12 мая '09
МТС строят магистральную сеть
МТС планируют строительство магистральной сети до 2012 года. Сеть, общей протяженностью 600 тыс. км, свяжет семь федеральных округов РФ. В 2009 году оператор также намерен создать точку присутствия во Франкфурте.
На нынешний момент МТС уже построили 10 тыс. км ВОЛС. Дальнейшее расширение сети затронет, прежде всего, густонаселенные регионы РФ. Стандарты работ останутся прежними: оптоволоконные линии будут проложены в земле или прикреплены к опорам линий ЛЭП. Предполагаемая сумма инвестиций в проект пока не разглашается. Корректировки в график работ может внести ожидаемое объединение МТС и «Комстара». Присутствие последнего распространяется на шесть федеральных округов и 70 городов, где компания активно использует ВОЛС.
Использование собственной магистральной сети позволит МТС сократить затраты на аренду каналов. На данном этапе соотношение собственных и арендованных оператором каналов составляет 20/80 соответственно. Строительство магистралей является общей задачей «большой тройки». Его необходимость стала ощутимой после выхода компаний на региональный рынок.
Аналитики полагают, что решение о строительстве собственных магистралей, принятое руководством МТС, является оправданным. Более того, МТС – не первый оператор, осуществляющий проект в данном направлении. Эксперты отметили основную выгоду от наличия у оператора собственной волоконно-оптической линии связи: уменьшение затрат на передачу трафика, которое станет возможным после отказа от дорогостоящей аренды каналов, при сохранении в полной мере его объемов. МТС планирует покупку активов «Комстара», что поможет дополнительно снизить издержки на осуществление проекта.
Однако, перечисляя безусловные достоинства плана МТС, комментаторы обратили внимание и на очевидные недостатки. Проект, по их мнению, безусловно, является окупаемым в те или иные сроки, но схожие стратегии «Вымпелкома» и «Мегафона» создадут ситуацию острой конкуренции в данной области, что существенно снизит выгоду проекта. Кроме того, операторам следует учесть, что компании, предоставляющие в аренду каналы, оставшись без крупных клиентов, могут пойти на изменение тарификации услуг в сторону их удешевления. Учитывая оба фактора, а также возможное приобретение «Комстара» МТС должны четко структурировать предполагаемые инвестиции.
Эксклюзивные комментарии:
Андрей Щека, директор направления фиксированной связи
J'son & Partners
«По нашим оценкам, строительство ВОЛС оправдывает себя за несколько лет, например, в Москве это около трех лет. Для сети российского масштаба срок будет больше, однако это зависит от стратегии, выбранной компанией. Перевод трафика на собственные сети только на самых нагруженных участках позволит сократить сроки окупаемости и оптимизировать проекты под текущие возможности компании. Аренда каналов в настоящее время -дорогая услуга, и в расходах оператора составляет существенную долю. Инвестиции в строительство собственных ВОЛС вместо аренды каналов позволяют сократить затраты, связанные с накладными расходами и прибылью поставщика каналов. Наличие собственных линий и первичных сетей дает оператору больше независимости и возможностей. Вместе с тем, строительство сетей крупными операторами в России создаст конкуренцию, которая приведет к снижению стоимости аренды каналов. Этому будет способствовать и то, что основными потребителями каналов были операторы, строящие ныне собственные сети. Если говорить про МТС, то оператор имеет большой объем трафика, создаваемого абонентами, передача которого через собственные сети позволит оправдать затраты на «оживленных» направлениях. В случае объединения с компанией «Комстар-ОТС», строительство собственной сети становится еще более оправданным. Конечно, в данном случае должно быть исключено удвоение затрат, которое возможно при строительстве МТС и «Комстаром» линий на одних и тех же участках».
Ростислав Мусиенко, старший аналитик аналитического департамента
«Банк Москвы»
«Намерение МТС связать федеральные округа магистральной сетью является логичным. Операторы сотовой связи двигаются в этом направлении уже несколько лет. Ранее основной целью было расширение сети на основе аренды, увеличение количества своих вышек. Сейчас произошла смена приоритетов и концепций бизнеса, под влиянием главной задачи – экономии средств. Намного дешевле «гонять» трафик по своим сетям. Учитывая это, большим сюрпризом планы МТС не стали. Насчет необходимых инвестиций. Многие факторы могут повлиять на стоимость проекта. Следует учитывать возможность слияния МТС и «Комстара», с покупкой которого МТС получат доступ как к магистральным сетям, так и к развитой сети фиксированной связи. Если оператор решится на покупку активов «Комстара», то, вероятнее всего, будет комбинировать строительство магистральной сети с использованием уже существующей. Поэтому вероятность покупки следует оценивать по этим параметрам. Насчет минимизации расходов говорить сложно. Стоимость прогона трафика по собственной сети предполагает большую экономию, но в масштабе МТС составит 1-2% по EIBDA, с учетом затрат на строительство и последующее обслуживание».
Дмитрий Морозов, менеджер практики С&HT
A.T. Kearney
«Рост потребностей операторов в магистральных каналах будет продолжаться по мере развития сетей 3G, и стремление МТС построить собственную транспортную сеть выглядит обоснованно. Помимо основного назначения – пропуска транзитного трафика между регионами – такое решение позволяет повысить эффективность всей сети и бизнеса. Например, использовать расположение оборудования и контактных центров в разных часовых поясах, регулировать загрузку этих ресурсов и обеспечивать резервирование. При затратах на уровне $10 000 на километр магистральной ВОЛС, МТС должны будут вложить в проект около $500 млн, что составит не более четверти всех капитальных затрат до 2012 года. По планам самой компании, это позволит сэкономить на аренде каналов не менее $120 млн за 3 года. С учетом довольно устойчивого финансового положения и кредитного портфеля, планы строительства опорной сети вполне реализуемы. Наш анализ цен на строительство магистральных ВОЛС и аренду позволяет сделать вывод, что по большинству направлений срок окупаемости собственной магистральной сети составляет 4-5 лет. Кооперация «большой тройки» в направлении строительства опорных сетей могла бы существенно ускорить окупаемость проектов. С другой стороны, действующие «транзитные» операторы, столкнувшись с уходом ключевых арендаторов, могут пойти на существенное снижение тарифов. Тогда окупаемость проектов несколько ухудшится, а в выигрыше будет тот из игроков, кто найдет оптимальное соотношение собственных/арендованных каналов».
Илья Федотов, аналитик по телекоммуникациям
ИК «Велес Капитал»
«Данное решение во многом является логичным. МТС – оператор дальней связи, обладающий лицензиями на этот вид услуг. Магистрали оператора в регионах уже построены. Объединение внутризональной сети в федеральную и отказ от использования услуг других операторов, на мой взгляд, - это продуманный шаг. Особенно если произойдут изменения с активами компании (я имею в виду «Комстар»). «Соединенной компании» потребуется собственная магистральная сеть. Это позволит сократить затраты при сохранении существующего трафика. Компания станет более устойчивой и гибкой. В дальнейшем, это сделает возможным оказание арендных услуг другим операторам. Что касается инвестиций в проект, то они вряд ли будут высокими, если оценивать в целом расходы на строительство подобных сетей в России в период либерализации рынка. Сумма в $200-250 млн необходима операторам при строительстве сети с нуля. МТС же обладают региональными сетями и точками подключения к оператору. Затраты, естественно, будут меньше. «Комстар» говорил о сумме в $25 млн, правда, выделенной не на строительство сети, а на ее лицензирование и организацию точек подключения. В любом случае, МТС необходимо осуществление данного проекта, если компания претендует на звание федерального оператора».