27 мая '09

Телеканалы первого мультиплекса будут транслироваться в кабельных сетях бесплатно

Министерство связи и массовых коммуникаций разработало законопроект, согласно которому телеканалы первого мультиплекса будут транслироваться на безвозмездной основе в сетях кабельных операторов. Телеканалы также должны будут бесплатно предоставлять свой контент операторам. В новом законопроекте содержаться поправки к федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» и закону «О связи».
Согласно действующему законодательству телеканал должен заплатить кабельному оператору за вход в его сеть. Есть и другой вариант, когда оператор выплачивает телеканалу часть абонентской платы своих клиентов. Минкомсвязи говорит о том, что новый законопроект позволит, с одной стороны, устранить налоговые нестыковки, а с другой – не даст телеканалам навязывать кабельным операторам комплексные предложения.
Основы изменений уже заложены в ФЦП «Развитие цифрового телерадиовещания на 2009-2015 годы». Программа предусматривает, что каналы первого мультиплекса обязаны бесплатно предоставлять свой контент в сети кабельных операторов, а операторы – бесплатно его транслировать на свою целевую аудиторию. В этом смысле трансляция телеканалов первого мультиплекса станет не услугой, а лицензионным условием, и будет рассматриваться как обязанность операторов.
Основная проблема, которую пытается решить Минкомсвязи, заключается в том, что сейчас на законодательном уровне не прописано четкой схемы взаимодействия телеканалов и операторов кабельного телевидения. Согласно одним законодательным инициативам, телеканалы должны платить операторам за вход. Согласно другим, платить должны операторы за предоставляемый телеканалами контент. Новый законопроект Минкомсвязи разрешит данное противоречие для каналов, вошедших в первый мультиплекс.
Эксперты считают, что внесение нового законопроекта никак не отразится на сроках реализации программы по внедрению цифрового телевидения в России. А цена на пакет услуг, включающий телеканалы первого мультиплекса у кабельных операторов вряд ли изменится, хотя, конечно, возможность смотреть только бесплатные каналы останется. Несмотря на то, что отношения между каналами и операторами не регулировались должным образом, сами «кабельщики» негласно разрешали бесплатную трансляцию федеральных каналов для повышения спроса со стороны населения, а прибыль получали от дополнительных каналов.
Эксперты говорят о необходимости принятия такого законопроекта. Сам факт того, что регулятор озаботился проблемами регулирования отношений между телеканалами и кабельными операторами является позитивным знаком. Законодательство в этой сфере нуждается в доработке, и дело не только в вопросе вещания телеканалов первого мультиплекса. Проблема взаимоотношений должна быть решена комплексно.


Эксклюзивные комментарии:

Денис Чекурашвили, коммерческий директор
J'son & Partners

«Вряд ли новый законопроект способен оказать существенное влияние на сроки перехода на цифровое вещание. За исключением некогда возникшей ситуации вокруг «Цифрового телесемейства», я бы не сказал, что во взаимоотношениях между «кабельщиками» и «эфирщиками» были проблемы, которые необходимо решать. Куда большие неприятности операторам доставлял местный регулятор, фанатично следующий букве закона, который несовершенен и требует существенных доработок. Все та же ситуация с «Первым» не возникла, если бы существовали нормы, позволяющие операторам кабельного телевидения получать пресловутые вещательные лицензии в количестве большем, чем две. Известны случаи, когда оператор, желающий привести свои договоры с каналами в соответствии с «Правилами оказания услуг связи», в силу очевидных причин, не имеющий возможности самостоятельно получить вещательную лицензию, был вынужден просить федеральный телеканал вписать себя в лицензию, но при этом обнаруживалось, что у телеканала лицензии нет. Стоит ли говорить о том, что в подобном случае вся ответственность за нарушение возлагалась на оператора. Таким образом, единственный, на мой взгляд, плюс предлагаемых поправок будет заключаться в минимизации рисков, связанных с произволом регулирующих органов. Что до «товарно-сырьевых» взаимоотношений между оператором и телеканалами, то большинство кабельных сетей всегда руководствовалось негласным правилом в обязательном порядке безвозмездно транслировать в «социальном» пакете все, что есть в эфире или имеет федеральный статус. Договариваться же об условиях вхождения в сеть были вынуждены только телеканалы, не являющиеся федеральными и только при отсутствии собственной эфирной частоты. В данной ситуации ретрансляция телеканала на конкретной территории могла быть осуществлена лишь средствами и ресурсами кабельного оператора, за что последний, на мой взгляд, вполне обоснованно получал плату деньгами или региональными рекламными окнами».



Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily

«Думаю, что обеспечить возможность бесплатного просмотра трех основных каналов идея хорошая. На практике все они входят в расширенный социальный пакет, который состоит из 15-40 каналов, в зависимости от сетей. Выделив эти каналы в отдельную структуру, телевизионные провайдеры вряд ли понизят цены на пакет своих услуг. Как правило, оплата таких телеканалов включена в квитанции по оплате коммунальных услуг во многих городах. Сейчас провайдеры делятся с каналами частью абонентской платы. Все каналы, входящие в пакет, получают прибыль в разных долях от полученной платы от абонента. Сроки ввода цифрового телевидения от данных мероприятий не будут никаким образом зависеть. Насчет полного урегулирования всех вопросов говорить пока рано, поскольку очень часто остается множество нерешенных и не предусмотренных моментов при запуске того или иного разрешающего документа».



Глеб Пыжов, генеральный директор
ИК «Некстер»

«Попытки подменить гражданско-правовые отношения административным регулированием предпринимались в отрасли и ранее, однако на практике такие инициативы обычно пресекались на уровне законодательного собрания, либо Минюста. Разумеется, проблема распространения теле- и радиоканалов, вошедших в первый мультиплекс, имеет цивилизованное решение. В первую очередь, следует признать, что существует задача обеспечения потребителей определенным контентом бесплатно, и эта задача является социальной. Для того, чтобы ее решить, нужно урегулировать конфликт интересов между производителями, вещателями и операторами. А для этого государству самому следует стать заказчиком этого социального контента, одновременно предусмотрев систему налоговых льгот для операторов кабельных сетей-распространителей. И уж тем более сделать это необходимо для контролируемых государством каналов, причем нет разницы, будут они транслироваться в аналоговом или в цифровом виде. В таком случае операторы на легальной основе смогут безвозмездно получать определенный «соцпакет» и без налогового обременения распространять его своим абонентам. А вот вопрос с жадностью операторов, навязывающих платные каналы в нагрузку к этому пакету, можно и нужно решать в рамках гражданского права, действующего законодательства в области связи и защиты прав потребителей».



Наталья Иващенко, руководитель телекоммуникационной группы
Компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

«Минкомсвязи России подготовило ряд поправок к Федеральному закону от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федеральному закону от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи». Данные поправки направлены на урегулирование вопроса о предоставлении телеканалам, вошедшим в первый мультиплекс, бесплатного доступа к сетям операторов связи. В 2007 г. Правительством РФ была разработана и принята Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-1015 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2007г. № 1700-р). Основной целью данной концепции является обеспечение конституционного права граждан на получение социально значимой информации. Для реализации данного права государству необходимо обеспечить население многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов заданного качества. В этой связи предложено сформировать пакет телевизионных каналов и радиоканалов, предоставляющих совокупность социально-значимой информации, обязательной к трансляции на всей территории РФ. Данные каналы должны быть доступны для населения в режиме свободного доступа и во всех средах трансляции (спутниковая, эфирная, кабельная, проводная), что предусматривается в лицензионных условиях операторов, осуществляющих трансляцию. Исходя из предлагаемых Минкомсвязи России поправок, министерство руководствовалось в т.ч. указанной концепцией, предусматривающей бесплатное предоставление определенных каналов их владельцами сетям операторов связи. При этом предполагается, что операторы также будут бесплатно их распространять. На сегодняшний день отсутствуют четкие нормы, позволяющие определить, обязаны ли операторы оплачивать каналы, и обязаны ли владельцы операторов платить оператором за вход в сеть. Существующая неопределенность зачастую приводит к предъявлению налоговых претензий. Причем такие претензии в зависимости от квалификации налоговым органом отношений между хозяйствующими субъектами, могут быть предъявлены как владельцам каналов, так и операторам. Такой риск возникает сразу, как только вещатель или оператор окажет безвозмездную услугу. Подготовленные Минкомсвязи России поправки определяют распространение каналов первого мультиплекса не в качестве услуги, а в качестве лицензионного условия, обязательного для операторов связи. При таком подходе значительно снижается риск предъявления претензий со стороны налоговых органов. С другой стороны, не исключены сложности коммерческого характера, поскольку каналам сложнее будет заинтересовать операторов в пакетном предложении услуг. С точки зрения вопроса о том, позволит ли новый законопроект ускорить темпы перехода на цифровое телерадиовещание в России, думаю, - ненамного, поскольку это лишь часть процесса перехода. Кроме того, поправки Минкомсвязи России должны еще пройти всю законотворческую процедуру от Государственной Думы до подписания Президентом и опубликования в официальных источниках информации».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов