18 мая '09
СМАРТС отчитался за I квартал 2009 года
Согласно опубликованному отчету за I квартал 2009 года, выручка регионального оператора сотовой связи СМАРТС снизилась на 13% по сравнению с IV кварталом 2008 года, составив 1,2 млрд руб. Суммарный чистый убыток СМАРТС вместе с «дочками» в I квартале 2009 года равен 322,7 млн руб., из которых на головную компанию приходится 309 млн руб. против прибыли в размере 2,7 млн руб. в IV квартале 2008 года.
По аналогии с другими сотовыми операторами, негативные показатели явились результатом уже привычной тенденции абонентов экономить на роуминге в кризисный период. Кроме того, СМАРТС потерял 448,5 млн руб. из-за курсовых разниц как в реализационной деятельности, так и при удорожании валютных кредитов и повышении процентных ставок. По заявлению руководства компании, на выручку оператора повлияла и «большая тройка», поднявшая цены на свои тарифы, из-за чего сократился входящий трафик абонентов СМАРТС. Несмотря на то, что сам оператор свои тарифы не повышал, показатель ARPU в I квартале 2009 года снизился на 5,4 руб. до 123,7 руб. из-за жесткой ценовой конкуренции в регионах, показатель MOU составил 138 мин.
Однако отмечены и относительно позитивные тенденции: увеличение абонентской базы СМАРТС на 0,4% в течение I квартала 2009 года, тогда как затраты на привлечение новых клиентов удалось сократить по сравнению с IV кварталом 2008 года на 49%, при осуществлении его через собственные каналы продвижения. Кроме того, сотовая компания проводит чистки базы, удаляя из числа абонентов тех, кто в течение трех месяцев оставался неактивным. Услугами оператора на нынешний момент пользуются 2,85 млн человек. Чистый долг СМАРТС по итогам I квартала 2009 года снизился на 11,5%, составив $107 млн. Руководство компании рассчитывает на улучшение всех показателей во II квартале 2009 года.
Аналитики по-разному оценивают показатели, опубликованные СМАРТС в отчетности за I квартал 2009 года. В целом, документы отражают тяжелое положение, в котором оказался региональный оператор. Негативные тенденции к снижению выручки рынка, спровоцированные экономическим кризисом в стране, усугубляются в ситуации СМАРТС зависимым положением по отношению к «большой тройке». Оператор не может ничего противопоставить их политике повышения тарифов.
Эксперты прогнозируют стабильность убыточного положения СМАРТС на рынке услуг сотовой связи. Даже будучи крупным региональным оператором, на территории проникновения компания не может сохранить конкурентоспособность с операторами «большой тройки». Качество предоставляемых услуг заметно уступает их стандартам. Между тем, комментаторы считают, что СМАРТС, прежде всего, следует сосредоточиться на снижении долговой нагрузки, что возможно только при дальнейшем уменьшении затрат.
Эксклюзивные комментарии:
Константин Ермоленко, начальник отдела инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»
«СМАРТС менее защищен от воздействия кризисных явлений экономики, чем операторы «большой тройки». При этом он имеет гораздо меньше возможностей для манипуляций с тарифами и абонентской базой, о чем свидетельствуют представленные компанией финансовые результаты. Снижение ARPU на 4% вместе с практически не изменившимся числом абонентов приводит к более значительному падению выручки на 13%, что, в свою очередь, выводит компанию в зону убытков, превышающих четверть ее выручки. Данные цифры достаточно наглядно демонстрируют низкий запас финансовой прочности СМАРТС и высокую долю постоянных издержек. В целом, финансовые показатели производят негативное впечатление. Оператору необходимо срочно пересмотреть свою инвестиционную политику, возможно, отказаться от некоторых дочерних компаний, постаравшись за счет их продажи исправить ситуацию с высоким уровнем долговой нагрузки. Немаловажное значение имеет решение задачи расширения абонентской базы. Поэтому прогнозы по СМАРТС на 2009 год могут быть достаточно негативными, вплоть до потери статуса независимого оператора и вхождения в состав одного из операторов «большой тройки».
Владислав Кочетков, президент-председатель правления
ИК «Финам»
«В целом, отчетность можно охарактеризовать как нейтральную. Очевидно, что в условиях кризиса потребители стремятся экономить, что отражается на сотовой связи даже с некоторым мультипликатором. Например, кроме сокращения времени разговоров, абоненты меньше путешествуют, что приводит к снижению роуминговых поступлений. При этом стоит отметить, что СМАРТС работает в крупных регионах с высоким уровнем конкуренции, которые в большой степени пострадали от кризиса - сказывается наличие крупных машиностроительных предприятий, переживающих тяжелые времена. Получение убытка также связано с достаточно большой долговой нагрузкой, серьезная часть которой номинирована в валюте. Стоимость обслуживания долга для получающего рублевые доходы оператора растет. При этом долговая нагрузка СМАРТС постепенно сокращается, что можно признать позитивным фактором. В целом, в текущих условиях оператор выбрал правильную стратегию: он не повышает свои тарифы, что позволяет сохранять и даже наращивать абонентскую базу. Основная цель - минимизировать издержки, чтобы иметь достаточно ресурсов для рефинансирования долга».
Ростислав Мусиенко, старший аналитик аналитического департамента
«Банк Москвы»
«Показатели СМАРТС, как и ожидалось, оказались весьма слабыми. Те причины, которыми руководство компании объясняет такое положение дел, не вызывают сомнений. Безусловно, компания страдает от снижения дохода от роуминга и входящего трафика. Характерным является и убыток от курсовых разниц, который зафиксирован в отчетности всех компаний, долг которых номинирован в валюте, а не в рублях. Показательным примером может стать «Вымпелком». Так, операторы терпят убытки, в целом, по схожим причинам, разница только в масштабах. Ситуация для СМАРТС, конечно, является более критичной, так как у компании нет того запаса прочности, которым располагает «большая тройка», имея возможность снизить объем капиталовложений и на этом просуществовать длительное время. Кризис, прежде всего, показал уязвимость СМАРТС от общей ситуации, в частности, от политики операторов «большой тройки», которая приводит к падению доходов региональной компании. Поэтому пережить кризисную ситуацию будет весьма непросто. От операторов «большой тройки» ожидаем активизации, потому что ресурсы для этого у них сохранились. К тому же, они могут воспользоваться положением региональной компании, хотя ее поглощение маловероятно. О конкуренции СМАРТС с ними говорить не приходится: доходы с абонента несравнимы. В этом отношении оператор скорее ближе к Tele2, он не может предоставить те же возможности, конкурируя с «большой тройкой» только в цене. Также нельзя рассчитывать и на дальнейшее серьезное увеличение абонентской базы СМАРТС. В целом, компании необходимо сосредоточиться на сокращении затрат и уменьшении долговой нагрузки».