27 мая '09
«Евросеть» закрывает бизнес на рынках Молдавии и Армении
Руководство «Евросети» приняло решение свернуть свой бизнес в Молдавии, где функционируют 12 салонов, и Армении, где открыто 32 точки продаж. Причиной тому послужил низкий уровень выручки на территории этих стран. Отметим, что ритейлер уже покинул рынки Прибалтики, Узбекистана и Азербайджана. Так, около 1% выручки «Евросети» приходилось на эти страны. Уход ритейлера с рынков Молдавии и Армении положительно скажется на уменьшении объемов издержек в условиях финансовой нестабильности. Кроме того, бизнес «Евросети» может быть также закрыт в Белоруссии и Киргизии.
Менеджмент компании утверждает, что прежнее руководство совершило ошибку, т.к. оно полагало, что чем больше регионов и территорий охвачено, тем выше становится стоимость бизнеса. Александр Малис, президент компании «Евросеть», считает, что цена ритейлера зависит от его выручки.
Напомним, что «Евросеть» в 2004 году вышла на рынок Украины, где на сегодняшний момент открыто 350 магазинов, в 2005 году был освоен рынок Белоруссии, 2006 году ритейлер начал предоставлять свои услуги в Киргизии, Молдавии, Армении, Узбекистане, Грузии, Азербайджане, Литве, Эстонии, Латвии. Проработав меньше полугода на рынке Азербайджана, компания свернула свой бизнес. Причиной такого решения стал тот факт, что наибольшим спросом у населения пользовались поддержанные трубки, которые приносили незначительный доход. Салоны в Узбекистане в количестве 40 были закрыты в 2008 году по аналогичной причине. В этом же году были проданы магазины в Латвии, Эстонии и Литве. Прибалтийские страны для «Евросети» были некой точкой отправки для выхода на европейский рынок. Отметим, что на данный момент в России насчитывается около 3790 салонов ритейлера.
Эксперты сходятся во мнении о том, что «Евросеть» приняла верное и логичное решение, которое поможет сократить издержки компании, оптимизировать бизнес и повысить рентабельность ритейлера. На сегодняшний день рынки постсоветского пространства, особенно в условиях кризиса, не являются перспективными и высокодоходными. Кроме того, мировая финансовая нестабильность внесла свои коррективы в стратегии многих компаний телекоммуникационного сектора. Экстенсивный путь развития исчерпал себя. Игроки рынка делают основной акцент на развитии высокомаржинальных проектов с наименьшим сроком окупаемости, а также на поддержание и развитие сети на рынках, которые развиваются более динамичными темпами, где политическая и социальная «атмосфера» достаточно стабильна.
Эксперты говорят о том, что приоритетным рынком для развития своего бизнеса для компании «Евросеть» остается российский. Несмотря на то, что российский рынок на данный момент перенасыщен и высоконкурентен, «Евросеть» занимает сильные позиции: компания до сих пор остается лидером среди ритейлеров по количеству салонов. Кроме того, «Евросеть» находится под эгидой мощного акционера, который заинтересован в прибыльности своего бизнеса.
Эксклюзивные комментарии:
Максим Клягин, аналитик
ИК «Финам»
«На наш взгляд, это вполне ожидаемое и достаточно логичное решение. С момента смены акционеров и появления новой управленческой команды, компания последовательно демонстрирует политику, направленную на повышение эффективности работы сети и снижение издержек. Сворачивание низкорентабельного бизнеса в малоперспективных на данном этапе регионах вполне соответствует подобной стратегии. В среднесрочной перспективе такая стратегия, действительно, может привести к снижению затрат и росту эффективности работы сети, положительно отразиться на показателях рентабельности. Очевидно, что приоритетным для компании в ближайшем будущем будет оставаться российский рынок. Что касается стран СНГ, то мы не исключаем, что компания продолжит работать на Украине и в Казахстане. Наличие сильного профильного акционера, заинтересованного в сохранении и усилении позиций сети, появление новой сильной менеджерской команды, позволят компании, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, остаться в числе лидеров рынка. При этом мы ожидаем заметного улучшения финансовых результатов, прежде всего, в части показателей рентабельности».
Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»
«Мероприятия по сокращению присутствия на обозначенных рынках являются характерными для антикризисной программы по сокращению издержек. Присутствие на рынках Прибалтики, Узбекистана, Азербайджана, а также Молдавии и Армении является достаточно дорогостоящим проектом, а развитие бизнеса на территории этих государств сопряжено с рядом сложностей. В данном контексте актуальны так называемые страновые риски, включающие в себя комплекс факторов, влияющих на экономические, социальные и политические аспекты ведения бизнеса. В нынешних условиях стратегии экстенсивного расширения не актуальны, а наиболее оправданным решением является концентрация на укреплении позиций на домашнем рынке, генерирующем более 70% поступлений предприятия. При таком раскладе сокращение издержек и высвобождение средств для поддержания позиций на российском рынке вполне возможно. Тем не менее, подобный подход не исключает наблюдения за перспективными внешними рынками, страдающими от последствий финансового кризиса. Более того, удешевление ряда активов создает благоприятные предпосылки для вхождения на обозначенные рынки посредством приобретения доли в акционерном капитале. Это позволит эффективно развивать бизнес на территории рассматриваемых государств в посткризисный период, сохраняя привычные местному потребителю бренды и соответствующим образом снижая страновые риски».
Сергей Карыхалин, начальник аналитического отдела
ИГ «КапиталЪ»
«Стратегию нового руководства «Евросети» можно оценить положительно, т.к. учитывая макроэкономические тенденции, рынки стран СНГ перестали быть перспективными, соответственно, оставлять там салоны смысла нет, особенно если они работают с убытком. Конечно, таким образом удастся несколько сократить издержки, однако в масштабах компании эта экономия вряд ли будет очень значительной. Судя по всему, новое руководство планирует повысить рентабельность сети, оставив только лучшие салоны, таким образом, компания от экстенсивной стратегии развития переходит к оптимизации сети и повышению прибыльности».
Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily
«В сегодняшней ситуации решение «Евросети» выглядит целесообразным. Рынки этих стран заметно уступали российскому в объемах продаж, и, действительно, уход с этих регионов не скажется на выручке компании, к тому же она на сэкономленные средства сможет открыть дополнительные точки по России. Ситуация в компании, как и на всем дилерском рынке весьма тяжелая, с одной стороны, такое количество салонов это большой плюс по доступности к аудитории, с другой, - большие издержки, поэтому в течение всего этого года компания будет заниматься оптимизацией сети и решать вопросы по увеличению возможной выручки. Приоритетным будет один рынок - российский, который, несмотря на насыщение и кризис, все равно является наиболее интересным».
Анастасия Крылова, аналитик
Парк.РУ
«Отступление «Евросети» с рынков бывшего СССР началось еще при прежнем руководстве, неудача в экспансии на соседние рынки связана с непродуманной маркетинговой политикой в этих регионах. Если не говорить об имиджевом ущербе, который также минимален, от закрытия неприбыльных торговых точек в других странах ритейлер только выиграет. Поддержка такой разветвленной структуры бизнеса может быть прибыльной лишь в случае, если построенные в других городах сети приносят или будут приносить доход, в противном случае такая структура ведет лишь к неоправданным издержкам, а также к ухудшению показателей в отчетности. Очевидно, что приоритетным рынком для «Евросети» на данный момент остается Россия, причем в основном крупные и благополучные регионы страны. Не стоит ожидать от ритейлера активных инвестиций в строительство новых торговых точек. Сейчас речь идет о сохранении прибыльности, к тому же у ритейлера есть ряд внутренних, структурных проблем, которые следует решить как можно быстрее».
Сергей Савин, директор Департамента Сотовых телефонов и Цифровых устройств
J'son & Partners
«По мнению J&P Consulting, текущая экономическая ситуация в упомянутых странах существенно хуже, чем в России. И в этих условиях можно ожидать существенного снижения спроса на новые мобильные телефоны. Поэтому выход компании «Евросеть» с данных рынков стоит рассматривать как одно из проявлений антикризисной стратегии. Я думаю, что приоритетное место для ритейлера будет занимать российский рынок. Возможно, что компания будет внимательно отслеживать ситуацию на Украине и Казахстане, т.к. это крупные региональные рынки. Но, мне кажется, что если компания начнет «терять деньги», то они также уйдут и с этих рынков. Компания преследует исключительно экономические цели, и уже имеет опыт по оптимизации своей розничной сети как в России, так и за ее пределами. Безусловно, стоит ожидать сокращения издержек - за счет экономии на арендных платежах и фонде заработной платы. При этом у компании «Евросеть» есть сильная поддержка в лице компании «Вымпелком», поэтому я склонен считать положение компании, как минимум стабильным».