25 мая '09

Проблемы GPS – шанс для ГЛОНАСС?

В работе американской системы GPS с 2010 года могут начаться серьезные сбои. Такая информация содержится с докладе Главного контрольного управления (GAO) при правительстве США. Усугубление положения GPS, теоретически, может помочь российской ГЛОНАСС занять более выгодную позицию в сфере услуг спутниковой связи.
Причиной возможных неполадок в работе GPS является нерациональное проведение модернизации системы ВВС США: бюджет проекта по замене 31 спутника, составляющих группировку, уже превышен на $870 млн, однако в намеченный срок он осуществлен не будет. Первый спутник, с опозданием почти на три года, ВВС США планируют запустить в ноябре 2009 года. Компенсировать неудачу они собираются за счет введения в эксплуатацию спутников нового поколения IIIА, однако GAO сомневается в успешности такого решения, так как стратегия его осуществления не выстроена.
Развитие ситуации с GPS может отразиться на положении российской навигационной системы ГЛОНАСС, как одного из конкурентов американской спутниковой группировки. Подвергающиеся критике правительства, ведомства, которые курируют программу развития ГЛОНАСС, добились планового вывода новых спутников на орбиту. На данном этапе на первое место вышла проблема коммерциализации системы. Популярность ГЛОНАСС в гражданском секторе остается очень низкой, развивать ее возможно разными способами, среди которых заявлено сотрудничество со специалистами европейской Galileo, а также создание нормативных документов, ограничивающих использование на территории России навигационных устройств, не поддерживающих ГЛОНАСС.
Аналитики сходятся во мнении, что ряд проблем, с которыми столкнулась американская система GPS, безусловно, будет решен. Кроме того, положение дел в США мало повлияет на ГЛОНАСС, если правительство РФ не выработает стратегию коммерциализации спутниковой системы и популяризации ее услуг в гражданском секторе, обеспечив ее осуществление созданием нормативной базы и продуманными маркетинговыми предложениями. Для этого, считают комментаторы, вполне логичным является решение о привлечении к сотрудничеству иностранных специалистов.
Эксперты отметили, что на деле российскую навигационную систему ГЛОНАСС пока нельзя назвать конкурентоспособной. И для изменения текущего положения дел мало одного принудительного использования услуг отечественной спутниковой связи. Кроме того, в ситуации мирового экономического кризиса, осуществление программы развития ГЛОНАСС в полном объеме вряд ли возможно. Однако правительству стоит задуматься о стратегии продвижения именно в гражданском секторе. Аналитики считают, что начинать нужно с малого: с создания удобного и простого в обращении отечественного навигатора, используя который россияне смогут оценить преимущества ГЛОНАСС перед GPS. Рассчитывать на неудачу в эксплуатации американской спутниковой связи как на шанс вырваться в лидеры не представляется комментаторам логичным.


Эксклюзивные комментарии:

Ростислав Мусиенко, старший аналитик аналитического департамента
«Банк Москвы»

«Если даже у GPS есть проблемы, решение которых находится под вопросом, то российской ГЛОНАСС до такого уровня еще расти и расти. В США планируется модернизация системы через замену устаревших спутников, тогда как в России часть их еще не запущена. Кроме В. Путина и С. Иванова никто, пожалуй, и не знает, что такое ГЛОНАСС. Поэтому и проблемы GPS российской системе не помогут. Вывести спутники на орбиту – это одно дело, но необходимо еще и популяризировать ГЛОНАСС. На мой взгляд, выбрана неверная стратегия продвижения, а коммерческая сторона вопроса и вообще не проработана. Заставлять покупать продукты, поддерживающие ГЛОНАСС, в принудительном порядке вряд ли является правильным решением. К тому же стоит учитывать, что в ситуации экономического кризиса бюджет на развитие был урезан, хотя и в «шоколадные нефтяные годы» существовали проблемы с осуществлением работ по модернизации российской спутниковой системы. Если у GPS выйдут из строя все спутники, мы сможем говорить о реальном шансе для ГЛОНАСС. На деле, весь мир пользуется услугами GPS, и альтернативы этому, как таковой, не существует. Поэтому, чем смотреть на проблемы, с которыми столкнулись в США, лучше сосредоточиться на разработке коммерческих параметров плана развития ГЛОНАСС. В этом случае, сотрудничество с европейскими специалистами мне представляется более интересным, чем принудительная установка навигаторов ГЛОНАСС на ввозимые автомобили».



Дмитрий Баранов, ведущий эксперт
УК «Финам Менеджмент»

«Планы ВВС США по замене спутников GPS на спутники IIIA вполне реализуемы. У США есть и средства, и технологии, и промышленность, способные реализовать эти задачи. А главное, есть воля и стратегия национальной безопасности, которая требует защиты территории США и ее граждан. Сложности в развитии GPS не влияют на работу ГЛОНАСС, это разные системы. И хотя в нашем новом техрегламенте на автомобили предусматривается возможность установки и той, и другой системы, тем не менее, если у GPS начнутся проблемы, то ГЛОНАСС, при соответствующей коммерциализации проекта и выпуске индивидуальных установочных комплектов ГЛОНАСС, сможет обеспечить все необходимые услуги. К 2010 году ГЛОНАСС вряд ли сможет стать конкурентом GPS, потому что у нас еще не выпускается то количество персональных установочных комплектов, которое уже выпущено для GPS, и число обладателей системы ГЛОНАСС у нас исчисляется сотнями, а не сотнями тысяч как у GPS. Пока прогнозы коммерциализации ГЛОНАСС неутешительны, о чем говорили и власти: нет готового продукта, нормативная база недостаточна, практически не выпускаются персональные комплекты, а те, что есть, очень громоздки, не развиты дополнительные услуги и продукты. То есть проблем, которые нужно решить, еще очень и очень много, и только после их решения можно будет говорить о том, что ГЛОНАСС состоялся. Ничего плохого в привлечении иностранных специалистов нет, особенно если у них есть опыт работы над схожими проектами, например той же GPS. Тем самым можно избежать ошибок, сделанных в другом проекте. Если надо соблюсти секретность, то иностранных специалистов можно привлечь для работы только над гражданской частью ГЛОНАСС».



Ирина Скворцова, аналитик
ИК «Атон»

«Спутниковая система навигации GPS является стратегически важной для США. Основная задача данной системы в определении местоположения объекта в пространстве и во времени, что необходимо для обеспечения безопасности страны, а также для целей ВВС. Поэтому они сделают все возможное, чтобы заменить спутники в назначенное время. Сейчас аналога GPS, кроме ГЛОНАСС нет, но пока американская система обладает рядом преимуществ: маленькие размеры, хороший сигнал, большое количество устройств поддерживающих возможность использовать GPS. В данном случае любые проблемы с американской навигационной системой на руку отечественной ГЛОНАСС, у конечных потребителей просто не будет выбора, если одна из систем выйдет из строя. Государство намерено активно развивать систему навигации. Программа инвестиций не сокращается. Планы по развития ГЛОНАСС большие, в ближайшей перспективе планируется вывести все необходимые для полного покрытия спутники на орбиту. Налаживается производство телефонов, навигаторов и т.д., с возможностью приема сигнала ГЛОНАСС, ожидаем запуск в коммерческую эксплуатацию уже в 2010 году».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов