3G возрастет, либо подоспеет новая версия iPhone с новыми интересными возможностями, которая разогреет интерес покупателей. Что касается других производителей, я не думаю, что ситуация с iPhone повторяется в России с другими новинками в области мобильных устройств и гаджетов. Нас в Movavi популярность iPhone и других мультимедийных смартфонов очень радует - мы следуем за этим рынком, у нас одна и та же аудитория. Учитывая, что наши продажи в России все время растут, мы непонаслышке знаем, что русский пользователь любит богатые мультимедийными возможностями устройства и интересные новинки, другое дело, что покупательная способность у населения все еще невысока по сравнению с западными странами».



Максим Клягин, аналитик
ИК «Финам»

«Мы полагаем, что основной негативный фактор, который отрицательно повлиял на продажи данной продукции Apple в России - сравнительно невысокий уровень платежеспособного спроса, а также последствия кризиса, которые только усугубили ситуацию. Кроме того, мы не исключаем, что условия контрактов могут быть пересмотрены. Мы полагаем, что прецедент не повлечет за собой никаких существенно негативных последствий для имиджа операторов. Во многом отставание темпов продаж от ранее запланированных показателей было связано с влиянием кризиса. Продукция Apple пользуется в стране большой популярностью. В частности, консерватизм российским потребителям технологичной продукции не свойственен».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов